Эмпирического (фактического) материала
План: 1. Специфика нетрадиционных приемов изучения эмпирического матери-
ала. Отличие традиционных приемов от нетрадиционных приемов.
2. Общая характеристика нетрадиционных приемов изучения
эмпирического материала:
а/ прямая речь;
б/ драматизация;
в/ персонификация;
г/ воображаемое путешествие;
д/ интервьюирование персонажей;
е/ ролевая, деловая, ретроспективная игра.
3. Общая характеристика нетрадиционных приемов изложения
эмпирического материала:
а/ рассказ продолжение;
б/ рассказ – загадка;
в/ рассказ - версия.
Литература:
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории.
Основы профессионального мастерства. М.: Владос, 2001. С.71 – 75.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика обучения истории.
– М.: Владос, 2003. С. 224 – 227.
Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории
в школе. М.: Владос, 2000. С.52 – 61
Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах,
описаниях. М.: Владос, 1999. С.99 -106.
Боханов К.А. Театральные игры на уроках истории. //ПИШ № 4, 1990
Манн Б. Школьный исторический театр //ПИШ № 3, 1993.
Годер Г.И. Преподавание истории в 5 классе. М.,1985. С. 11, 32 – 34.
Короткова М.В. Путешествие по древнему городу. //ПИШ № 7, 1998. С. 32 – 34.
Гольденберг М. Интервью как метод активизации познавательной деятельности.
//Первое сентября. История. № 12, 2001. С. 12
Богоявленский Б., Митрофанов К. Конкурс «Прошлое России в истории моей семьи
(интервью и рассказы) //Первое сентября. История № 43, 1998. С – 14 (С. 6 – 9).
Быков А.В. Программа по историческому моделированию, реконструкции и ролевым
Играм //ПИШ № 7, 2001. С. 59 – 64.
Короткова М.В. Формирование образных представлений учащихся в курсе древнего
мира. ////ПИШ № 5, 1990.
Короткова М.В. Проблемные игры на уроках средневековья. //ПИШ № 4, 1991.
Кулагина Г.А. Сто игр по истории. М.: Просвещение, 1983.
Кучерук Н.В. Учебные игры на уроках истории. //ПИШ № 4, 1998.
Уколова И.Е. Ролевые игры на уроках. //Первое сентября. История. № 1, 1997. С. 5.
Тема № 14. Приемы и средства изучения теоретического материала.
Цель: познакомить студентов с приемами и средствами изучения теоретического материала, объяснить сущность логического усвоения материала в процессе выполнения практической работы. Проследить зависимость между выбором приемов и характером теоретического материала.
План: 1. Интеллектуальные приемы и умения учащихся.
а/ анализ и синтез;
б/ индукция и дедукция;
в/сравнение и сопоставление.
1. Способы и приемы устного изложения и воспроизведения
теоретического материала («открытой теории»).
а/ объяснение;
б/ рассуждение (рассуждающее изложение);
в/ характеристики;
г/ доказательство.
3. Способы преобразования учебной исторической информации на теоретическом уровне. Письменные и графические приемы изучения теории.
а/ таблицы;
б/ логические схемы;
в/ планы.
4. Примеры приемов и средств изучения теории (из педагогического опыта).
Литература:
Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. М., 1968. С. 68 – 75
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы
профессионального мастерства. М., 2001. С.81 – 90.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории.
– М.: Владос, 2003. С. 227 – 238.
Годер Г.И. Виды изложений и самостоятельная работа учащихся в процессе урока
//Преподавание истории в школе № 4, 1985. С. 66 – 72.
Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории. М.,1988. С. 115 – 127
Методика преподавания истории в средней школе: Учебное пособие для студентов.
/ Под ред. С.А.Ежовой и др. М., 1986. С. 101 – 113.
Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах и
описаниях. М., 1999. С.107 – 112
Козодоев В.И. Использование текстовых таблиц (VIII класс) //Преподавание истории в
школе № 3, 1983. С. 42 – 46.
Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в
школе. М., 2000. С. 66 – 78
Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории . Ч. 2. М., 2002. С.92 - 98
Студеникин М.Т. Методика преподавания истории ив школе. М., 2000. С. 72 – 88.
Хромова И.С., Битюков К.О. История России конца 19 – начале 20 в схемах и
диаграммах. //ПИОШ № 2, 2001.
