Исследовательский проект по русскому языку

«Словообразовательная система русского языка»

Выполнила:

Лухнёва Екатерина,

ученица 8а класса

Научный руководитель:

М.С.Учеватова,

учитель русского языка

и литературы

го. Орехово – Зуево

2011 г.

Величайшее богатство народа - его язык!

Тысячелетиями накапливаются и вечно живут

в слове несметные сокровища человеческой

мысли и опыта.

М.А.Шолохов

План

1. Вступление

1) Место словообразования в языковой системе и в системе дисциплин науки о языке.

2) Словообразовательная система русского языка.

2. Основная часть

1)Основные художественные приемы русского литературного языка:

--прием семантизации морфем;

--морфемный (словообразовательный) повтор;

--обыгрывание внутренней формы слова;

--использование слов с суффиксами оценки;

--использование окказионализмов (авторских слов) .

2) Связь словообразования с лексикологией.

3.Заключение

1)Анализ последовательности работы.

2)Сложность и многоликость значимых частей слова.

3. Используемая литература

4. Приложение

.

1. Вступление

Термин словообразование неоднозначен: так называется и языковое явление, и наука (лингвистическая дисциплина) об этом явлении. Определение словообразования (деривации) как «образование слов» кажется вполне естественным. Формулировку «образование слов» можно без изменения основного смысла переформулировать так: «как образуются слова». Но наблюдать, как образуются слова, практически невозможно, поэтому можно говорить лишь о том , как были образованы имеющиеся слова и как могут быть образованы новые слова. То и другое и есть словообразование: прошлое (но еще живое!) словообразование и словообразование будущее (пока еще не реализованное).

Важно сразу же выяснить место словообразования в языковой системе и в системе дисциплин науки о языке.

Словообразование – отдельное, самостоятельное проявление языковой системы. Из всего сказанного следует, что словообразование составляет не функциональный, а эволюционный аспект языка. Оно обеспечивает развитие языка (в словарной части). По мнению Черемсиной М.И., «чтобы знать язык, уметь им пользоваться, надо знать его фонетику, семантику и грамматику, т.е. уметь пользоваться звучанием слов, их значением и правилами вхождения в речь».

Словообразование расширяет словарный состав языка и тем самым расширяет и обогащает функциональные возможности языка.

Словообразование предопределяет собой многие аспекты образуемых слов : их звучание, включая ударение, значение, грамматические свойства – и в целом влияет на развитие и функционирование языка. Это активное проявление взаимодействия словообразования с другими сторонами языка.

Изучение законов словообразования, с одной стороны, раскрывает перед исследователем богатейшие внутренние ресурсы и перспективы создания новых слов в языке и, с другой стороны, приносит большую практическую пользу в овладении правописанием.

Вопросам словообразования посвящены многие исследования по русскому языку. В трудах Ломоносова М.В., Востокова А.Х., Срезневского И.И., Богородицкого В.А., Шахматова А.А., Виноградова В. В. отводится почетное место словообразованию.

Словообразование, как и всё в языке, с течением времени изменяется. Изменяются не только средства и способы образования новых слов, но и словообразовательный характер уже образованных слов: они начинают восприниматься образованными не так, как были в действительности некогда образованы. В связи с этим в словообразовании различаются синхрония (состояние, характерное для определенного периода) и длахрония (исторические языковые процессы и состояния, характерные для предшествующих периодов и проявляющиеся в современном состоянии).

В этой же связи словообразование оказывается в определенных отношениях с этимологией.

Цель моей исследовательской работы – разобраться в некоторых вопросах словообразования современного русского языка.

Я считаю, раздел «словообразования» еще недостаточно глубоко изучается в школьной программе и, выбрав тему своего исследовательского проекта, я преследовала цель открыть что-то новое в изучении этой темы, познакомиться с современными концепциями этого вопроса, рассмотреть и изучить актуальность данной темы.

