Влияние Крестовых походов, или детство геральдики

Крестовые походы - целая эпоха европейской истории, продолжавшаяся с 1096 по 1291 год. Формальным поводом для этой двухсотлетней войны стали утвердившиеся в Палестине турки (Вооружённые непримиримой религией фанатичные мусульмане, оскверняли христианские святыни, препятствовали христианам совершать паломничества в Палестину и Иерусалим). Истинные же причины, лежали гораздо глубже, и заключались в многовековом, и продолжающемся до сих пор, противостоянии Европы и Азии.

Войска Омейядов, правивших огромным халифатом в 661-750 годах, объединённые мусульманским фанатизмом под знамёнами ислама вторглись, и покорили Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку, Испанию, подобрались к самому сердцу Европы и грозили Константинополю. Арабское войско, насчитывающее порядка 7000 человек, под руководством Тарика ибн Зияда, в 711 году, переправилось через нынешний Гибралтар на Европейский континент. Началось завоевание Пиренейского полуострова. Подтверждением этому факту служит скала на испанском берегу, которая с тех пор называется Горой Тарика, по-арабски это звучит - Джабаль-Тарик, а по-испански - Гибралтар. В руках мусульман, к 715 году, был почти весь Пиренейский полуостров, а в 721 году, они перешли через Пиренеи, захватили Испанию и, начав завоевание Южной Франции, завладели городами Нарбонном и Каркассоном. Так у арабских мусульман-фанатиков появились новые опорные пункты для нападений на Аквитанию и Бургундию. Французский правитель Карл, из рода Каролингов (689-741), в 732 году нанес арабам сокрушительное поражение в битве при Пуатье, когда они уже дошли до Луары. Остановившему продвижение мусульман по Западной Европе Карлу, победа принесла прозвище Мартелл - "молот". Арабам же, удавалось удерживать власть в Провансе ещё несколько десятков лет. Император Лев III Исавр громил мусульман в Византии. Раздробление мусульманского Халифата на враждовавшие друг с другом части (до сих пор сильного и страшного своим единством), остановило дальнейшее распространение ислама. В XI веке, турки-сельджуки начали новое наступление на Запад, остановившись только у стен Константинополя.

Но, не бывает, худа без добра. Короткий период расцвета мусульман, способствовал проникновению в Европу арабского искусства и философии. Которые, в свою очередь, дали импульс развитию в Западной Европе медицины и естественных наук.

Земли Западной Европы, к тому времени, были поделены между светскими и церковными феодалами. Феодальный строй, с его военной демократией, укреплялся, сменяя общинный. Угнетение и обнищание народа усиливалось, почти не осталось свободных землепашцев-крестьян, их закрепостили, и обложили данью. Феодалы, соревнуясь с церковью в поборах, изобретали всё новые и новые налоги.

Церковь была крупнейшим феодальным собственником, и её алчность не знала границ. Жизнь становилась невыносимой. Население Европы, ожидавшее прекращения мучений связанных с обещанным концом света и наступлением рая на Земле, находилось в состоянии религиозной экзальтации, выражавшейся в стремлении к духовным подвигам и готовности к христианскому самопожертвованию. Возрос поток пилигримов. Если, в прежние времена, арабы относились к ним терпимо, то турки стали нападать на паломников.

Римско-католическая церковь, строившая планы мирового господства, решила воспользоваться создавшимся положением вещей. Для этого требовалось подчинить отколовшуюся восточно-византийскую церковь и повысить доходы от приобретения новых феодальных владений - епархий. Интересы церкви и феодалов совпадали.

На благодатную почву пал призыв папы, Урбана II, к защите Гроба Господня. В Европе, тяжёлые социально-экономические условия, привели к появлению множества людей, готовых отправиться на край света в поисках богатства и славы "воинов Христа". Идею похода на Восток с захватническими побуждениями, воодушевлённо восприняли крупные феодалы. С энтузиазмом к идее отнеслись многочисленные мелкие феодалы-рыцари (согласно правилу "майората", земля переходила по наследству от отца только к старшему сыну), а также купцы многих торговых городов, надеющихся уничтожить Византию, своего главного конкурента в торговле с богатым Востоком. Но самый большой энтузиазм испытывал, простой народ, доведенный нищетой и лишениями до отчаяния.

Окрылённые речью папы Урбана II в Клермоне 24 ноября 1095 года, огромные толпы людей поклялись идти войной против иноверцев, за освобождение Гроба Господня и Святой земли. Наслушавшись пропагандистских призывов папы: "Земля, которую Вы населяете, сделалась тесной при вашей многочисленности. Отсюда происходит то, что вы друг друга кусаете, и друг с другом сражаетесь... Теперь же может прекратиться ваша ненависть, смолкнет вражда и задремлет междоусобие. Предпримите путь к гробу святому, исторгните ту землю у нечестивого народа и подчините ее себе. ...Кто здесь был горестен и беден, там будет счастлив и богат!". Они нашили матерчатые кресты на одежду, за что и получили название "крестоносцев".