Хусаинов Р.В. Выявление причинно-следственных связей
//Преподавание истории в школе № 7, 2003. С. 40 – 51.
Шнайдер Я.М. Формирование знаний о закономерностях. //ПИШ № 1, 1986. С. 42 – 46.
Тема № 15. Приемы и средства формирования основных понятий на уроках истории.
Цель: опираясь на знания студентов о формировании основных понятий, научить будущих учителей использовать различные приемы и средства изучения основных исторических понятий. Сформировать навык отбора наиболее эффективных методических приемов формирования понятий и средств контроля. Определить логические пути и этапы формирования, классификации понятий.
План: 1. Роль понятий в обучении истории.
Понятие, термин, историзм: определение и отличие друг от друга.
2. Классификация исторических понятий.
3. Логические пути формирования понятий, их принципиальное отличие.
4. Этапы и методические условия формирования понятий.
5. Приемы и средства формирования понятий.
Литература:
Белгородская Л.В. От факта к пониманию. //ПИШ № 3, 1994. С. 36 – 39.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы
профессионального мастерства. М.: Владос, 2001.76 – 80
Головкина Е.Ф. Формирование мировоззренческих понятий в IV классе.
//Преподавание истории в школе № 4, 1977. С. 29 – 38.
Клокова Г.В. Методические условия формирования понятий. //ПИШ № 3, 1984.
Методика преподавания истории в средней школе. /Под ред. С.А.Ежовой и др.
М.: Просвещение, 1986. С90 – 101.
Пометун Е.И., Кириази Ж.В. Познавательная самостоятельность в работе с понятиями.
//Преподавание истории в школе № 2, 1986. С. 61 – 66.
Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. Ч. 2.
М.: Владос, 2002. С. 53 -66
Содержание самостоятельной работы студентов.
1. Составление в ходе курса «Методического справочника педагогических терминов» (индивидуальная работа). Необходимо дать определение и объяснить сущность таких терминов как методика, метод, структура, принцип, прием, навык. «Государственный Стандарт», классификация, урок, лекция, семинар, лабораторное и практическое занятие. Самоанализ урока, умение, итоговая аттестация (экзамен), техническое средство обучения и т.д.
2. Подготовка сообщения к практическому занятию по курсу на 10 – 12 минут (индивидуальная работа). Примерная тематика сообщений:
- «Деятельность Ф.И.Янковича де Мириево по созданию народных училищ России»;
- «История разработки первого школьного учебника истории России»;
- «Школьная реформа среднего и высшего образования середины XIX века»;
- «Школьная реформа 1915 – 1916 гг. и преподавание истории»;
- «Деятельность Наркомпроса по реформированию исторического образования»;
- «Обзор учебников истории 1990-х гг. ближнего и дальнего зарубежья» (сравнительный анализ);
- «Проблемы формулировки темы уроков истории (методическая система О.Ю. Стреловой);
- другие темы и литературу смотри в Практикуме по «Теории и методике обучения истории» в 314 кабинете).
3. Заполнение в ходе подготовки и проведения практического занятия тематических комплексов. Примерная тематика:
А/ Тематический комплекс «Основные этапы в развитии методической мысли в России в Х – ХХ вв.».
Этап | Методические и педагогические новшества и их значение (в каждый период истории) | Деятели государства и ученые методисты (их вклад) | Недостатки в практике обучения истории в этот период. |
Б/ Тематический комплекс «Педагоги – новаторы».
Фамилия педагога новатора и название его методики. | Специфические признаки его методической системы | Достоинства его методической системы. | Недостатки его методической системы. |
4. Разработайте и защитите (групповая работа):
- Свою педагогическую концепцию на конкурс «Педагогического мастерства»;
- Анализ и самоанализ урока истории и методических материалов к нему;
- Разработайте систему уроков (3 – 5) согласно одной из новаторских методик (на выбор).
Перечень тем для рефератов:
1. Письменные источники исторического знания в XVI – XVIII вв. (Азбуковник, Хронограф, Синопсис и другие).
2. Становление школьного исторического образования в России XVIII -XIX вв.
3. Деятельность министров просвещения Российской империи и их влияние на систему школьного исторического образования.