2. Основная часть

Когда мы говорим «язык», мы думаем: «слова». Это естественно: язык состоит из слов, тут спорить не о чем.

Но мало кто представляет себе по-настоящему, каково оно, самое простое и обычное человеческое слово, каким неописуемо тонким и сложным творением человека оно является, какой своеобразной ( и во многом еще загадочной ) жизнью живет, какую неизмеримо огромную роль играет в судьбах своего творца- человека. Изучать язык, не изучая слов, нельзя.[1]

Словообразовательная система русского языка отличается исключительным богатством и разнообразием. По подсчетам современных лингвистов, примерно 90% слов нашего языка являются производными, а это значит, что 9 из 10 слов прошли через «словообразовательные морфемы, которые придают словам разнообразные смысловые и экспрессивные оттенки.

В настоящее время в русском языке насчитывается огромное количество морфем, которые являются строительным материалом для уже образованных и вновь создающихся слов. Так, 60.000 слов из «Орфографического словаря» и 17-томного толкового словаря конструируются с помощью 4,5 тысячи корней, около 500 суффиксов и 100 приставок. Каждая из этих морфем оказывает влияние на лексическое значение слова, формирует это значение. Количественный состав морфем, развитая синонимика значимых частей слова, разнообразие способов образования слов в конечном счете определяет лексическое богатство русского языка, безграничные возможности для словотворчества, для языкового новаторства.

В языке слова создаются не произвольно, надуманно, случайно, а по законам и правилам грамматики русского языка. Морфемы комбинируются, группируются вокруг корня по определенным образцам, моделям. Каждой части речи свойственны свои суффиксы: имена существительные образуются при помощи одних суффиксов, прилагательные – других, глаголы – совсем непохожие на первые. [2]

Одним из ярких примеров активного применения словообразовательных средств является предложение «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка». Очень важно понять, какими способами ,при помощи каких именно суффиксов, приставок, окончаний язык образует существительное от глагола, глагол от существительного; как он спрягает свои глаголы, как склоняет имена, как связывает все эти части речи в предложении.

Секрет изобразительного силы русского словообразования состоит в том, что оно отличается исключительной стилистической гибкостью. Путем присоединения приставок или суффиксов создаются словообразовательные варианты, которые получают определенную функционально-стилистическую закрепленность.

Рассмотрим основные художественные приемы, основанные на изобразительных возможностях русского словообразования.

1) Прием семантизации морфем.

Семантизация – это выявление смысла, значения языковой единицы.

Пользуясь приемом семантизации, писатели и поэты обыгрывают значение морфем, привлекая тем самым внимание читателя к лексическому значению слова, к тому, как ощутимо меняется оно при добавлении или, напротив, изъятии морфемы.

Потянул ветерок, воду морщит – рябит.

Пронеслись утки с шумом и скрылиСЯ.

Далеко – далеко колокольчик звенит.

Рыбаки в шалаше пробудилиСя.

Сняли сетки с шестов, весла к лодкам несут…

А восток все горит – разгорается.

И.С.Никитин «Утро»

Приемы семантизации морфем иногда (правда, очень редко) сопровождается графическим разрывом слова - выделением морфемы дефисом, употребление которого не оправдало с точки зрения современных орфографических норм (СО - чувствовать, СО - страдать). Тот же прием искусственного разрыва слова, точнее, ключевой по смыслу морфемы, используется в стихотворениях М. Цветаевой, где приставка усиливает ощущение разрыва, разъединения, движения в разные стороны. Эти приставки у М. Цветаевой несут значение утраты, потери.

Нас родина не позовет!

Езжай, мой сын, домой – вперед –

В свой край, в свой век, в свой час, -

От нас –

В Россию – вас, в Россию – масс.

В наш – Час страну! В СЕЙ – час – страну!

В НА – Марс – страну! В БЕЗ – нас – страну!

М.Цветаева «Ни к городу и ни к селу…»

М.И.Цветаева использует еще один художественный прием – повтор слов, образованных по одной словообразовательной модели.[3]

2) Морфемный (словообразовательный) повтор.

