Три стадии алхимии для фараона
Здания из камня начал строить фараон Джейсер (что значит "великолепный"), правитель III династии. Его знаменитая Ступенчатая Пирамида, созданная архитектором Имхотепом и расположенная подобно всем пирамидам на левом берегу Нила, является первым сооружением подобного рода. Спроектировал эту пирамиду «тот, кто над фараном» - жрец Хетти, посвященный в сан бога Ра (и записанный в летописях как Хеси-Ра) за «разработку эстетических принципов Канона, отражающего гармоничные основы мироздания...»
Статуя самого Джейсера, находящаяся в Каирском музее Египетской истории, представляет его сидящим в окружении львов - защитников человека и в горе и в счастье. Незримый защитник-сокол прикрывает единственное место у фараона, которое не видит зритель - основание его черепа (крылья по вискам, тело в затылочной..впадине).
В скульптуре существует только три формы изображения фараона:
- Сидящий и правящий (с символами Северного и Южного Египта в руках, в окружении лотоса и папируса, Сокола/Орла и Змеи. Земной, «черный», плодоносный период.
- Идущий по дороге жизни и смерти, с пристегнутой бородой-столбиком (символ мудрости), левая нога впереди правой. Последнее означает, в силу привычки определять левую сторону как плохую, что следующий, Первый свой шаг Фараон сделает с доброй и хорошей Правой ноги. Это переходный период «белизны», этап происходящих изменений.
- Посмертное озирическое изображение в спеленутом состоянии (чаще всего – лежа, но есть исключения), руки сложены крест-накрест, священные символы вокруг, на голове – змеевидный венец-урей. Непременна загнутая кверху борода.
Это поза бессмертия для последующего воскрешения.
Алая фаза, посвященная солнечному диску.
…Представления о двойнике, связанные с необходимостью оживления статуи, привели египетских скульпторов к употреблению инкрустированных вставных глаз. Так, например, радужная оболочка в статуях Рахотепа и Нофрет сделана из серовато-голубого халцедона. Оттого…смотреть…в…глаза…фараонам…жутко.
Каждый третий – андрогин (печальные и поучительные страницы)
В истории правления Египта есть примеры царствования андрогинов: Это фараон Аменхотеп 4, более известный как Эхнатон, и царица Хатшепсут, которую весь народ Египта принимал за мужчину-фараона.
Царица Хатшепсут была вымарана писцами и архивистами древности из всех каменных царских списков, и лишь по незавершенному черновику ее изображения с надписями каирские египтологи опознали, кто именно был изображен на безымянной статуе красивого фараона с бородой! По забавному стечению обстоятельств именно безвременная смерть царицы привела к сохранению памяти о ней: статуи фараонов в разный период их жизни делались по различым шаблонам, и незавершенная при жизни статуя
Шагающего Правителя (в мужской одежде и с пристяжной бородой) не могла быть закончена после смерти царицы, так как в ней пропал всякий магический и культовый смысл. Скульптура осталась незавершенной, и была погребена в каменоломнях. Вместо нее была выбита новая статуя в Озирической форме.
Царица Хатшепсут (т.е. «Лучшая по благородству») была дочерью третьего фараона XVIII династии Тутмоса I и царицы Яхмес. При жизни отца Хатшепсут стала «Супругой Бога» — верховной жрицей фиванского бога Амона. После смерти отца Царица вышла замуж за своего брата-фараона Тутмоса II, матерью которого была некая второстепенная жена их общего отца, тогда как Хатшепсут была чистых царских кровей. Престол же в Египте передавался по женской линии.
У Хатшепсут и Тутмоса II было в браке две дочери, и старшей Нефруре царица прочила трон. Подозревают, что отцом ее младшей дочери Меритры был воспитатель старшей - великолепный зодчий и архитектор Сенмут. Но это не имело значения, поскольку все дети официальной жены фараона автоматически становились наследниками престола. Сенмут поддерживал политику строительства (при Хатшепсут строили, как ни при ком другом), и возвел царице после ее смерти Заупокойный Комплекс в три террасы.
