Эмпирического (фактического) материала

План: 1. Специфика нетрадиционных приемов изучения эмпирического матери-

ала. Отличие традиционных приемов от нетрадиционных приемов.

2. Общая характеристика нетрадиционных приемов изучения

эмпирического материала:

а/ прямая речь;

б/ драматизация;

в/ персонификация;

г/ воображаемое путешествие;

д/ интервьюирование персонажей;

е/ ролевая, деловая, ретроспективная игра.

3. Общая характеристика нетрадиционных приемов изложения

эмпирического материала:

а/ рассказ продолжение;

б/ рассказ – загадка;

в/ рассказ - версия.

Литература:

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории.

Основы профессионального мастерства. М.: Владос, 2001. С.71 – 75.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика обучения истории.

– М.: Владос, 2003. С. 224 – 227.

Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории

в школе. М.: Владос, 2000. С.52 – 61

Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах,

описаниях. М.: Владос, 1999. С.99 -106.

Боханов К.А. Театральные игры на уроках истории. //ПИШ № 4, 1990

Манн Б. Школьный исторический театр //ПИШ № 3, 1993.

Годер Г.И. Преподавание истории в 5 классе. М.,1985. С. 11, 32 – 34.

Короткова М.В. Путешествие по древнему городу. //ПИШ № 7, 1998. С. 32 – 34.

Гольденберг М. Интервью как метод активизации познавательной деятельности.

//Первое сентября. История. № 12, 2001. С. 12

Богоявленский Б., Митрофанов К. Конкурс «Прошлое России в истории моей семьи

(интервью и рассказы) //Первое сентября. История № 43, 1998. С – 14 (С. 6 – 9).

Быков А.В. Программа по историческому моделированию, реконструкции и ролевым

Играм //ПИШ № 7, 2001. С. 59 – 64.

Короткова М.В. Формирование образных представлений учащихся в курсе древнего

мира. ////ПИШ № 5, 1990.

Короткова М.В. Проблемные игры на уроках средневековья. //ПИШ № 4, 1991.

Кулагина Г.А. Сто игр по истории. М.: Просвещение, 1983.

Кучерук Н.В. Учебные игры на уроках истории. //ПИШ № 4, 1998.

Уколова И.Е. Ролевые игры на уроках. //Первое сентября. История. № 1, 1997. С. 5.

Тема № 14. Приемы и средства изучения теоретического материала.

Цель: познакомить студентов с приемами и средствами изучения теоретического материала, объяснить сущность логического усвоения материала в процессе выполнения практической работы. Проследить зависимость между выбором приемов и характером теоретического материала.

План: 1. Интеллектуальные приемы и умения учащихся.

а/ анализ и синтез;

б/ индукция и дедукция;

в/сравнение и сопоставление.

1. Способы и приемы устного изложения и воспроизведения

теоретического материала («открытой теории»).

а/ объяснение;

б/ рассуждение (рассуждающее изложение);

в/ характеристики;

г/ доказательство.

3. Способы преобразования учебной исторической информации на теоретическом уровне. Письменные и графические приемы изучения теории.

а/ таблицы;

б/ логические схемы;

в/ планы.

4. Примеры приемов и средств изучения теории (из педагогического опыта).

Литература:

Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. М., 1968. С. 68 – 75

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы

профессионального мастерства. М., 2001. С.81 – 90.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории.

– М.: Владос, 2003. С. 227 – 238.

Годер Г.И. Виды изложений и самостоятельная работа учащихся в процессе урока

//Преподавание истории в школе № 4, 1985. С. 66 – 72.

Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории. М.,1988. С. 115 – 127

Методика преподавания истории в средней школе: Учебное пособие для студентов.

/ Под ред. С.А.Ежовой и др. М., 1986. С. 101 – 113.

Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах и

описаниях. М., 1999. С.107 – 112

Козодоев В.И. Использование текстовых таблиц (VIII класс) //Преподавание истории в

школе № 3, 1983. С. 42 – 46.

Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в

школе. М., 2000. С. 66 – 78

Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории . Ч. 2. М., 2002. С.92 - 98

Студеникин М.Т. Методика преподавания истории ив школе. М., 2000. С. 72 – 88.

Хромова И.С., Битюков К.О. История России конца 19 – начале 20 в схемах и

диаграммах. //ПИОШ № 2, 2001.