Рассказывая о словообразовательном повторе, надо ознакомиться с одним из наиболее употребительных стилистических приемов – анафорой (единоначатие) – изобразительный прием, который заключается в повторении звуков, слов, синтаксических или ритмических построений. Самый распространенный вид единоначатия – лексическая анафора (повтор слова или сочетания слов), но об этом более подробно стоит говорить, рассматривая лексические изобразительные средства русского языка.

Одна из разновидностей словообразовательного повтора – скопление однокоренных слов в тексте.

Там ставшей СОРВАННОЙ

Хлопнет окно;

Там жизни ОБОРВАННОЙ Темное дно…

А.Белый «Усадьба»

ЛЮБИМАЯ- жуть! Когда любит поэт,

ВЛЮБЛЯЕТСЯ бог неприкаянный.

И хаос опять выползает на свет.

Как во времена ископаемых.

Б.Пастернак «Любимая – жуть!..»

Потому и навеки не скрою,

Что ЛЮБИТЬ не отдельно, не врозь –

Нам одною ЛЮБОВЬЮ с тобою

Эту родину привелось.

С.Есенин «В этом мире я только прохожий»

Чтение таких текстов и их анализ доставляет большое удовольствие, учит глубоко чувствовать родной язык.

3) Обыгрывание внутренней формы слова.

Этот прием широко используется в произведениях художественной литературы.

Понятие внутренняя формы слова было введено А.АПотебней: «В ряду слов того же корня, последовательно вытекающих одного из другого, всякое предшествующее может быть названо внутренней формой последующего».[4]

Обыгрывание внутренней формы слова часто называют приемом этимологизации, так как суть заключается в этимологическом разъяснении слова. Однако часто специально писатели прибегают к ошибочной этимологизации, намеренно сближая неродственные слова с созвучными корнями (или слова, чем-то близкие в произношении) и тем самым заставляют знакомые слова увидеть по- новому, найти в них неожиданный, не свойственный ему смысл.

И Митя почувствовал: какой это простой, спокойный и родной

Мир по сравнению с московским, уже отошедшим куда-то

В ТРИДЕСЯТОЕ ЦАРСТВО, центром которого была Катя…

И.Бунин. «Митина любовь»

Свежий взгляд на слово, необычную образность придает тексту не только сопоставление созвучных, чем-то похожих слов, но и графическое, зрительное членение одного из них, в облике которого угадывается другое – соотносимое.

4) Использование слов с суффиксами оценки.

Немаловажную роль в словообразовании играют суффиксы. Наряду со словообразовательным значением суффиксы имеют и значение грамматическое. Внутри частей речи есть смысловые группы слов, следовательно, суффиксы классифицируют слова.

В русском языке есть группа суффиксов, которые, не создавая новых слов, вносят эмоциональное или оценочное значение, они могут выражать самые разнообразные оттенки чувств и отношений.

В русской литературе давно сложилась традиция стилистического использования слов с суффиксами субъективной оценки.

Традиция эта идет от произведений устного народного творчества, где эти морфемы используются для передачи эмоционального отношения. С их помощью создаются имена уменьшительные и увеличительные, имеющие значение ласкательности, презрительности.

Из всех суффиксов оценки чаще всего используется народно – поэтических текстах уменьшительно – ласкательные морфемы, которые придают текстам особую выразительность и напевность ( «Хаврошечка», «Снегурочка», «Братец Иванушка и сестрица Аленушка»).

Наша-то хозяЮШКа

Сметлива была,

Всем в избе работУШКу

К праздниЧКу дала:

ЧашЕЧКу собаЧКа

Моет языЧКом,

МышКа собирает

КрошКи под окном.

По столу котИЩе

Лапою скребет.

ПоловичКу курОЧКа

ВениЧКом метет.

