Мысли после встречи с Тушиным.
Почему после встречи с Тушиным князь Андрей подумал:"Всё это было так странно, так непохоже на то, на что он надеялся"?
Князь Андрей признается себе, что больше всего на свете любит славу. Она для него дороже отца, сестры, жены. Он «не задумываясь, отдал бы всех за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей», которых он не знает и не будет знать. Андрей хотел войну использовать именно как свой собственный путь к славе. Но кроме лжи, показухи, неразберихи, несправедливости, унижения и уничтожения людей, напрасного кровопролития, он больше ничего на войне не увидел. ….Русская армия оказалась в очень трудном положении. Теперь французы могут ее отрезать. Это известие вызывает у князя Андрея прилив энергии, он считает, что его долг — вывести армию из трудного положения: «вот он, тот Тулон, который выведет его из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе».
….Но эта радость вскоре омрачается. …. Поздно ночью князь Андрей приехал в Брюнн, где находился австрийский двор. Он полагал, что его сейчас же пригласят к императору. Но его ждал холодный прием немецкого военного министра и его адъютанта. Они подчеркивают своим поведением, что их не очень интересуют военные действия Кутузова. Радостное чувство князя, которым он был охвачен всю дорогу, немного ослабело, когда он подходил к кабинету военного министра. Министр обращает внимание лишь на то, что не взят в плен Мерсье и убит австриец Шмидт. Министр считает, что это «дорогая плата за победу». Покидая дворец, князь Андрей уже не испытывает радости, переполнявшей его после победы, она словно была передана в равнодушные руки военного министра и его учтивого адъютанта.
…Полное расхождение военной теории с практикой... Объезжая войска, князь Андрей вдруг понимает, что все происходит не как в теории. Солдаты сбиты в кучу, но все равно отражают атаки. Французы все ближе, готовится очередная атака.
…Некорректное поведение Багратиона…..«Князь Андрей тщательно прислушивался к разговорам князя Багратиона с начальниками и к отдаваемым им приказаниям и, к удивлению, замечал, что приказаний никаких отдаваемо не было, а что князь Багратион только старался делать вид, что все, что делалось по необходимости, случайности и воле частных начальников, что все это делалось хоть не по его приказанию, но согласно с его намерениями.
…Сплошная ложь среди офицеров….Офицеры в штабе рассматривают захваченное французское знамя и пленного полковника. Полковой командир рассказывает о ходе боя то, что он хотел сделать, но не успел. Он сам уже начинает верить, что все так было, и он сам видел, как Долохов взял в плен офицера. Жерков говорит, что он тоже видел атаку павлоградцев. И, хотя все понимают, что он лжет, они серьезно слушают его.
…Разочарование в своём кумире – Наполеоне….. Князь Андрей уверен в гениальности Бонапарта: «Что за счастье этому человеку, какова гениальность»….Князь Андрей лежит рядом со знаменем. Поле, на котором лежит князь Андрей, объезжает Наполеон. Всадники подъезжают к Болконскому. Он слышит, как Наполеон говорит: «Вот прекрасная смерть!» Князь понимает, что это был Наполеон — его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками…. Он хотел, чтобы эти люди помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал ее теперь».
…И только ранение князя помогло ему понять истинный смысл человеческой жизни…
«Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, — подумал князь Андрей, — не так, как мы бежали, кричали и дрались... совсем не так ползут облака поэтому высокому, бесконечному небу. Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме него. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения».
Образ Кутузова.
В романе народный полководец Кутузов предстает перед читателями простым человеком, который тесно связан с русским народом, религиозно с ним един, способен поднять боевой дух солдат, когда им не приходится надеяться на победу. Кутузов всегда оставался самим собой в любой ситуации.
Он действуем как подлинный русский патриот. И противопоставляется образу Наполеона, который был лживым и вел себя притворно, а Кутузов наоборот был добрым и простым.
За поведением Кутузова можно проследить по проведенным сражениям.
Накануне Бородинского сражения Кутузов "не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему".
Он считал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не качество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска". И как показали дальнейшие события: действительно, невозможно предугадать, как будут разворачиваться события, как будут действовать соперники - важно стремиться к победе и не унывать. Потому что существует "надежный ход событий".
Также можно положительно судить о его религиозности, когда он "с детски наивным вытягивание губ приложился к иконе… поклонился, дотронувшись рукой до земли".
Во время оставления французами России, Кутузов удерживает русских от бесполезных атак. Он беспокоится о русских людях и о России.
Ему свойственно жалеть простых людей, пусть даже французов: "пока они были сильны, мы их не жалели, а теперь и пожалеть можно. Тоже и они люди".
Он был очень человечным и душевным человеком, понимая все беды простых людей, неважно из какой они были страны.
Шенграбенское сражение.
Одним из ключевых моментов войны 1805 года было Шенграбенское сражение. Чтобы спасти свою армию от разгрома, Кутузов послал небольшой авангард генерала Багратиона для задержания французов. Разутые, голодные солдаты, измученные длительным ночным переходом по горам, должны были остановить армию неприятеля, в восемь раз сильнейшего. Это дало бы время основным силам занять более выгодную позицию.
