Как тренировать дыхательный аппарат
Существует несколько очевидных способов развития дыхательного аппарата. Akir советует “читать как можно дольше, не делая вдоха”, что со временем приведёт к способности набирать за раз больший объём воздуха. Как говорит Bobby Creekwater: “Это происходит естественно. Со временем и с
практикой всё это к тебе приходит естественным образом.”
Кроме этого Akir советует “научиться делать вдох незаметно”, что позволит дышать чаще на протяжении одного куплета.
Zumbi, Zion I
У некоторых эмси есть пассажи на одном выдохе, когда они читают чуть ли не по полторы минуты без передышки. Не знаю, отношусь ли я к ним, но я знаю что можно сымитировать такой эффект, делая вдохи благодаря расслабленности.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДИАФРАГМЫ
Владение дыханием необходимо эмси так же, как оно нужно для пения и драматической игры, поэтому эмси прибегают к тем же техникам и упражнениям, что и певцы и актёры в развитии своих вокальных данных посредством дыхания.
K-Os
Пение хорошо помогает, и поскольку до того, как начать читать рэп, я пел, я думаю я уже имел кое-какое представление о контроле за дыханием.
Akir
Мои друзья-актёры научили меня кое-каким упражнениям. Иногда я делаю упражнение для диафрагмы. Однажды на концерте я потерял голос, у меня было тридцатиминутное выступление, и когда я дочитывал первый куплет и припев первого трека, у меня начисто пропал голос, так что до конца своего выступления я читал диафрагмой. Я думаю, это один из аспектов профессионализма, как музыканта, так и актёра, умение держать себя в форме и быть способным найти выход из положения, если случается что-то непредвиденное.
Певцы и актёры тренируют диафрагмальное дыхание, пользуясь диафрагмой (группой мышц под легкими) для контроля дыхательного процесса. Для того, чтобы дышать диафрагмой, при вдохе нужно выпячивать область солнечного сплетения, а не грудную клетку, это позволяет лёгким лучше наполниться воздухом, вобрать больший его объём и тем самым поддержать вокальное усилие. Чтобы овладеть этим методом дыхания, просто тренируйте вдохи, выпячивая область солнечного сплетения, медленно и глубоко набирая воздух.
ЖИВОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ КАК МЕТОД ТРЕНИРОВКИ ДЫХАНИЯ
Живые выступления – это отличный способ тренировки и развития дыхания, поскольку на них от тебя требуется читать текст правильно и за один раз, в живом выступлении дубли и многократные попытки невозможны. Выступления также подразумевают больше движения, чем во время записи в студии, что, в свою очередь, увеличивает потребность в кислороде.
E-40
Выступая на концертах, ты много двигаешься и поэтому приходится переводить дух. Я – здоровый парень, но не неуклюжий. Я хорошо держу свой вес, и когда нахожусь на сцене, моё присутствие заметно. Я читаю достаточно разборчиво, и это результат моего опыта.
Del the Funky Homosapien
Правильным дыханием мне помогли овладеть выступления в неблагоприятных условиях – что нас не убивает, делает нас сильнее.
Pusha-T, Clipse
Когда я выступаю, пригождаются различные навыки, [такие как] контроль за дыханием, и умение вообще правильно выстроить темп выступления, чтобы быстро не выдохнуться и не израсходовать энергию.
Часто активно выступающие эмси обнаруживают не только улучшение своей способности контролировать дыхание, но и то, что они стали более комфортно и расслабленно чувствовать себя на сцене.
Zumbi, Zion I
Даже судя по нашим практически непрерывным гастролям за последние пять-шесть лет, я могу сказать что были выступления, когда я чувствовал, что теперь я более внимателен к тому, что делаю, не нервничаю, могу спокойно дышать.
Многие эмси рекомендуют также комплексы на укрепление сердечно-сосудистой системы, что должно обеспечить более устойчивое дыхание и в общем позволить выступать более энергично.
Joell Ortiz
Выступления и ежедневные физические нагрузки помогли мне овладеть рациональным дыханием.
MURS
Я думаю, что находиться в хорошей физической форме необходимо. Лично я в день пробегаю полторы-две мили, чтобы быть готовым к выступлениям, где я бегаю туда-сюда по сцене, много прыгаю и вытворяю разные панк-рокерские выкрутасы, вращаю микрофон. У меня хорошее дыхание и пульс, поэтому я читаю без одышки. Думаю, важно иметь такие навыки.
Дикция
Дикция – это то, насколько правильно и разборчиво произносятся слова. Хорошая дикция необходима для того, чтобы суметь произнести каждый слог достаточно бегло и легко, не выпадая из бита. Отличные тексты с виртуозным флоу ничего не значат, если ты запинаешься, не соблюдаешь темп, и читаешь неразборчиво.
Big Daddy Kane
Если при прослушивании своего вокала на записи, ты замечаешь, что он звучит как бубнёж, когда ты не можешь разобрать слов в своём собственном тексте, представь, как он будет звучать для всех остальных.