Из народной песни

Изучая фольклорные произведения, обратила внимание на то, что мягко и поэтично звучат слова буйная головУШКа, красно солнЫШКо, платОЧЕК шелковЕНЬКий… Этими наблюдениями я делаю вывод, что через «уменьшительность» народ показывал сердечное отношение к окружающему миру.

О пристрастии русского народа к уменьшительно-ласкательным суффиксам говорят многие современные поэты. «Слова звенят звоночками», - писал В.Гордейчев.[5]

Наблюдая и анализируя тексты художественной литературы, я пришла к выводу, что своеобразно использовались уменьшительно-ласкательные суффиксы в разные исторические эпохи, в разных литературных направлениях, у разных писателей.

Особенно облюбовали уменьшительно-ласкательные морфемы писатели – сентименталисты. С помощью суффиксов они передавали чувствительность героев, раскрывали их переживания, несколько приукрашивали эти чувства.

Валерий Терентьевич рос до осьми лет, как деревЦо, или просто сказать, как избалованный сынОК сельского помещика. Временем, а особливо в зимние вечера, когда нельзя было бегать по двору и поддирать воробьиные гнезда, матУШКа сажала его подле себя и рассказывала ему волшебные сказки из «Тысячи и одной ночи».

О.М.Сомов «Матушка и сынок»

…До сих пор, когда я вспоминаю об уверении, что я любим, каждая жилКа во мне трепещет…

А.А.Бестужев-Марлинский «Страшное гаданье»

…и здесь зеленые ковры расстилаются, как мягкий бархан, под ногами человека, и здесь поют птиЧКи – поют весело для веселых, печально для печальных…

Н.М.Карамзин «Остров Борнгольм»

В результате исследовательской работы я сделала вывод, что в творческом стиле каждого русского писателя суффиксы оценки выполняют разную роль. Например, у Н.В.Гоголя такие слова встречаются в описании сентиментального пустословия дам города N из «Мертвых душ».

- Какой веселенький ситец! – воскликнула во всех отношениях приятная дама, глядя на платье просто приятной дамы.

-… вообразите себе: полосочки узенькие, фон голубой и через полосочку все глазки и лапки, глазки и лапки…

У Н.А.Некрасова слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами являются своеобразным средством сочувственного воспроизведения бытовой речи крепостных крестьян, людей угнетенных, обездоленных.

Ниже тоненькой былиночки

Надо голову склонить,

Чтоб на свете сиротиночке

Беспечально век прожить.

В произведениях М.Е.Салтыкова – Щедрина слова с уменьшительным значением выполняет сатирическую функцию (Иудушка).

У Ф.М.Достоевского уменьшительно-ласкательные суффиксы – средство речевой характеристики социально-приниженной личности (Макар Девушкин в романе «Бедные люди»).

5) Использование окказионализмов (авторских слов)

Индивидуально-авторские изобретения появляются потому, что русское словообразование предоставляет потенциальные возможности для создания новых слов по высокопродуктивным моделям.

В этих новообразованиях сочетаются общие закономерности русского словообразования, его типов и способов с индивидуальным авторским словотворчеством. Эти слова невозможно найти в толковом словаре, они живут в авторском контексте.

Снова взбираюсь, глядя на ночь,
на верхний этаж семиэтажного дома.

«Пришел товарищ Иван Ваныч?» -

«На заседании

А-БЕ-ВЕ-ГЕ-ДЕ-Е-ЖЕ-ЗЕ-КОМА».

В.Маяковский «Прозаседавшиеся»

Современные поэты и писатели ценят экспрессивные возможности окказионализмов и широко используют этот прием в своих произведениях.

. И пахнет солнцем, мятой,

полынной ГОРЬКОТОЙ.

Жизнь не была дотоле еще такой простой.

Т.Кузовлева

Скромность стали считать глупостью и НЕДОТЕПСТВОМ, хамскую грубость – силой характера. Сплошное ОПУПЕНИЕ и ПНИЗМ от слова «пень».

