Исправление звука Ц

Дикционный тренинг.

Исправление дикционных недостатков

А сейчас перейдем к исправлению дикционных недостатков.

Недостатки звукопроизношения чаще всего проявляются в свистящих, шипящих звуках и сонорных Р и Л. В такой последовательности мы и будем работать.

Исправление свистящих звуков С, З

Обратите внимания, что при артикуляции звуков С и З кончик языка касается основания нижних зубов.

Артикуляция звуков С и З тренируется легче, если перед ними стоит гласный звук И так как губы и язык принимают характерное для них положение. Произносите за нами:

иск – испуг – история – исступление

изба – избыток – издевка – изморозь

Тренируйте правильность артикуляции, в словах, где звуки С и З находятся в начале слова.

сад – сани – сало – сахар

сок – сор – соль – сода

сыр – сыпь – сын – сытый

сук – суп – судак – сурок

зал – замок – закон – занавес

золото – зов – зори – зола

зуб – зубило – зудит – зуммер

зазор – заноза – зазноба – звезды

Тренируйте правильность артикуляции в словах, где звуки С и З находятся в конце слова.

вес – лес – квас – каркас

голос – лотос – глобус – мыс

минус – фокус – конус – ребус

Обратите внимание, что звук З в конце слова оглушается и произносится как С, а звук ЗЬ как СЬ

груз – глаз – воз – таз

мазь – грязь – князь – бязь

Тренируйте правильность произношения С и З в середине слова.

асфальт – атмосфера – каска – маска

государство – насос – космос – рост

вздернул – вздрогнул – взгрустнул – вздумал

В следующем примере звонкий согласный В оглушается и читается как Ф.

вспорол – вспомнил – всуе – всхлипнул

А теперь проверьте правильность артикуляции во фразах:

Придет осень – за все спросит.

Авось да, небось, хоть брось.

Худые вести не стоят на месте

Не в свои сани не садись.

Занятия спортом – залог здоровья.

Око за око, зуб за зуб.

У трезвого - на уме, у пьяного - на языке.

От лени – болезнь, от работы – здоровье.

Исправление звука Ц

Звук Ц образуется в результате слияния двух звуков: Т и С, поэтому постановка звука Ц возможно только после того, как звук С будет исправлен и войдет в речь. Быстрое движение языка от звука Т к звуку С даст верное произношение звука Ц.

Тренировку звука Ц лучше начинать со слов, где он стоит в конце слова.

месяц – мизинец – палец – танец

боец – пловец – певец – отец

А теперь слова, где Ц находится в середине слова

птица – улица – синица

овца – кольцо – лицо

Произносите слова, где Ц находится в начале слова

цепь – цель – центр – цех

царица – цапля – цоколь – цунами

Проверьте правильное произнесение звука Ц во фразах

Легкая метелица белым снегом стелется.

Язык у сплетницы длиннее лестницы.

Пословица не даром молвится.

Не велика птица-синица, да умница.

Для закрепления правильного произношения этих звуков полезно тренировать их в дикционных цепочках:

СТРУМ – СТРОМ – СТРАМ – СТРЭМ – СТРИМ – СТРЫМ

ЗДРУМ – ЗДРОМ – ЗДРАМ – ЗДРЭМ – ЗДРИМ – ЗДРЫМ

УСТР – ОСТР – АСТР – ЭСТР – ИСТР – ЫСТР

ЗУСТ – ЗОСТ – ЗАСТ – ЗЭСТ – ЗИСТ – ЗЫСТ

ЦВУМ – ЦВОМ – ЦВАМ – ЦВЭМ – ЦВИМ - ЦВЫМ

Тренировочные дикционные цепочки дают простор для фантазии: слоги можно менять местами, можно придумывать свои. Цепочки можно усложнять – удваивать, утраивать или соединять между собой. Например:

СТРУМ-СТРУМ – СТРОМ-СТРОМ – СТРАМ-СТРАМ – СТРЭМ-СТРЭМ – СТРИМ-СТРИМ – СТРЫМ-СТРЫМ

ЗДРУМ-ЗДРУМ – ЗДРОМ-ЗДРОМ – ЗДРАМ-ЗДРАМ – ЗДРЭМ-ЗДРЭМ – ЗДРИМ-ЗДРИМ – ЗДРЫМ-ЗДРЫМ

Или соединять:

СТРУМ-ЗДРУМ – СТРОМ-ЗДРОМ – СТРАМ-ЗДРАМ – СТРЭМ-ЗДРЭМ – СТРИМ-ЗДРИМ – СТРЫМ-ЗДРЫМ

И в обратном порядке:

ЗДРУМ-СТРУМ – ЗДРОМ-СТРОМ – ЗДРАМ-СТРАМ – ЗДРЭМ-СТРЭМ -ЗДРИМ-СТРИМ – ЗДРЫМ-СТРЫМ

При отработке двухсложных и трехсложных звукосочетаний, необходимо стараться произносить их как единое слово с ударением на первом слоге. Например:

СТРУМЗДРУМ или СТРУМЗДРУМЗДРУМ

Кроме того, при отработке дикционных цепочек, полезно многократно повторять их с переменой ударения, так как перемена ударения вводит в дикционный тренинг ритм. Послушайте:

СТРУ – стро – стра – стрэ – стри – стры

стру – СТРО – стра – стрэ – стри – стры

стру – стро – СТРА – стрэ – стри – стры и т.д.

Так можно поступать со всеми последующими звукосочетаниями.

Переходим к дикционному тренингу на материале скороговорок. Повторяйте за нами в паузах:

У осы не усы, не усищи, а усики.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.

Коси коса пока роса. Роса долой и мы домой.

По семеро в сани уселися сами.

Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза развалился кузов.

Пошел спозаранку Назар на базар, купил там козу и корзинку Назар.

Около колодца кольцо не найдется.

Только у молодца и золотца, что пуговка из оловца.

Наши рекомендации