Эмси часто удостаиваются хвалебных отзывов о том, как чётко и разборчиво они произносят каждый слог, когда слушатель способен разобрать каждое слово. Например Slick Rick и Eminem считаются мастерами дикции.
O.C., Diggin’ in the Crates
“The Great Adventures” Slick Rick – один из величайших альбомов в истории. То, что он на нём читал и как он это делал, после него никто не повторил. Для меня Slick Rick – эталон ясности.
Cashis
Eminem произносит слова очень разборчиво. Я как уроженец Чикаго разговариваю со среднезападным акцентом, но когда читаю, мне приходится чётче проговаривать слова, потому что я стремлюсь приблизиться к его уровню разборчивости. Это одна из особых черт Эма, потому что он умеет читать текст за кадром, имитировать голоса из мультфильмов, он может делать всё, что угодно, и его произношение не теряет ясности, у него всё можно различить, так что дикции я учусь у него.
Хорошая дикция особенно важна для чтения рэпа в быстром темпе, потому что когда слоги должны произноситься быстрее, повышается вероятность оговорок и неразборчивого произношения.
Mex, The Visionaries
Я читал быстро с тех самых пор, как начал читать рэп, потому что я выходец из традиции быстрой, джазовой читки, так что я стремился читать максимально быстро, но при этом оставаясь как можно более понятным. Сейчас дикция для меня не представляет сложности, потому что я давно читаю рэп, хотя на её выработку потребовалось определённое время.
КАК УЛУЧШИТЬ ДИКЦИЮ
Наиболее незамысловатый способ развития дикции это многократное повторение текста, пока ты не сможешь читать его громко и без ошибок, овладев произношением каждого слога. Gift of Gab из Blackalicious, знаменитый своей дикцией и быстрой манерой читки, говорит: “Для этого не требуется много времени. Всё дело в повторении, повторении и повторении, просто привыкание к тому, что ты написал.” Если флоу особенно насыщенный и быстрый, полезна более интенсивная и длительная тренировка.
Zumbi, Zion I
Я стремлюсь выйти за рамки своей манеры и читать очень быстро, как Twista, и практикуюсь в этом, пока текст не станет звучать чётко.
Twista
[Я много работаю над читкой], безусловно, в зависимости от сложности фразировки. Иногда фразировка настолько растянутая, что если мне не нужно читать быстро, я обычно долго не репетирую, но быструю читку я отрабатываю, даже не обязательно запоминаю, а просто приучаю артикуляцию к произнесению слов многократным повторением, чтобы потом смочь произносить их с гораздо меньшим усилием.
Akir
Иногда я, особенно когда это очень плотный текст, стараюсь читать его очень быстро и по многу раз, наблюдая насколько разборчивыми получаются слова. Я работаю над дикцией, могу взять строчку и многократно её повторять.
Stressmatic из The Federation говорит, что хорошая дикция развивается “благодаря многочисленным записям – чем больше ты записываешься, тем больше у тебя появляется навыка.” Во время записи полезно, когда кто-то из персонала подсказывает тебе, что нужно перезаписать тот или иной фрагмент текста с более чёткой дикцией.
Sheek Louch, D-Block/The LOX
Ты должен работать в связке со своим звукоинженером. Он должен подсказывать тебе: “Слушай, зачитай медленней, чуть разборчивей, нужно чтобы слушатель мог разобрать твои слова в этом месте.”
Манера
Исполняя текст, можно по-разному менять голос, выбирая определённую манеру исполнения. Можно менять высоту голоса и читать более или менее мелодично. Можно регулировать степень приглушённости, ясности, гнусавости своего вокала. Можно контролировать громкость своего голоса и степень его мягкости или резкости. Неординарная и яркая манера исполнения способна помочь выделиться на фоне других эмси.
Schoolly D
Я читаю рэп уже двадцать пять лет, и могу читать ещё столько же, потому что мои голос и манера узнаваемы.
Cashis
У DMX отличный голос, он обращается прямо к тебе и ты понимаешь, что именно он сообщает.
Chuck D, Public Enemy
Я [думаю, важно иметь узнаваемый голос], но я могу говорить только за себя, потому что я таким обладаю. Если у тебя есть узнаваемые голос и манера, то неважно, на каком языке ты говоришь, ты будешь привлекать внимание. [Те, у кого нет хорошего голоса,] могут стать великолепными текстовиками, могут даже стать великолепными исполнителями, но им потребуется больше усилий, чтобы донести своё творчество, чем тому, у кого есть уникальный голос.
Одной из главных характеристик манеры, по-словам Akir, является “не быть монотонным, читать достаточно выразительно, чем многие пренебрегают.” Он добавляет, что “у одних это врождённое качество, но работа артиста предполагает умение проявить и выразить эмоции и чувства на записи.” Эта натуральная выразительность манеры часто является признаком артиста, наделённого особым талантом.
Brother J, X Clan
Этот внутренний голос, голос таланта подсказывает тебе, где повысить голос, где понизить, где поиграть им. Кроме шуток, именно это отличает Gladys Knight (соул-певица – прим.пер.) от “я хорошо пою в душе” – это два разных мира. Те, кто владеет вокалом на таком уровне, поют как райские птицы, чувак, они оказывают мощное воздействие.
