Второй тип исторических задач.

Тексты для учеников

Словарь терминов (повторить)

1. Календарь (от лат. Calendarium– долговая книга) система счета больших промежутков времени, основанная на видимых движениях небесных тел. Циклическое движение таких астрономических объектов как Земля, Солнце и Луна имеет главное значение для построения и понимания календарей.

2. Эра(лат. aera - букв. начальное число) - в хронологии начальный момент системы летоисчисления.В современном календаре (григорианском) летоисчисление ведется в годах нашей эры. Годы до нашей эры иногда будут обозначаться отрицательными числами. По причинам, указнным в соответствующем разделе, нулевой год отсутствует. То есть после первого года до нашей эры сразу идет первый год нашей эры.

3. Хронология

- Научная дисциплина, изучающая историю летосчисления.

- Перечень исторических событий в их временной последовательности.

- Последовательность событий или появления чего-либо во времени.

4. Наша эра. Особое значение для календаря имеет то событие, от которого ведется начало отсчета времени. Главной точкой отсчета времени по нашему современному календарю считается год Рождества Христова. Это летосчисление называется христианским или нашей эрой. Иногда его также называют новой эрой. Наша эра обычно обозначается сокращенно н. э. Таким образом, мы живем в нашей эре и ведем счет годам нашей эры.

Первым годом нашей эры считается условный год рождения Иисуса Христа. От этого первого года ведется наш современный календарь. Все, что случилось до первого года, относится ко времени до нашей эры (сокращенно до н. э.).

5. Лента времени. Рассмотрите на рисунке ленту времени. Вертикальной чертой обозначено начало нашей эры. Справа - наша эра. Здесь годы исчисляются последовательно вперед, один за другим - первый, второй, третий и так до нынешнего года.

По левую сторону разделительной черты - до нашей эры - мы смотрим назад, как бы в обратную сторону. Ближайшим годом к рубежу нашей эры будет 1 год до н. э. Заметим, что нулевой год отсутствует. Если мы захотим посчитать годы в 1 веке до н. э., то, чем ближе к концу века, тем меньше будет число года. То есть 1 век до н. э. начался в 100 году до н. э., а закончился в 1 году до н. э.

Например, правитель Древнего Рима Гай Юлий Цезарь был убит в 44 году до н. э. Отметим это событие на ленте времени. Следующим годом будет 43 год до н. э., за ним следует 42 год до н. э. и так далее. Большая часть истории Древнего мира развивалась до н. э.

6. Век (столетие) — единица измерения времени, равная 100 годам.

7. Тысячелетие – 10 веков составляют тысячелетие.

8. Год - продолжение времени, в какое солнце, при мнимом течении, ходе своем, возвращается в ту же точку; время обтечения земли вкруг солнца, 12 месяцев, или 52 недели с одним или с двумя днями.

Год - условная единица измерения времени, которая исторически означала однократный цикл сезонов (весна, лето, осень, зима). В большинстве стран календарная продолжительность года равна 365 или 366 дням. В настоящее время год употребляется также в качестве временной характеристики обращения планет вокруг звёзд в планетарных системах, в частности Земли вокруг Солнца.

Способы решения исторических задач и правильное их оформление

При решении исторических задач необходимо:

1. Знание исторических событий (даты).

2. Внимательно читать условие задачи (внимание).

3. Умение считать.

4. Аккуратность при оформлении задачи .

5. Помнить основное правило летоисчисления (счета лет в истории).

Запомни. Счет лет в нашу эру (н.э.) ведется от меньшего числа к большему, а счет лет до нашей эры (до н.э.) ведется в обратном порядке, т.е. от большего числа к меньшему.

Типы исторических задач:

Первый тип исторических задач.

Способ 1.

Какой год был раньше и на сколько был раньше: 33г. до н.э. или 33г. н.э.?

Второй тип исторических задач. - student2.ru

Первый шаг - с помощью простого карандаша и линейки чертим линию времени;

Второй шаг - если события произошли в разные эры, то делим линию времени на 2 части и подписываем их - с левой стороны - до н. э., а с правой стороны - н.э.;

Третий шаг - на линии времени отмечаем нужные даты;

Четвертый шаг - записываем решение задачи;

Пятый шаг - записываем ответ.

Решение.

Второй тип исторических задач. - student2.ru

33г. до н.э. + 33г. н.э. = 66 лет

Ответ: 33г до н.э. был раньше на 66 лет

Способ 2.

Вариант 1.

Какой год был раньше и на сколько раньше: 33г. до н.э. или 14г. до н.э. ?

