Занятие №1. Методы исторического исследования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Математические методы в исторических исследованиях

Направление подготовки

030600 «История»

Профиль подготовки

Историко-культурный туризм / Международные отношения

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

Очная

УТВЕРЖДАЮ Декан факультета _______________ _______________________________ «____» ______________ 20____ г. СОГЛАСОВАНО Председатель Учебно-методической комиссии факультета _____________ _______________________________ «____» ______________ 20____ г.

Ставрополь 2012

ПРЕДИСЛОВИЕ

Цели и задачи освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины Математические методы в исторических исследованиях является формирование целостного, системного представления о возможностях использования математических и информационных технологий в исторических исследованиях, формирование у студентов соответствующих умений и навыков.

Задачи освоения дисциплины:

1) изучить особенности возникновения «количественной истории» в зарубежных странах и России (СССР), охарактеризовать основные этапы ее развития;

2) ознакомиться с современными возможностями информационных технологий, соотнести эти возможности с основными принципами работы историка-исследователя и историка-преподавателя;

3) закрепить полученные знания на уровне умений и навыков во время практических занятий.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина Математические методы в исторических исследованиях включена в базовую часть математического и информационно-технологического цикла по направлению подготовки 030600 «История» (квалификация «Бакалавр»).

При освоении данной дисциплины необходимы «входные» знания, умения и готовности обучающегося, приобретенные в результате освоения предшествующей дисциплины базовой части математического и информационно-технологического цикла – «Информатика» и вариативной части математического и информационно-технологического цикла – «Историческая информатика».

Учебный курс предполагает предварительное знание основ информатики и владение основными приложениями и возможностями ОС Windows на уровне обычного пользователя.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения

Дисциплины

В результате освоения дисциплины Математические методы в исторических исследованиях у студентов формируются следующие компетенции:

1. Общекультурные компетенции (ОК):

- способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания основ информатики, элементы естественнонаучного и математического знания (ОК-13);

- осознание сущности и значения информации в развитии современного общества; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-14);

- имение навыков работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-15);

- способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-16);

2. Профессиональные компетенции (ПК):

- способностью к работе в архивах и музеях, библиотеках, владением навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК-9);

- способность к работе с базами данных и информационными системами (ПК-13);

- способность к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, средств массовой информации (ПК-15).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • Знать:

- основные термины и понятия, относящиеся к предмету дисциплины;

- возможности использования математических методов в исторической науке;

- возможности использования информационных технологий для решения профессиональных задач;

- историю возникновения, состояние и тенденции развития «количественной истории»;

  • Уметь:

- квалифицированно пользоваться современной литературой, содержащей опыт применения математических методов в исторических исследованиях;

- адекватно использовать аппаратное и программное обеспечение компьютерных систем;

  • Владеть:

- навыками работы с компьютером;

- навыками поиска исторических источников и литературы в тематических сетевых ресурсах и базах данных, методикой работы с ними;

- навыками использования математических методов в исследовательской и учебной деятельности.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часов.

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу, и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успева -емости (по неделям семестра) Форма про- межуточной аттестации (по семестр.)
Лекции Практ. зан. Самост работа
Методы исторического исследования. Использование математических методов в исторической науке 1,2 Подготовка реферата
Исторические источники и методика работы с ними 3,4 Индивидуаль-ное собеседование
Математико-статистический анализ исторических источников 5,6 Подготовка реферата
Технология исторического исследования Индивидуаль-ное собеседование
Интернет-ресурсы по истории Составление каталогов исторических сайтов
Электронные информационно-библиотечные системы по истории Составление каталогов библиотек
Использование количественных методов в работах по экономической и социальной истории 10,11 Подготовка реферата
Математический инструментарий исторической хронологии 12,13 Решение задач
Использование информационных технологий в исторической географии Составление каталога электронных карт
Математические методы в исторической демографии Подготовка реферата
Компьютерные технологии в архивоведении и музееведении Виртуальная экскурсия
Математическое моделирование исторических процессов Индивидуаль-ное собеседование
  Всего     Экзамен

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие №1. Методы исторического исследования.

Наши рекомендации