Chuck D из Public Enemy обладает мощным зычным голосом, который часто признают одним из наиболее узнаваемых и впечатляющих в хип хопе. Его манера сформировалась под влиянием не только других рэпперов, но и спортивных комментаторов.
Chuck D, Public Enemy
Мне нравились колоритные голоса, как у Melle Mel, мне они казались нереальными. Я хотел стать спортивным комментатором, поэтому моя вокальная манера по сути коренится в манере бейсбольных и баскетбольных комментаторов.
Своей мощной подачей известен также RBX, чему способствуют естественные грубость и колорит его голоса. Его прозвище “The Narrator” (повествователь) как раз отражает тот факт, что благодаря его вокальной манере его тексты звучат более красочно.
Другой артист, обладающий яркой и сразу узнаваемой манерой является B-Real из Cypress Hill. По сравнению с другими рэпперами, его вокал более гнусавый и иногда более мелодичный.
B-Real, Cypress Hill
Нужно выделяться на фоне остальных и быть узнаваемым. Много чего звучит одинаково, поэтому если у тебя есть какая-либо отличительная черта, нужно сыграть на ней, чтобы получить преимущество.
Devin the Dude известен своей спокойной, мягкой, расслабленной и часто очень мелодичной манерой.
Devin the Dude
Мне нравятся такие группы как The Bar-Kays, Funkadelic и старые артисты как Stevie Wonder или Donny Hathaway, которые обладают своеобразными голосами. Когда слышишь их голос ты думаешь: “Вот это да, да это же практически инструмент.” И я просто хотел иметь свой собственный голос, чтобы он также был инструментом, поэтому, когда люди его слышат, они говорят: “О, так это ж… новый XJ-9000,” – ха-ха. Я думаю, что любой голос – это в некотором роде инструмент, и цена участия в совместках вырастает как раз из-за качества этого “инструмента”.
То, какую манеру ты избрал, может многое сказать о тебе, как об артисте, а также сыграть на ожиданиях людей, ассоциирующихся в их сознании с определённой манерой. Это может оказаться как плюсом, так и минусом.
David Banner
Я считаю, что южные рэпперы поэтичны не менее, чем другие, но из-за южного произношения их поэтичность не признаётся. Я не считаю, что это справедливо – Bun B – один из самых лучших лириков в истории, André 3000 [из OutKast] – один из самых лучших лириков в истории, Scarface – один из самых лучших лириков в истории. Послушайте Bun B на треке “Murder” (177) с альбома UGK “Ridin’ Dirty”… André 3000 в жизни не зачитал ни одной галимой строчки.
Одни артисты находят для себя определённый стиль и больше ему не изменяют, особенно если с ним они добились популярности и успеха, в то время как другие меняют манеру ради разнообразия, либо в рамках одного куплета, либо от трека к треку. Steele из Smif N Wessun рассказывает, что ему нравится экспериментировать с различными формами подачи текста:
Steele, Smif N Wessun
Я люблю музыку, высоко ценю музыкальные инструменты и считаю, что одним из наименее признанных музыкальных инструментов является вокалист – меня увлекают эксперименты. Думаю, что одни люди находят своё лицо и больше ничего не меняют, а другие постоянно находятся в поиске, изменяют, искажают и экспериментриуют, и это то, что мне самому нравится делать.
Yukmouth говорит, что он часто изменяет голос в припевах, но не в куплетах: “Для припева я меняю голос и придумываю всякую херню, люди меня даже не узнают, но для читки у меня всегда один и тот же голос.”
Иногда в течением времени эмси полностью меняет манеру, либо из личных предпочтений, либо следуя новым течениям, чтобы не звучать старомодно.
Andy Cat, Ugly Duckling
Когда я только начал пытаться читать рэп в 80-х, я помню в пятом классе я сказал своему другу: “Щас я включю свой рэп-голос.” и стал читать “Hey, party people in the place to be” голосом, каким читали олдскул рэпперы. Так было принято, как [Kool] Moe Dee в “Wild Wild West” (178) или Kurtis Blow, так рэпперы должны были звучать. Только несколько позже с появлением таких групп как De La Soul рэп вокал стал меняться, когда стали появляться люди, читающие нетрадиционно. А потом он продолжал изменяться в 90-х с появлением Wu-Tang и других эмси из гетто, чьи голоса звучали более гортанно.
Одни эмси ещё до записи чётко представляют, каким голосом они будут читать, другие же предпочитают делать это более спонтанно.
Termanology
Я обычно знаю, как хочу звучать. Становясь перед микрофоном, я знаю где я буду петь, где читать, где я буду кричать, а где понижу голос.
Mr. Lif
В основном [с подачей я определяюсь заранее], но запись – это процесс проб и ошибок. Иногда бывает, что интонация, которую я представлял себе, оказывается наудачной, её всегда нужно корректировать, поэтому приходится записывать по нескольку дублей, пока она не выкристализуется.