Тема: Компоненты идиостиля Е. Евтушенко

План:

1. Страницы жизни и творчества Е. Евтушенко (электронная презентация).

2. Тема Сибири в творчестве Е. Евтушенко:

1) стилевое своеобразие поэмы «Станция «Зима»;

2) стихотворения Евтушенко о военном детстве («Свадьбы», «Бабушка», «Фронтовик»);

3) образ Сибири в стихотворении «Откуда родом я?».

Основная литература:

1. Зайцев, В.А. Современная советская поэзия. Материалы к спецкурсу / В.А. Зайцев. – М., 1988, - 80 с.

Дополнительная литература

1. Михайлов, Ал. Так идет, что ветви зеленеют / Ал. Михайлов// Ал. Михайлов. Избранные произведения. – М., 1986. – с.440 – 447.

2. Сидоров, Е. Евгений Евтушенко. Личность и творчество / Е. Сидоров. – М., 1987. – С. 27 – 82.

Методические рекомендации

1. Электронная презентация об основных событиях жизни Е. Евтушенко должна содержать основные сведения биографии поэта, информацию об этапах творчества, названия его главных поэтических сборников.

2. При выявлении доминирующих компонентов идиостиля Е. Евтушенко необходимо обратиться к наиболее извесным произведениям поэта.

1). При анализе поэмы «Станция «Зима» обратите внимание на следующие аспекты произведения:

- тема произведения;

- система образов произведения: образ лирического героя, образ станции «Зима», образы земляков, образ журналиста;

- функции пейзажа в поэме;

- особенности стиха.

«Станция «Зима» - это рассказ о себе и о своем времени. Вера в высокие идеалы жизни сталкивается здесь с безверием и скепсисом. Евтушенко рисует образ опустившегося московского журналиста, приехавшего в Сибирь за очерком. Его разговор с автором за столиком чайной – центральный эпизод поэмы. Внимательно прочитайте его. Выявите позицию журналиста, который говорит:

А что сейчас писатель?

Он не властитель,

А блюститель дум.

Да, перемены, да,

Но за речами

какая-то туманная игра.

Твердим о том, о чем вчера молчали,

Молчим о том, что делали вчера.

Найдите эмоциональный и рассудочный отклики лирического героя на эти слова и прокомментируйте их.

Обратите внимание на картины жизни, открывающиеся герою во время путешествия по родным местам, зарисовки людского быта. Выявите роль детали в создании картин, образов.

В зиминской чайной жарко дышит лето.

За кухней громко режут поросят.

Блестят подносы, лица…

В окнах ленты,

Облепленные мухами висят.

В меню учитель шарит близоруко,

на жидкий суп колхозница ворчит,

и темная ручища лесоруба

в стакан призывно вилкою стучит.

Обратите внимание на картины природы. Выявите функции пейзажа. Определите роль изобразительно-выразительных средств в создании картин природы.

«Станция «Зима» обнаружила большие возможности пластически-повествовательного стиха Евтушенко. Свободная, почти разговорная интонация лирического монолога, его особенная доверительность стилистически скрепляет воедино картины жизни. Переходы от исповеди, от воспоминаний к объективному изображению – особенность профессионального мастерства, если учесть еще, что поэма написана без разбивки на главки и почти вся выдержана в одном размере. Дайте характеристику стиху поэмы: определите размер, рифму, способ рифмовки.

2). При анализе стихотворений «Свадьбы», «Бабушка», «Фронтовик» обратите внимание на следующие аспекты:

- образ лирического героя в стихотворениях;

- образ военного времени в стихотворениях;

- значение детали при создании картин жизни.

3). Анализируя стихотворение «Откуда родом я?», подумайте над значением вопросно-ответной формы стихотворения. Определите своеобразие раскрытия темы Сибири в творчестве Е. Евтушенко. С этой целью сравните стихотворение «Откуда родом я?» со стихотворениями П. Васильева и Л. Мартынова. В стихотворении есть летний и зимний пейзажи. Охарактеризуйте мастерство Е.Евтушенко в создании пейзажных зарисовок.

Занятие 10

Тема:

Наши рекомендации