ЗАЧЕТ ПО ОБЩЕСТВУ 10 класс, 1 полугодие

1. Что понимается под обществом в широком и узком смысле слова?

Какие отношения можно считать общественными? Определить понятия, привести по два примера на каждое понятие.

2. Нарисуйте схему деятельности. Назовите возможные мотивы деятельности человека.

3.Что такое социальный институт? Назовите три социальных института, укажите их функции.

4. Раскройте суть опредмечивания и распредмечивания в духовной деятельности. В чем выражается общественный характер духовных ценностей? Можно ли утверждать, что духовные ценности носят объективный характер? Свой ответ аргументируйте

5. Дайте определение понятию «человечество». Какие существуют точки зрения по вопросу о единстве человечества? Назовите философские теории, их авторов.

6. «Свобода как познанная необходимость» - что означает это суждение?

7. Укажите не менее трех существенных признаков традиционного, индустриального, постиндустриального общественного развития.

8. Почему невозможна абсолютная свобода? Назовите социальные факторы, которые ограничивают абсолютную свободу человека.

9. Что означает понятие – «исторический процесс»? Назовите основные формы исторического развития.

10. Объясните понятия: исторический процесс, прогресс, регресс, эволюция, революция, субъекты исторического процесса?

11. Определите существенные признаки и структуру деятельности человека. Назовите виды деятельности, приведите примеры.

12. Что означает слово «прогресс»? В чем заключается противоречивость общественного прогресса?

13. Что такое потребности? Назовите виды потребностей. Приведите примеры.2. На одном из уроков завязался спор. Николай утверждал, что раньше появился человек, а потом общество. Ему возразила Ольга: человек становится человеком только в обществе, поэтому, сначала возникло общество, а затем человек. Объясните, кто из учеников прав?

14. Что такое духовная деятельность? Назовите не менее пяти проявлений духовной деятельности. Что такое духовные ценности? Приведите примеры.

15. Охарактеризуйте основные типы социальной динамики.

16. Дайте характеристику труда с точки зрения структуры деятельности.

17. Кто является субъектами исторического процесса? Кто, по вашему (или что) является главной движущей силой в истории?

18. Какова взаимосвязь общества и природы? В чем отличие общественных явлений от природных?

19. Теория локальных цивилизации: авторы, основные идеи, трактовка понятия»прогресс»

20. Как доказать, что семья (армия, государство, церковь, школа) является социальным институтом?

21. Теория постиндустриального общества: авторы, основные идеи.

22. Исходя из структуры деятельности человека, определите общие и отличительные черты трудовой и игровой деятельности человека.

23. В чем философский смысл следующего высказывания И.И. Мечникова: «Садовник или скотовод не останавливается перед данной природой занимающих их растений или животных, но видоизменяет их сообразно надобности. Точно так же и ученый-философ не должен смотреть на современную человеческую природу как на нечто незыблемое, а должен изменить её ко благу людей»? Как вы понимает данное высказывание? Сформулируйте ваше отношение к данной позиции, свое мнение аргументируйте.

24. Перечислите исторические формы духовной деятельности. Назовите особенности духовных ценностей.

25. Формационный подход к общественно – историческому развитию: авторы, соотношение материальных и духовных факторов в развитии общества, направленность исторического развития.

26. Дайте определение понятию «общественный прогресс». Назовите критерии общественного прогресса.

27. «Во всемирной истории я вижу картину вечного образования и изменения, чудесного становления и умирания органических форм. А присяжный историк видит в ней подобие какого- то ленточного червя, неутомимо наращивающего эпоху за эпохой». Приверженцем стадиального или локально – цивилизационного подхода к истории является автор этих строк? Поясните свой ответ.

28. Что означает суждение: «Человек – результат биосоциальной эволюции»?

29. Предложите не менее 3 линий сравнения восточной и западной цивилизаций.

30. Дайте определение понятию «деятельность». Назовите известные вам классификации видов деятельности.

31. Покажите многозначность понятия «культура». Проиллюстрируйте примерами тезис об условности деления культуры на материальную и духовную

32. Дайте характеристику общества как системе.

33. Назовите две возможные формы общественного развития. Выделите не менее трех линий сравнения между ними.

34. Что такое общество. Назовите основные компоненты социальной структуры общества.

35. Немецкий философ Фихте утверждал: «Философ, который занимается историей в качестве философа, руководствуется при этом априорной нитью мирового плана, ясной для него без всякой истории, и историей он пользуется…только для того, чтобы пояснить и показать в живой жизни то, что ясно и без истории».Как вы понимаете слова «априорная нить мирового плана»? Назовите известные вам философские учения, содержащие подобный план мировой истории. В чем, на ваш взгляд, преимущества и недостатки отмеченного философом взгляда на историю?

36. Составьте план по теме «Свобода и ответственность личности».

37. Назовите основные факторы изменения социума.

38. В чем особенности творческой деятельности человека? Согласны ли вы с утверждением, что творческая деятельность является уделом лишь избранных людей?

39. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественные отношения»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об общественных отношениях.

40.Раскройте с помощью трех примеров утверждение о том, что творчество не имеет возрастных, профессиональных и других ограничений.

41.Раскройте на трех примерах научный вывод о том, что социальные условия влияют на характер и форму удовлетворения (первичных, биологических, витальных) потребностей человека.

40.Раскройте на трех примерах социальные потребности человека.

42. На уроке обществознания учителю был задан вопрос: «Так кто же человек: субъект или продукт деятельности?» Как бы вы на него ответили? Приведите соответствующее обоснование.

43.Ученые во все времена говорили о гармонии природы и человека. Многие сегодня считают, что она возможна лишь при условии минимального воздействия на природу, сохранения её в первозданном состоянии. Согласны ли вы с данной точкой зрения? Приведите два аргумента.

44. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественные отношения»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об общественных отношениях.

45. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Общество как целостная система». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

46. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о «социальной группе».

1* 2*
3* 4*
5* 6*
7* 8*

ЗАЧЕТ

По

ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Класс

Профиль

Полугодие

Наши рекомендации