С криками "Так хочет бог!" многие отправлялись в дорогу прямо с Клермонской площади. В 1096 году начался первый крестовый поход, но гербы, вероятно, появились раньше. Проблема в том, что первые документальные сведения о гербах появились не менее чем через двести лет после их возникновения. Именно в тот период использование гербов приняло массовый характер. Возможно, этим и объясняется непосредственная связь крестовых походов с зарождением геральдики. Герб служил опознавательным знаком, несущим информацию о владельце, хорошо различимую на расстоянии. Для этого потребовалось создание упорядоченной системы символических изображений как средства коммуникации.

С XII века доспехи всё более усложняются, шлем закрывает все лицо, рыцарь одевается в броню целиком. При незначительных отличиях, все доспехи однотипны, и опознать рыцаря, даже вблизи, стало невозможно. Сложившаяся ситуация потребовала массового использования герба в качестве опознавательного знака. Гербы, изображённые на щите, постепенно стали дополнять гербовыми знаками, которые помогали рыцарям узнавать друг друга на расстоянии и в бою. Так появились: навершие, или клейнод - прикреплённое к верхушке шлема украшение из рогов животных или перьев птиц, этот элемент получил развитие на рыцарских турнирах, а также вымпелы и штандарты. Таким образом, сформировалась материальная основа герба - сочетание двух видов родовых знаков - щита и навершия.

В геральдической конструкции, существуют две важные детали, которые своим происхождением обязаны крестовым походам, это намёт и бурлет. В крестовых походах, металлические доспехи раскалялись на солнце, и ежедневно десятки рыцарей погибали от теплового удара. Крестоносцы заимствовали у арабов надёжный способ предохранения от зноя, который используется южанами и поныне. Для спасения от солнечных лучей и предотвращения перегрева шлема, арабы и персы использовали кусок ткани. Он набрасывался на голову и плечи и закреплялся на голове обручем, сплетенным из верблюжьего волоса, с вплетёнными в него шёлковыми нитями. По-арабски, он называется - куфья и, даже сегодня, составляет неотъемлемую деталь арабского костюма. От нее и происходит намёт или "lambrequin" (от латинского "lambellum" - кусок материи), а также бурлет (от французского "burrelet" – венок). Намёт обязательная часть герба, и изображается в гербе, в виде накидки с развевающимися концами, закрепленной на шлеме с помощью бурлета или короны. В ранних гербах намёт изображался целым, с орнаментально вырезанным краем. А позднее, иссечённым, как будто сабельными ударами, с длинными, прихотливо переплетёнными лоскутами, что указывало на отвагу обладателя герба, - участника самых жарких схваток.

Вернёмся к крестовым походам. Европейские феодалы, хорошо известные у себя на родине, во время крестовых походов, влившись в огромное интернациональное войско, потеряли ярко выраженную внешнюю индивидуальность, из-за чего появилась потребность как-то выделить себя из толпы таких же рыцарей, продемонстрировать свою родовую, национальную и военную принадлежность. Завоевания крестоносцев всегда сопровождались грабежом и разбоем. Поэтому было установлено правило, согласно которому первый, ворвавшийся в любой дом взятого города рыцарь, объявлялся хозяином всего, что в нём находилось. Рыцарям необходимо было как-то помечать награбленное, чтобы уберечь его от конкурентного грабежа соратников. Проблема решилась элементарно: к двери дома прибивался щит с гербом его нового владельца. Примерно такое же решение нашли и крупные военачальники: на взятых их отрядами кварталах они вывешивали знамена своих войск. Здесь следует отметить, что конфликты из-за дележа добычи, возникали у крестоносцев постоянно. Ещё можно добавить, что крестовые походы были, из рук вон, плохо организованы. Раздоры, алчность, коварство и жестокость, от которых стонала Европа, феодалы принесли с собой на Восток. Позднее, это привело к краху всего крестоносного движения и изгнанию европейцев с захваченных территорий.

В результате крестовых походов Европа стояла на грани демографической катастрофы. Все мужские представители многих дворянских родов Европы, погибли. Исчезли знатные фамилии, уходящие корнями в эпоху завоевания Рима варварскими племенами. Вследствие чего, создавая новую аристократию, европейские монархи были вынуждены жаловать дворянство. Доказательством благородного происхождения и единственным основанием претендовать на дворянство был привезенный из Святой земли гербовый щит.

Наши рекомендации