Муж царицы Хатшепсут фараон Тутмос II имел множество любовниц, и от одной из них – официально признанного им сына Тутмоса III, которого уже в свою очередь мечтал посадить на трон. Но поскольку основные будни фараона занимали походы по войнам и женщинам, сын его остался без присмотра, а Египтом правила его сестра Хатшепсут. Царица Хатшепсут не желала видеть на троне фараонов бастарда своего брата от любовинцы, и потому под предлогом получения необходимого для всякого правителя Высшего Магического Образования сдала мальчика в Храм на обучения. Единственное, о чем она умолчала – это о том, что два-три года в Храме делают из волшебника полноценного Жреца, которому уже нет дороги обратно. Права править он уже не имел.
Вернувшийся из длительной отлучки фараон страшно разгневался, и между Хатшепсут и ее братом разгорелась холодная война. Однако Тутмос I правил недолго.
При жизни мужа – пока он отсутствовал - царица Хатсепсут выходила к народу в мужском набедренном фартуке и чуть более длинных "ушах" головного убора, традиционно касающихся верха груди. Никто из ее подданных не знал, что это женщина, поскольку она носила Статусную Одежду Мужчин. После восхождения на престол Хатшепсут была провозглашена фараоном Египта под именем Мааткара Хенеметамон со всеми регалиями
Приняв титулатуру фараонов, Хатшепсут стала изображаться в головном уборе хат с уреем и с накладной бородкой. Первоначально статуи и изображения Хатшепсут представляли её с женской фигурой, но в мужских одеждах, а в позднейших аналогах её образ был окончательно трансформирован в мужской. До Хатшепсут то же сааме произошло со статуяими царицы Нефрусебек, для которых также характерна комбинация мужского и женского канона. Тем не менее, в надписях на стенах храмов царица продолжала называть себя прекраснейшей из женщин и отказалась от одного из царских титулов — «Могучий бык».
Хатшепсут лично возглавляла один из двух совершенных во время её правления военных походов в Нубию, а также контролировала Синайский полуостров, Финикийское побережье, Южную Сирию и Палестину. В частности, ведение военных кампаний царицей подтверждает надпись в Тангуре — победная реляция, высеченная на скале в районе Второго порога Нила. Возможно, она командовала египетскими войсками и в ряде походов против мятежных сирийских и палестинских городов. Известно, что Хатшепсут допустила своего пасынка Тутмоса III к военной службе, что открыло ему путь как первому великому воителю в истории Египта (он прославился Битвой при Мегиддо в 1480-м году д.н.э)
Тутмосу III удалось после смерти Хатшепсут так настроить жрецов против нее, лишившей его престола, что даже памяти о ней не должно было остаться. С этой целью были сбиты все каменные надписи со статуй и уничтожены все таблицы.
* * *
Прекрасный Эхнатон, которому не удалось монотеизировать Египет, изображен с женским телом. Есть версия, что это в высшей степени точное его изображение, и версия, что ведающие заказом изображений жрецы, разгневанные царскими нововведениями, хотели таким образом унизить персону Эхнатона (делая из него химерического урода).
Эхнатон,десятый фараон XVIII династии, сын Аменхотепа III и царицы Тии, знаменит тем, что за свою недолгую жизнь осуществил религиозную реформу, подойдя к утверждению единобожия. В детстве Эхнатон болел, и его жизнь была в опасности из-за решения Фиванского оракула. Сделавшись фараоном, он прибавил к своему имени прозвище «Выживший, чтобы жить долго», так что в его судьбе не исключено наличие неизвестного нам Волшбеного События, повлиявшего на всю систему его мировоззрения.
Вся юность Эхнатона прошла вдали от Фив, а частично и за пределами Египта. О его существовании не упоминается ни в одной из надписей времен правления Аменхотепа III.