Объезжая войска перед сражением, прибывший в распоряжение Багратиона князь Андрей с недоумением отмечал, что чем ближе к неприятелю, тем организованнее и веселее становился вид войск. Солдаты занимались своими будничными делами так спокойно, будто все это происходило не на глазах у врага и не перед сражением, где половина из них будет убита.
Но вот французы открыли огонь, битва началась, причем все происходило совсем не так, как представлялось князю Андрею, как преподавалось и говорилось в теории. Солдаты сбиты в кучу, но тем не менее отбивают атаку за атакой. Французы подходят все ближе, готовится очередная атака. И в этот решающий момент Багратион лично ведет солдат в бой и сдерживает неприятеля.
Наблюдая за действиями Багратиона во время сражения, Болконский замечал, что генерал почти не отдавал приказов, но делал вид, что все происходит “согласно с его намерениями”. Благодаря выдержке Багратиона его присутствие чрезвычайно много давало и командирам, и солдатам: при нем они становились спокойнее и веселее, щеголяли своей храбростью.
Не умаляя значения Багратиона в исходе Шенграбенского сражения, Толстой показывает, что основную роль в этом бою все же сыграли простые и незаметные воины, такие как ротный командир Тимохин. Не численное превосходство, не стратегические планы мудрых полководцев, а воодушевление и бесстрашие ротного, увлекшего за собой солдат, повлияло на ход сражения. Тимохин с такой отчаянной решимостью, с одной шпагой, бросился на неприятеля, что французы в испуге побросали оружие и побежали.
Другой герой Шенграбенского сражения - артиллерийский капитан Тушин. Действуя по собственной инициативе, Тушин поджег деревню Шенграбен, где были сосредоточены большие массы неприятеля. Это остановило движение французов, которые вынуждены были тушить пожар, быстро разносимый ветром, что давало время для отступления войск. В ответ на действия Тушина неприятель выставил против его батареи десять орудий. Но батарея продолжала стрелять, хотя осталась без прикрытия, которое ушло по чьему-то приказанию в середине боя. Французы и представить себе не могли “дерзость стрельбы четырех никем не защищенных пушек”.
Описывая в романе капитана Тушина, ротного командира Тимохина и других рядовых воинов, Толстой показывает, что от воли и усилий таких вот простых, обыкновенных, бескорыстных людей, а не от самодовольных и тщеславных начальников, мечтающих лишь о наградах и карьере, во многом зависит исход исторических событий.
Аустерлицкое сражение.
Анализ эпизода Аустерлицкого сражения в романе «Война и мир»
На военный совет перед Аустерлицким сражением собрались все начальники колонн, «за исключением князя Багратиона, который отказался приехать» . Толстой не объясняет причин, побудивших Багратиона не явиться на совет, они и так ясны. Понимая неизбежность поражения, Багратион не хотел участвовать в бессмысленном военном совете. Но остальные русские и австрийские генералы полны той же беспричинной надежды на победу, какая охватила всю армию. Только Кутузов сидит на совете недовольный, не разделяя общего настроения. Австрийский генерал Вейротер, в чьи руки отдано полное распоряжение будущим сражением, составил длинную и сложную диспозицию - план предстоящего боя. Вейротер взволнован, оживлен. «Он был как запряженная лошадь, разбежавшаяся с возом под гору. Он ли вез или его гнало, он не знал; но он несся во всю возможную быстроту, не имея времени уже обсуждать того, к чему поведет! это движение» .
На военном совете каждый из генералов убежден в своей правоте. Все они так же озабочены самоутверждением, как юнкер Ростов в квартире Друбецкого. Вейротер читает свою диспозицию, французский эмигрант Ланжйрон возражает ему - возражает справедливо, но «цель возражений состояла преимущественно в желании дать почувствовать генералу Вейротеру… что он имел дело не с одними дураками, а с людьми, которые могли и его поучить в военном деле» . На совете происходит столкновение не мнений, а самолюбий. Генералы, каждый из которых убежден в своей правоте, не могут ни сговориться между собой, ни уступить один другому. Казалось бы, естественная человеческая слабость, но принесет она большую беду, потому что никто не хочет видеть и слышать правду. Поэтому бессмысленна попытка князя Андрея выразить свои сомнения. Поэтому Кутузов на совете не притворялся - «он действительно спал» , с усилием открывая свой единственный глаз «на звук голоса Вейротера» . Поэтому в конце совета он коротко сказал, что диспозиция уже не может быть отменена, и отослал всех.
Понятно недоумение князя Андрея. Его ум и уже накопленный военный опыт подсказывают: быть беде. Но почему Кутузов не высказал своего мнения царю? «Неужели из-за личных соображений должно рисковать десятками тысяч и моей, моей жизнью? » - думает киязь Андрей. А в самом деле, разве молодой, полный сил, талантливый человек должен рисковать своей жизнью потому, что генерал союзной армии составил неудачный план сражения или потому, что русский царь молод, самолюбив и плохо понимает военную науку? Может, на самом-то деле вовсе не нужно князю Андрею идти в бой, обреченность которого ему уже ясна, а нужно поберечь себя, свою жизнь, свою личность.