Ю.Бондарев

Нахождение окказионализмов в тексте предполагает способность проникнуть во внутреннюю форму слова. Эта работа для меня была не только интересной, но и полезной.

Я поняла, что предметом изучения в разделе словообразования является слово – основная единица языка. Но слово является предметом изучения и другого раздела языкознания – лексикологии.

В своей работе раздел словообразования я связала с лексикологией, так как именно лексикология изучает жизнь слов: причины возникновения, изменение значений, хронологию жизни слова, поскольку появление нового слова есть факт пополнения лексического богатства языка.

Появление каждого нового слова не случайно. Оно обусловлено развитием материальной и духовной жизни народа. С развитием науки и техники, культуры в обществе возникает необходимость наименования новых предметов и явлений.

Слова появляются в языке разными путями. Многие возникли на основе русских слов, другие же возникают на основе слов иноязычных.

Словарные запасы пополняются за счет расширения значения слова. Так наряду с основными значением, появляются в языке переносные.

Как видим, пути появления новых слов в языке многообразны. Процесс этот непрерывный, постоянный. И обогащение, и обновление словарных запасов языка происходит постоянно.

3.Заключение

Итак, я рассмотрела место словообразования в языковой системе и в системе дисциплин науки о языке, уделила внимание вопросам словообразования в исследованиях по русскому языку, выделила цели данной работы.

Основное место было уделено словообразовательной системе русского языка. Были рассмотрены основные художественные приемы: прием семантизации морфем, морфемный повтор, обыгрывание внутренней формы слова, использование слов с суффиксами оценки, использование окказионализмов. В работе была мотивирована связь словообразования с лексикологией, была проведена параллель русского языка и литературы.

В моей исследовательской работе видно, что в мире словообразования нас встречают то сложность и многоликость на первый взгляд, казалось бы, весьма простых и одинаковых значимых частей слова, но захватывающие и приковывающие интерес строения словесной «архитектуры». Вместе с тем в словообразовательной «вселенной» мы находим математические строгие правила образования слов, распределения морфем, которые точно и стройно укладываются в формулы и схемы, разряды, типы и модели строения слов, подчиняющиеся непреложным законам языка.

Именно поэтому, оказываясь «внутри» слова, мы можем понять, из чего оно скроено, как сделано, и приобрести твердые языковые навыки и приверженность к лингвистической точности, узнать немало полезного и нужного не только по русскому словообразованию, но и по лингвистике в целом. Вот почему я решила исследовать словообразовательную систему русского языка, изучать законы словообразования.

Достигнуть всего этого возможно, если постоянно заниматься лингвистическим анализом. Посещая факультативные занятия в школе, я заинтересовалась приемами словообразования, стала внимательнее относиться к слову и планирую дальнейшую исследовательскую работу в изучении языковых явлений.

Русский литературный язык представляет собой бесконечно движущийся поток. Одни слова отмирают, как отмирают реалии их обозначающие. На смену приходят новые слова новой эпохи. Эти слова приживаются и обретают способность образовывать деривационные ряды по ранее существующим моделям.

А.К.Паустовский писал: « Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск».

Используемая литература

1. Аверьянов А.П.. Как образуются слова? М., Просвещение, 1986

2. Гордейчев Г.А. Любуясь народной речью. М., Литературный альманах, 1999

3. Граник Г.Г. Секреты орфографии. М., Просвещение, 1991

4. Ефимов А. И. История русского литературного языка. – М.: Высшая школа, 1971.

5. Зубова Л.В. Поэзия М.Цветаевой. Лингвистический анализ, С-П., 2004

6. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М., Просвещение, 1990

7. Ковалевская Е. Г. История русского литературного языка. – М.: Просвещение, 1992.

8. Львов С.И. Там, где кончается слово… М., Просвещение, 1991

9. Милославский И.Г. Как разобрать и собрать слово. М., Просвещение, 1993

10. Соболевский А. И. История русского литературного языка. – Л.: Наука, 1980.

