Определение параметров территории объекта тяготения по затратам времени на перевозку грузов

Предлагаемый метод основывается на учете характера размещения коррес­пондирующихся объектов, характеристик поля грузового тяготения, принципов организации связей корреспондирующихся объектов и веса корреспондирую­щихся объектов.

Определение формы и размера территории для размещения объекта по затра-т ам времени на передвижение грузов производится на основе модификации из­вестного графического метода определения точки, в которой минимизируется сумма перемещений от корреспондирующихся объектов. Графическая интерпре-тация метода минимизации перемещений была в свое время предложена Zemansky и Sears*. Метод позволяет определить точку территории, в которой сумма перемещений (или затрат времени на перевозку) минимальна. Точка опре­деляется на пересечении равнодействующих сил — результирующих векторов, величины которых пропорциональны затратам на передвижения к исследуемым объектам, (рис. 27.1).

Смысл предлагаемой модификации состоит в том, что вместо оптимальной точки выявляется участок определенных формы и размера. Анализ показывает, что существуют характерные интервалы перевозок в программе грузовых пере-лвижений — устойчивые в зависимости от типа объекта программы перевозок, сочетания маршрутов к корреспондирующимся объектам. Исходя из этого поло­жения, суть предложенной модификации сводится к следующему.

Составляются исходные карты, количество которых равно количеству интер­валов перевозок. На каждую карту наносятся корреспондирующиеся объекты. Для «М» интервалов перевозок получаем «М» карт. На каждой карте для сово­купности корреспондирующихся объектов данного интервала определяется точ­ка оптимального местоположения объекта тяготения упомянутым методом сло­жения векторов. Для «М» карт получаем «М» точек оптимального местоположе­ния (рис. 27.3, 27.4, 27.5). Последовательно соединив полученные точки, получа­ем контур, внутри которого заключена территория определенного размера и фор­мы. В пределах этой территории оптимизированы затраты времени для всей про­граммы грузовых перевозок по всем интервалам (рис. 27.6). Таким образом, вы­явленный участок и является решением задачи.

Определение окончательного решения — местоположения, размера и формы территории для размещения объекта тяготения по совокупности ограничений и условий, входящих в параметр доступности, осуществляется наложением карт поля тяготения с изображением ареалов, выявленных при решении описанных выше задач. С помощью этих карт и определяются границы площади пересече­ния ареалов и область, принадлежащая всем трем ареалам. Эта территория и есть решение задачи.

определение параметров территории объекта тяготения по затратам времени на перевозку грузов - student2.ru ! Хаггет П. Пространственный анализ в экономической географии. М., 1971.


определение параметров территории объекта тяготения по затратам времени на перевозку грузов - student2.ru

Рис. 27. Определение границ территории центра тяготения по затратам времени на грузоперевозки



определение параметров территории объекта тяготения по затратам времени на перевозку грузов - student2.ru 82

Источник: Надыршина Л.И. Графический метод оп­ределения территорий объектов тяготения по условиям доступности, 1986.


Наши рекомендации