Хусаинов Р.В. Выявление причинно-следственных связей

//Преподавание истории в школе № 7, 2003. С. 40 – 51.

Шнайдер Я.М. Формирование знаний о закономерностях. //ПИШ № 1, 1986. С. 42 – 46.

Тема № 15. Приемы и средства формирования основных понятий на уроках истории.

Цель: опираясь на знания студентов о формировании основных понятий, научить будущих учителей использовать различные приемы и средства изучения основных исторических понятий. Сформировать навык отбора наиболее эффективных методических приемов формирования понятий и средств контроля. Определить логические пути и этапы формирования, классификации понятий.

План: 1. Роль понятий в обучении истории.

Понятие, термин, историзм: определение и отличие друг от друга.

2. Классификация исторических понятий.

3. Логические пути формирования понятий, их принципиальное отличие.

4. Этапы и методические условия формирования понятий.

5. Приемы и средства формирования понятий.

Литература:

Белгородская Л.В. От факта к пониманию. //ПИШ № 3, 1994. С. 36 – 39.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы

профессионального мастерства. М.: Владос, 2001.76 – 80

Головкина Е.Ф. Формирование мировоззренческих понятий в IV классе.

//Преподавание истории в школе № 4, 1977. С. 29 – 38.

Клокова Г.В. Методические условия формирования понятий. //ПИШ № 3, 1984.

Методика преподавания истории в средней школе. /Под ред. С.А.Ежовой и др.

М.: Просвещение, 1986. С90 – 101.

Пометун Е.И., Кириази Ж.В. Познавательная самостоятельность в работе с понятиями.

//Преподавание истории в школе № 2, 1986. С. 61 – 66.

Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. Ч. 2.

М.: Владос, 2002. С. 53 -66

Содержание самостоятельной работы студентов.

1. Составление в ходе курса «Методического справочника педагогических терминов» (индивидуальная работа). Необходимо дать определение и объяснить сущность таких терминов как методика, метод, структура, принцип, прием, навык. «Государственный Стандарт», классификация, урок, лекция, семинар, лабораторное и практическое занятие. Самоанализ урока, умение, итоговая аттестация (экзамен), техническое средство обучения и т.д.

2. Подготовка сообщения к практическому занятию по курсу на 10 – 12 минут (индивидуальная работа). Примерная тематика сообщений:

- «Деятельность Ф.И.Янковича де Мириево по созданию народных училищ России»;

- «История разработки первого школьного учебника истории России»;

- «Школьная реформа среднего и высшего образования середины XIX века»;

- «Школьная реформа 1915 – 1916 гг. и преподавание истории»;

- «Деятельность Наркомпроса по реформированию исторического образования»;

- «Обзор учебников истории 1990-х гг. ближнего и дальнего зарубежья» (сравнительный анализ);

- «Проблемы формулировки темы уроков истории (методическая система О.Ю. Стреловой);

- другие темы и литературу смотри в Практикуме по «Теории и методике обучения истории» в 314 кабинете).

3. Заполнение в ходе подготовки и проведения практического занятия тематических комплексов. Примерная тематика:

А/ Тематический комплекс «Основные этапы в развитии методической мысли в России в Х – ХХ вв.».

Этап Методические и педагогические новшества и их значение (в каждый период истории) Деятели государства и ученые методисты (их вклад) Недостатки в практике обучения истории в этот период.
       

Б/ Тематический комплекс «Педагоги – новаторы».

Фамилия педагога новатора и название его методики. Специфические признаки его методической системы Достоинства его методической системы. Недостатки его методической системы.
       

4. Разработайте и защитите (групповая работа):

- Свою педагогическую концепцию на конкурс «Педагогического мастерства»;

- Анализ и самоанализ урока истории и методических материалов к нему;

- Разработайте систему уроков (3 – 5) согласно одной из новаторских методик (на выбор).

Перечень тем для рефератов:

1. Письменные источники исторического знания в XVI – XVIII вв. (Азбуковник, Хронограф, Синопсис и другие).

2. Становление школьного исторического образования в России XVIII -XIX вв.

3. Деятельность министров просвещения Российской империи и их влияние на систему школьного исторического образования.

4. Российские учебники истории XVIII – XIX вв.: сравнительный анализ.

