Определение параметров территории объекта тяготения по затратам времени на перевозку грузов
Предлагаемый метод основывается на учете характера размещения корреспондирующихся объектов, характеристик поля грузового тяготения, принципов организации связей корреспондирующихся объектов и веса корреспондирующихся объектов.
Определение формы и размера территории для размещения объекта по затра-т ам времени на передвижение грузов производится на основе модификации известного графического метода определения точки, в которой минимизируется сумма перемещений от корреспондирующихся объектов. Графическая интерпре-тация метода минимизации перемещений была в свое время предложена Zemansky и Sears*. Метод позволяет определить точку территории, в которой сумма перемещений (или затрат времени на перевозку) минимальна. Точка определяется на пересечении равнодействующих сил — результирующих векторов, величины которых пропорциональны затратам на передвижения к исследуемым объектам, (рис. 27.1).
Смысл предлагаемой модификации состоит в том, что вместо оптимальной точки выявляется участок определенных формы и размера. Анализ показывает, что существуют характерные интервалы перевозок в программе грузовых пере-лвижений — устойчивые в зависимости от типа объекта программы перевозок, сочетания маршрутов к корреспондирующимся объектам. Исходя из этого положения, суть предложенной модификации сводится к следующему.
Составляются исходные карты, количество которых равно количеству интервалов перевозок. На каждую карту наносятся корреспондирующиеся объекты. Для «М» интервалов перевозок получаем «М» карт. На каждой карте для совокупности корреспондирующихся объектов данного интервала определяется точка оптимального местоположения объекта тяготения упомянутым методом сложения векторов. Для «М» карт получаем «М» точек оптимального местоположения (рис. 27.3, 27.4, 27.5). Последовательно соединив полученные точки, получаем контур, внутри которого заключена территория определенного размера и формы. В пределах этой территории оптимизированы затраты времени для всей программы грузовых перевозок по всем интервалам (рис. 27.6). Таким образом, выявленный участок и является решением задачи.
Определение окончательного решения — местоположения, размера и формы территории для размещения объекта тяготения по совокупности ограничений и условий, входящих в параметр доступности, осуществляется наложением карт поля тяготения с изображением ареалов, выявленных при решении описанных выше задач. С помощью этих карт и определяются границы площади пересечения ареалов и область, принадлежащая всем трем ареалам. Эта территория и есть решение задачи.
! Хаггет П. Пространственный анализ в экономической географии. М., 1971.
Рис. 27. Определение границ территории центра тяготения по затратам времени на грузоперевозки |
82
Источник: Надыршина Л.И. Графический метод определения территорий объектов тяготения по условиям доступности, 1986.