I. Рассказ учителя об А. С. Пушкине и своеобразии его эпохи

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

Высшего профессионального образования

«Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики»

КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УВР

______________ /Логвинов А.В.

«_____» _______________ 2014 г.

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине «Литература»

Семестр I, II 2013 / 2014 учебного года

1 курс, дневное отделение

Специальности МТС, СССК, БУ, ИСС, ПКС

Составитель:

Кутырева Анна Игоревна,

преподаватель русского языка

и литературы

Рассмотрен на заседании П(Ц)К №1

общеобразовательных и гуманитарных дисциплин

Протокол №10 от 24. 04.2014 г.

Председатель П(Ц)К №1 _________________ / Никифоров М.М.

Самара, 2014

Конспект лекций по дисциплине «Литература»

Тема 1.1.

А.С. Пушкин. Жизненный и творческий путь. Основные темы и мотивы лирики.

Поэма «Медный всадник»: проблема личности и государства.

Цель урока: раскрыть своеобразие пушкинской эпохи, в котором происходило становление поэта.

Методические приемы: рассказ учителя с элементами беседы.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, книги о его жизни и деятельности, высказывания его современников о нем, альбом фотоснимков «Жизнь и творчество А.С. Пушкина. Материалы для выставки в школе».

Литература для подготовки урока: Е. И. Высочина: «Образ, бережно хранимый». М.: Просвещение, 1989; Книга-справочник о жизни и творчестве А.С. Пушкина. М., 1974.

Ход урока

I. Рассказ учителя об А. С. Пушкине и своеобразии его эпохи

В каждой развитой национальной литературе есть имена, являющиеся свидетельством ее вершины, дающие на века этой литературе духовно-эстетический идеал. В Италии это Петрарка, в Англии — Шекспир, во Франции — Расин, в Германии — Гете, а у нас в России — Пушкин. Особенностью таких писателей является их «вечная современность». Они воспринимаются как «начало всех начал». «Невозможно повторить Пушкина», — утверждал Н. В. Гоголь.

— Так, в чем же секрет очарованности Пушкиным?

После ответов учащиеся на выбор читают любимые строки из поэзии А. С. Пушкина.

— Вспомните об эпохе Пушкина, в которой жил и творил поэт.

К концу 20-х годов популярность Пушкина стала меркнуть. Это могло быть связано с поражением восстания декабристов. Надежды и упования на возможность переустройства общественно-политической жизни целого поколения были расстреляны картечью 14 декабря 1825 года. За разгромом последовали аресты, осуждения.

Времена, последовавшие за разгромом восстания, были ужасны. «Понадобилось не менее десятка лет, чтобы человек мог опомниться в своем горестном положении порабощенного и гонимого существа, — писал А. И. Герцен в статье «Литература и общественное мнение после 14 декабря 1825 года» — Людьми овладело глубокое отчаяние и всеобщее уныние». Общество расслоилось на тех, кто сочувственно относился к декабристам и тех, кто занимал консервативную точку зрения, настаивая на эволюционном пути.

Естественно, что для сохранения основ государственности и укрепления центральной власти были необходимы жесткие меры, зачастую приводившие к тотальному уничтожению очагов свободомыслия и подавления смуты. Было создано III отделение канцелярии его императорского величества под управлением шефа жандармов А. Х. Бенкендорфа. Распространилась и узаконилась слежка, сыск, подслушивание. Москва, по воспоминаниям современников поэта, наполнилась шпионами. В число агентов иногда шли и люди большого света, были среди них литераторы.

В такую атмосферу вернулся Пушкин после ссылки. Он не узнал общества — ни московского, ни петербургского. Поэт был оторван от лучших людей своего поколения. Многие из близких друзей и добрых его приятелей томились в каторжных нарах Сибири. Даже имен многих нельзя было произносить вслух...

В это время поэту надо было найти свое место и быть верным своим идеалам. Пушкин пытался наладить тесную связь с журналом «Московский телеграф», где сотрудничали молодые поэты, но вскоре, присмотревшись, поэт отошел от них. В эти годы он постепенно отдалялся, и публика стала встречать его менее восторженно. Им еще восхищались, его читали и почитали, но к концу десятилетия отток интереса стал заметен. Это происходило еще и потому, что Пушкин стал создавать реалистические произведения, а читающая публика не была готова к этому. Выйдя на широкий простор реалистического творчества, поэт не подтверждал, а разрушал созданный читательской аудиторией его образ, который не соответствовал ожиданиям публики, жаждавших повторения мелодий, некогда их покоривших.

Поэт создавал новые жанры, создавал истинно новаторские произведения, вводил новых героев, осваивал новые темы. Он охватывал своим взором бесконечные пространства родной земли, вникал в быт, нравы, психологию, мироощущения своих современников, людей разных сословий и характеров. Все было подвластно его таланту, его фантазии, художественной мысли, безгранично властвовавшей над миром былого и современной ему действительности. Ю. Лотман писал: «Пушкин ушел настолько далеко вперед от своего времени, что современникам стало казаться, что он от них отстал».

Читательские круги, как известно, многослойны, состоят из представителей разных социальных групп.

— Почему же наблюдалось охлаждение к поэту и со стороны тех, кто в вольнолюбивой лирике его находил отзвуки своим чаяниям и надеждам, переживаниям и восторгам?

(Ученики размышляют о деталях истинного смысла взаимоотношений между поэтом и Николаем I).

II. Беседа с аудиторией:

— Какие основные мотивы пронизывают творчество Пушкина?

— Какие главные темы пушкинской лирики?

— Как основные мотивы лирики Пушкина реализуются в тематике его поэзии? (Учащиеся называют, так как эти темы были изучены в 9 классе).

III. Основной мотив лирики А.С. Пушкина – тема поэта и поэзии.

Анализ стихотворения «Пророк»

Словарная работа.

«Пророк» — в религиозно-мистическом представлении — провозвестник, истолкователь воли бога. Пушкин частично использует «откровения» библейского пророка Исайи.

«Серафим» — в переводе «огненный», «сжигающий»; это название одного из высших ангельских чинов; серафимы изображались шестикрылыми.

«Ангел» — по учению христианской религии — доброе сверхъестественное существо (в отличие от демона — злого духа), действующего по воле бога.

Наши рекомендации