Приложение

Потянул ветерок, воду морщит – рябит.

Пронеслись утки с шумом и скрылиСЯ.

Далеко – далеко колокольчик звенит.

Рыбаки в шалаше пробудилиСя.

Сняли сетки с шестов, весла к лодкам несут…

А восток все горит – разгорается.

И.С.Никитин «Утро»

Нас родина не позовет!

Езжай, мой сын, домой – вперед –

В свой край, в свой век, в свой час, -

От нас –

В Россию – вас, в Россию – масс.

В наш – Час страну! В СЕЙ – час – страну!

В НА – Марс – страну! В БЕЗ – нас – страну!

М.Цветаева «Ни к городу и ни к селу…»

Там ставшей СОРВАННОЙ

Хлопнет окно;

Там жизни ОБОРВАННОЙ Темное дно…

А.Белый «Усадьба»

ЛЮБИМАЯ- жуть! Когда любит поэт,

ВЛЮБЛЯЕТСЯ бог неприкаянный.

И хаос опять выползает на свет.

Как во времена ископаемых.

Б.Пастернак «Любимая – жуть!..»

Потому и навеки не скрою,

Что ЛЮБИТЬ не отдельно, не врозь –

Нам одною ЛЮБОВЬЮ с тобою

Эту родину привелось.

С.Есенин «В этом мире я только прохожий»

И Митя почувствовал: какой это простой, спокойный и родной

Мир по сравнению с московским, уже отошедшим куда-то

В ТРИДЕСЯТОЕ ЦАРСТВО, центром которого была Катя…

И.Бунин. «Митина любовь»

Наша-то хозяЮШКа

Сметлива была,

Всем в избе работУШКу

К праздниЧКу дала:

ЧашЕЧКу собаЧКа

Моет языЧКом,

МышКа собирает

КрошКи под окном.

По столу котИЩе

Лапою скребет.

ПоловичКу курОЧКа

ВениЧКом метет.

Из народной песни

Валерий Терентьевич рос до осьми лет, как деревЦо, или просто сказать, как избалованный сынОК сельского помещика. Временем, а особливо в зимние вечера, когда нельзя было бегать по двору и поддирать воробьиные гнезда, матУШКа сажала его подле себя и рассказывала ему волшебные сказки из «Тысячи и одной ночи».

О.М.Сомов «Матушка и сынок»

…До сих пор, когда я вспоминаю об уверении, что я любим, каждая жилКа во мне трепещет…

А.А.Бестужев-Марлинский «Страшное гаданье»

…и здесь зеленые ковры расстилаются, как мягкий бархан, под ногами человека, и здесь поют птиЧКи – поют весело для веселых, печально для печальных…

Н.М.Карамзин «Остров Борнгольм»

- Какой веселенький ситец! – воскликнула во всех отношениях приятная дама, глядя на платье просто приятной дамы.

-… вообразите себе: полосочки узенькие, фон голубой и через полосочку все глазки и лапки, глазки и лапки…

Ниже тоненькой былиночки

Надо голову склонить,

Чтоб на свете сиротиночке

Беспечально век прожить.

Снова взбираюсь, глядя на ночь,
на верхний этаж семиэтажного дома.

«Пришел товарищ Иван Ваныч?» -

«На заседании

А-БЕ-ВЕ-ГЕ-ДЕ-Е-ЖЕ-ЗЕ-КОМА».

В.Маяковский «Прозаседавшиеся»

И пахнет солнцем, мятой,

полынной ГОРЬКОТОЙ.

Жизнь не была дотоле еще такой простой.

Т.Кузовлева

Скромность стали считать глупостью и НЕДОТЕПСТВОМ, хамскую грубость – силой характера. Сплошное ОПУПЕНИЕ и ПНИЗМ от слова «пень».

Ю.Бондарев

РЕЦЕНЗИЯ

Наши рекомендации