Методические рекомендации к занятию
Целью данного занятия является формирование целостного представления о поэтическом мире В.А. Жуковского, определение роли поэта в становлении романтизма в русской литературе.
Для достижения данной цели необходимо:
· внимательно прочитать произведения В.А. Жуковского (перечень произведений см. на странице №13);
· опираясь на работы Маймина, Касаткиной, Янушкевича прояснить содержание понятий «романтическая элегия», «романтическая баллада», «элегическое сознание», «созерцательный романтизм»;
· охарактеризовать доминанты романтического мироощущения В.А. Жуковского.
Занятие 2. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» 2 часа
ПЛАН
1. Грибоедов и его комедия в оценках критики и литературоведения. (В.Г.Белинский, И.А.Гончаров, А.А.Блок, Ю.Н. Тынянов)
2. Литературная позиция А.С. Грибоедова. Место комедии «Горе от ума» в его творческой эволюции.
3. Поэтика комедии «Горе от ума»: система персонажей, конфликт, символическая образность.
Задания для самостоятельной работы
1. Повторите материал по теории анализа драмы.
2. Объясните, почему служанка Лиза и Софья Павловна после первого явления называются только Лизанька и София? Каким человеком Вы воспринимаете Чацкого поле первого монолога героя? Как вы понимаете смысл трех любимых вещиц Молчалина?
Основная литература
1. Грибоедов А.С. Горе от ума. Любое издание.
2. Баженов А.М. К тайне «Горя». А.С. Грибоедов и его бессмертная комедия. – М., 2001.
3. Белинский В.Г. «Горе от ума»… // Белинский В.Г. Избранные эстетические работы. – М., «Правда», 1986. – Том 1. – С.120-195. (Или любое другое издание).
4. Гончаров И.А. «Мильон терзаний» // И.А. Гончаров-критик. – М., «Просвещение», 1981.. – С.58-89. (Или любое другое издание).
5. Тынянов Ю.Н. Сюжет «Горя от ума» // Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. – М., «Наука», 1969. – С.347-379. (Или любое другое издание).
6. Блок А.А. Размышления о скудости нашего репертуара // Блок А.А. Собрание сочинений – Л., «Наука», 1986. – Том 12. – С.117 (Или любое другое издание).
7. Фомичёв С.А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». – М., «Просвещение», 1983.
Дополнительная литература
8. Степанов Л.А. Драматургия А.С. Грибоедова // История русской драматургии XVII – первая половина XIX века. – Л., «Наука», 1982. – С.296-326.
9. Гордиенко А. А.С. Грибоедов в русской критике. – М., «Просвещение», 1958.
10. А.С.Грибоедов в воспоминаниях современников. – М., «Московский рабочий», 1980.
11. Орлов В. Грибоедов А.С. Очерк жизни и творчества. – М., «Просвещение», 1954.
12. «Век нынешний и век минувший…»: Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» в русской критике и литературоведении. – СПб., «Сага», 2002.
Методические рекомендации к занятию
Целью данного занятия является формирование целостного представления о комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» как в контексте творчества драматурга, так и в контексте русской литературы начала XIX века.
Для достижения данной цели необходимо:
· внимательно прочитать текст произведения;
· проштудировать статьи Белинского, Гончарова, Блока и Тынянова и сделать в соответствии с планом занятия выписки из указанных статьей относительно литературной репутации Грибоедова, конфликта его пьесы, характерологии образной системы, языка комедии;
· опираясь на работу Баженова А.М., прояснить суть новейших подходов к истолкованию природы конфликта в комедии Грибоедова и проблемы героя.
Занятие 3.Пьеса А.С. Пушкина «Борис Годунов» 2 часа
ПЛАН
1. Творческая история трагедии. Труд Н.М. Карамзина «История Государства Российского» и драма А.С. Пушкина «Борис Годунов».
2. Проблема народа и власти в трагедии Пушкина.
3. Народ как главное действующее лицо в трагедии. Идея решающей роли народа в историческом движении и ее художественное решение в трагедии «Борис Годунов».
4. Художественное своеобразие трагедии Пушкина (историческая правдивость; психологическая верность и глубина в раскрытии характеров; язык действующих лиц).
5. Новаторство Пушкина-драматурга.