4. Российские учебники истории XVIII – XIX вв.: сравнительный анализ.
5. Учебники истории ведущих стран мира и их роль в преподавании истории.
6. Становление методики обучения истории как науки в последней четверти XIX в.
7. Основные методы обучения истории в XVIII – XIX вв.: краткая характеристика.
8. Проблемы реформирования российской системы исторического образования в середине XIX века (борьба за реформы).
9. Профессиональный портрет учителя истории: опыт социально-художественного исследования.
10. Преподавание истории в реальных и классических гимназиях дореволюционной России.
11. Становление высшего педагогического образования в России: складывание системы подготовки учителей истории.
12. Деятельность ведающихся педагогов России конца XIX в. по внедрению новых методических систем обучения истории.
13. Идеи драматизации обучения истории А.Ф.Гартвига в дореволюционной и современной общеобразовательной школе.
14. Развитие методической науки в СССР в 1930 – 1980-е гг.
15. Проблема углубленного изучения истории и пути ее решения в современных Российских школах.
16. Деятельность Наркомпроса по реформированию исторического и обществоведческого образования в 1917 – 1929 гг.
17. Обзор учебников истории 1990-х гг. в ближнем и дальнем зарубежье: сравнительный анализ.
18. Проблема формулировки темы урока истории. Концепция О.Ю.Стреловой «Многообразие вариантов формулировки тем урока».
19. Концепция «Изучение родословной своей семьи» в учебной и во внеклассной работе по истории.
20. Учебные фильмы, фотоаппарат и видеокамера в учебной и внеклассной работе по истории.
21. Краеведческий музей в системе школьного исторического образования.
22. Первый компьютерный учебник истории: история разработки и методика работы на уроке и при выполнении домашней работы по истории.
23. Мультимедийные учебные пособия по истории, их место в учебно - воспитательном процессе.
24. Современный кабинет истории и обществознания в школе.
25. Проблемы внедрения профильного обучения истории в средней школе на современном этапе.
26. Проблемы военно-патриотического воспитания на основе усвоения школьного исторического материала.
27. Изучение вопросов экономики в школьных курсах истории.
28. Изучение вопросов культуры в школьных курсах истории.
29. Использование художественной литературы при изучении истории.
30. Использование мела и классной доски на уроках истории.
31. Учебное кино в преподавании истории. Видео - фильмы на уроках истории.
32. Реферат – одна из форм письменного контроля за результатами обучения истории.
Примерная тематика контрольных работ по курсу
1. Письменные источники исторического знания Х – ХIХ вв.
2. Становление школьного исторического образования в первой половине XVIII в.
3. Становление и развитие школьного исторического образования во второй половине XVIII вв. (эпоха Екатерины II).
4. Изучение истории в школах России в 1 четверти XIX в. (Эпоха Александра I).
5. Изучение истории в школах России во второй четверти XIX в. (эпоха Николая I).
6. Обучение истории в российских школах 1860 – 1880 гг. (эпоха Александра II).
7. Обучение истории в российских школах 1880 – 1890 гг. (эпоха контрреформ Александра III).
8. Преподавание истории в российских школах начала ХХ в. (эпоха Николая П).
9. Историческое образование в первые десятилетия советской власти (1917 – 1932).
10. Политика партии и правительства в области школьного исторического образования (1930 – 1950 гг.).
11. Политика партии и правительства в области школьного исторического образования (1950 – 1980 гг.).
12. Реформирование системы школьного исторического образования в 1980 – 2000 гг.
13. Государственная экспертиза учебной исторической литературы XIX – XX вв.
14. Дореволюционные учебники истории XVIII – начала ХХ вв.: краткий обзор.
15. Методы обучения истории в российской школе XVIII – XX вв.
16.
Примерная тематика контрольных работ по курсу
«Методика преподавания истории»
1. Методика организации и проведения предметных игр на уроках истории.
2. Методика организации и проведения развивающих игр на уроках истории
3. Методика организации и проведения ретроспективных игр на уроках истории.
4. Методика организации проведения интеллектуальных игр на уроках истории.
5. Методика организации и проведения деловых игр на уроках истории.
6. Методика организации и проведения ролевых игр на уроках истории.
7. Методика организации и проведения не ролевых игр на уроках истории.
8. Методика организации и проведения шоу-игр на уроках истории.