5. Учебники истории ведущих стран мира и их роль в преподавании истории.

6. Становление методики обучения истории как науки в последней четверти XIX в.

7. Основные методы обучения истории в XVIII – XIX вв.: краткая характеристика.

8. Проблемы реформирования российской системы исторического образования в середине XIX века (борьба за реформы).

9. Профессиональный портрет учителя истории: опыт социально-художественного исследования.

10. Преподавание истории в реальных и классических гимназиях дореволюционной России.

11. Становление высшего педагогического образования в России: складывание системы подготовки учителей истории.

12. Деятельность ведающихся педагогов России конца XIX в. по внедрению новых методических систем обучения истории.

13. Идеи драматизации обучения истории А.Ф.Гартвига в дореволюционной и современной общеобразовательной школе.

14. Развитие методической науки в СССР в 1930 – 1980-е гг.

15. Проблема углубленного изучения истории и пути ее решения в современных Российских школах.

16. Деятельность Наркомпроса по реформированию исторического и обществоведческого образования в 1917 – 1929 гг.

17. Обзор учебников истории 1990-х гг. в ближнем и дальнем зарубежье: сравнительный анализ.

18. Проблема формулировки темы урока истории. Концепция О.Ю.Стреловой «Многообразие вариантов формулировки тем урока».

19. Концепция «Изучение родословной своей семьи» в учебной и во внеклассной работе по истории.

20. Учебные фильмы, фотоаппарат и видеокамера в учебной и внеклассной работе по истории.

21. Краеведческий музей в системе школьного исторического образования.

22. Первый компьютерный учебник истории: история разработки и методика работы на уроке и при выполнении домашней работы по истории.

23. Мультимедийные учебные пособия по истории, их место в учебно - воспитательном процессе.

24. Современный кабинет истории и обществознания в школе.

25. Проблемы внедрения профильного обучения истории в средней школе на современном этапе.

26. Проблемы военно-патриотического воспитания на основе усвоения школьного исторического материала.

27. Изучение вопросов экономики в школьных курсах истории.

28. Изучение вопросов культуры в школьных курсах истории.

29. Использование художественной литературы при изучении истории.

30. Использование мела и классной доски на уроках истории.

31. Учебное кино в преподавании истории. Видео - фильмы на уроках истории.

32. Реферат – одна из форм письменного контроля за результатами обучения истории.

Примерная тематика контрольных работ по курсу

1. Письменные источники исторического знания Х – ХIХ вв.

2. Становление школьного исторического образования в первой половине XVIII в.

3. Становление и развитие школьного исторического образования во второй половине XVIII вв. (эпоха Екатерины II).

4. Изучение истории в школах России в 1 четверти XIX в. (Эпоха Александра I).

5. Изучение истории в школах России во второй четверти XIX в. (эпоха Николая I).

6. Обучение истории в российских школах 1860 – 1880 гг. (эпоха Александра II).

7. Обучение истории в российских школах 1880 – 1890 гг. (эпоха контрреформ Александра III).

8. Преподавание истории в российских школах начала ХХ в. (эпоха Николая П).

9. Историческое образование в первые десятилетия советской власти (1917 – 1932).

10. Политика партии и правительства в области школьного исторического образования (1930 – 1950 гг.).

11. Политика партии и правительства в области школьного исторического образования (1950 – 1980 гг.).

12. Реформирование системы школьного исторического образования в 1980 – 2000 гг.

13. Государственная экспертиза учебной исторической литературы XIX – XX вв.

14. Дореволюционные учебники истории XVIII – начала ХХ вв.: краткий обзор.

15. Методы обучения истории в российской школе XVIII – XX вв.

16.

Примерная тематика контрольных работ по курсу

«Методика преподавания истории»

1. Методика организации и проведения предметных игр на уроках истории.

2. Методика организации и проведения развивающих игр на уроках истории

3. Методика организации и проведения ретроспективных игр на уроках истории.

4. Методика организации проведения интеллектуальных игр на уроках истории.

5. Методика организации и проведения деловых игр на уроках истории.

6. Методика организации и проведения ролевых игр на уроках истории.

7. Методика организации и проведения не ролевых игр на уроках истории.

8. Методика организации и проведения шоу-игр на уроках истории.

Наши рекомендации