После смерти Аменхотепа III государством управляла его жена Тия в качестве регента. Тия призвала своего сына в Фивы, где он был возведен на трон под именем Аменхотепа IV.
Новый фараон вступил в острый конфликт с жрецами Амона, провозгласил себя почитателем лучезарного бога Атона (обычно олицетворяемого солнечным диском – атеном), культ которого уже был частично распространен. Возведение фараоном храма Атона в Фивах привело к полному разрыву с культом Амона и его жрецами. Аменхотеп сменил свое тронное имя («Амон доволен») на Эхнатон («слуга Атону»). Более того, он уничтожил имя «Аменхотеп» на памятниках своего отца (что для мага-египтянина было актом отнюдь не символического убийства) и разрушил связанные с ним скульптуры сфинксов, сбросив их с обрыва в окрестностях Фив. К пятому году своего правления при поддержке жрецов из Гелиополя – древнего соперника Фив – он перенес царскую резиденцию в новую столицу, за планировкой, строительством и украшением которой следил самолично. Столица получила название Ахетатон («Место власти Атона»).
Эхнатон сам выступал в качестве верховного жреца Атона, слагал многочисленные гимны в честь этого божества и распространял свое учение среди последователей. В центре культа Атона стояла Маат – одновременно богиня правды и само понятие «истина». Свое имя Эхнатон обычно писал, добавляя прозвище ankh-en-maat – «живущий в правде/истине».
Религия Атона означала поклонение свету, и приношения совершались на алтарях, поставленных правильными рядами на просторных дворах храма этого бога. Церемония составляла разительный контраст с культом «потаенного» Амона, святилища которого были скрыты во тьме. Атона не изображали, но представляли в виде диска или шара, испускающего лучи, каждый из которых заканчивался дарующей жизнь рукой.
Эхнатон женился на своей двоюродной сестре, красавице Нефертити (дочери Эйе, брата Тии), от которой имел мере четырех дочерей. Однако Тия сохранила свое могущество. На 12-м году правления Эхнатона ее изображали как лицо, по своему рангу превосходящее жену Эхнатона – в двойной короне и в сопровождающих надписях соответственного толка. В том же году Нефертити, разведенная или впавшая в немилость, исчезает с исторической сцены. Между тем политика Эхнатона в отношении близившегося распада восточной части державы, что грозило серьезными экономическими трудностями, помогла жрецам Амона ускорить внутренний кризис.
На 17-м, последнем засвидетельствованном в источниках, году правления Эхнатона один из его сыновей Сменхкара (имя его матери не установлено) - был назначен его соправителем. Вскоре Эхнатон был свергнут и, по-видимому, ослеплен. Сменхкара, процарствовав всего год, передал корону своему младшему брату Тутанхатону, который сменил имя на Тутанхамон и перебрался в Фивы. Реформа провалилась.
Несколькими годами позже Сменхкара попытался вернуть трон, что привело к смерти и его самого, и Тутанхамона. Тутанхамон был удостоен пышного погребения, его семь золотых саркофагов и посмертная маска до сих пор изумляют зрителей, тогда как тело его старшего брата в итоге было найдено в простой яме, как и тело Тии, возможно, покончившей жизнь самоубийством.
Заключение
Попытки магглских египтологов выдать древний Египет за мрачную теократию, подчиненную смерти и некромантии, не выдерживают критики: древнейшие культы египтян были сосредоточены вокруг бога солнца Ра и бога духовного света Амона. По сей день в соблюдении дня солнца, седьмого дня недели, когда не следует работать, а следует заниматься чем попало, сохранился отголосок египетского культа солнца, посвященный храмовым службам и отдыху. Неделю замыкает «солнечный день» или «день солнца», и именно так он звучит на английском, немецком, французском и голландском языках
Ни в одной другой цивилизации протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения, как в Египте.
В древнеегипетском тексте мы читаем:
“Существует нечто, перед чем отступают и безразличие созвездий, и вечный шепот волн, – деяния человека, отнимающего у смерти ее добычу”.
Приложение