Второй тип исторических задач. - student2.ru

Первый шаг - с помощью простого карандаша и линейки чертим линию времени;

Второй шаг - если события произошли в одну эру, то делить линию времени не нужно;

Третий шаг - на линии времени отмечаем нужные даты;

Четвертый шаг - записываем решение задачи;

Пятый шаг - записываем ответ.

Решение.

Второй тип исторических задач. - student2.ru

33г. до н.э. - 14г. до н.э. = 19 лет

Ответ: 33г. до н.э. был раньше на 19 лет.

Вариант 2.

Какое событие было раньше и на сколько раньше: Куликовская битва (1380г) или основание Санкт-Петербурга (1703г)?

Второй тип исторических задач. - student2.ru

Первый шаг - с помощью простого карандаша и линейки чертим линию времени;

Второй шаг - если события произошли в одну эру, то делить линию времени не нужно;

Третий шаг - на линии времени отмечаем нужные даты;

Четвертый шаг - записываем решение задачи;

Пятый шаг - записываем ответ.

Решение.

Второй тип исторических задач. - student2.ru

1703г. н.э. - 1380г.н.э. = 323г

Ответ: Куликовская битва была раньше на 323 года.

Второй тип исторических задач.

Вариант 1.

Сколько лет тому назад (т.н.) произошла Марафонская битва ?

Второй тип исторических задач. - student2.ru

Первый шаг - с помощью простого карандаша и линейки чертим линию времени;

Второй шаг - делим линию времени на 2 части - до н.э. и н.э., так как события происходили в разные эры;

Третий шаг - на линии времени отмечаем нужные даты;

Четвертый шаг - записываем решение задачи;

Пятый шаг - записываем ответ.

Решение.

Второй тип исторических задач. - student2.ru

490г. до н.э. + 2013г. н.э. = 2503 г. т.н.

Ответ: Марафонская битва произошла 2503 г. т.н.

Вариант 2.

Сколько лет тому назад (т.н.) закончилась Северная война?

Второй тип исторических задач. - student2.ru

Первый шаг - с помощью простого карандаша и линейки чертим линию времени;

Второй шаг - так как события произошли в одну эру, то делить линию времени не нужно;

Третий шаг - на линии времени отмечаем нужные даты;

Четвертый шаг - записываем решение задачи;

Пятый шаг - записываем ответ.

Решение.

Второй тип исторических задач. - student2.ru

2013г. н.э. - 1721г. н.э. = 292 г. т.н.

Ответ: Северная война закончилась 292 г. т.н.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Задача № 1

В 1980 году ученые нашли два клада. Один из них пролежал в земле 784 года, а второй 920 лет.

Вопрос: Какой клад сделали раньше и на сколько лет раньше?

Задача № 2

Царь одной страны начал править в 1792 году до н.э. Первые 5 лет он воевал с соседями, потом 10 лет строил себе дворец и вдруг умер.

Вопрос: сколько лет правил царь и в каком году и в каком веке он умер?

Задача № 3

Какой год был раньше – 65г. до н.э. или 40г. н.э.? На сколько раньше?

Задача № 4

В 70 г. до н.э. поставили придорожный столб. В прошлом году его перевезли в музей.

Вопрос: Сколько лет столб простоял у дороги?

Задача № 5

В 1990 году археологи нашли остатки древнего поселения, которое было сожжено 600 лет назад.

Вопрос: В каком году произошел пожар?

Задание «Составь дату».

Задание- составить дату (указать век) из всех цифр, пропущенных и упомянутых в пословицах.

Например,

____ в поле не воин.

От горшка ____ вершка.

____ раз отмерь, ____ раз отрежь!

Г. – XIV в.

1. ____ с сошкой, а ____ с ложкой.

Плакать в ____ ручья.

____ внимания.

2. ___ голова на плечах.

Как свои ___ пальцев.

Хвастуну цена - __ копейки.

От горшка ___ вершка.

3. У ____ овечки ___ пастухов

___ медведя в ___ берлоге не уживутся

4. Лучше ____ раз увидеть, чем ____ раз услышать.

5. ____ рукой в ладоши не хлопнешь.

____ колесо в телеге.

___ без палочки.

Без ____ углов изба не рубится.

6. Друзей ___, врагов ____.

____ лет молчал, на _____ вскричал.

7. ___ зерно горсть дает.

____ знающих не стоят ____, который дело делает

8. ___ ласточка не делает весны.

Из ___ зол выбирают меньшее.

Как свои ___ пальцев.

На все ____ стороны.

9. Умный услышит ____, а догадается ____ раз.

_____ чувство.

Наши рекомендации