Введение. Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет»

Т. Г. Чугунова

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ

(ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ)

Учебно-методическое пособие

Нижний Новгород

2012

УДК 902(075)

ББК 63. 3(0)1я73

Ч - 837

Печатается по решению редакционно-издательского

совета НГПУ

Чугунова Т. Г.

Ч-837 Всемирная история (история Древнего мира и Средних веков): учебно-методическое пособие. - Н. Новгород: НГПУ, 2012.- 34 с.

Отв. редактор: канд. ист. наук, доц. А. В. Хазина

Рецензент: докт. ист. наук, проф. Е. А. Молев

Учебно-методическое пособие к курсу «Всемирная история» (история Древнего мира и Средних веков) составлено по модульно-рейтинговой системе в соответствии с ФГОС 2010. Пособие содержит перечень тем лекционных и семинарских занятий по дисциплине, методические указания к семинарским занятиям, списки источников и литературы, рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, темы докладов и рефератов, список экзаменационных вопросов.

Предназначено для подготовки I курса бакалавров направления «Философия».

УДК 902(075)

ББК 63. 3(0)1я73

© Чугунова Т.Г., 2012

© НГПУ, 2012

Содержание

Введение. 4

Структура и содержание дисциплины, объем и виды учебной работы.. 7

Таблица 1. Содержание лекций, виды учебной работы.. 7

Таблица 2. Содержание семинарских занятий, виды учебной работы.. 8

Таблица 3. Рейтинг-план по дисциплине «Всемирная история». 9

Методические рекомендации к семинарским занятиям.. 11

Организация самостоятельной работы студентов. 22

Методические рекомендации по выполнению заданий репродуктивной самостоятельной работы.. 22

Методические рекомендации по выполнению заданий эвристической самостоятельной работы.. 23

Методические рекомендации по выполнению заданий творческой самостоятельной работы.. 25

Тематика докладов. 26

Тематика рефератов. 27

Вопросы к экзамену. 28

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.. 30

Введение

Учебно-методическое пособие по всемирной истории посвящено изучению событий истории Древнего мира и Средних веков. Модуль «История Древнего мира и Средних веков» (дисциплина «История») относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1)

Цель освоения дисциплинысостоит в формировании систематизированных знаний об истории древнего мира и средних веков. Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин«История и теория мировой культуры», «История зарубежной философии», «Восточная философия», «Этика», «Философская антропология», а также курсов по выбору студентов.

Методические рекомендации.При изучении событий и явлений истории Древнего мира и Средних веков рекомендуется пользоваться в первую очередь методом сравнительного анализа, а также методами классификации, текстового анализа. Необходимо обращать внимание на дискуссионные вопросы, которые обсуждаются учеными различных направлений. Внимание к этим проблемам способствует развитию самостоятельного мышления, позволяет более глубоко понять закономерности исторического процесса и особенности исторического развития отдельных стран. Подготовка к практическим занятиям по всемирной истории требует применения знаний, умений и навыков, приобретенных в общеобразовательной школе в ходе изучения предметов «История», «Мировая художественная культура», «Обществознание».

Организация самостоятельной работы. Самостоятельная работа выстроена в соответствии с рейтинговой системой, поэтому студенту необходимо обратить внимание на рейтинг-план, где указаны виды учебной работы, сроки выполнения и количество баллов за конкретное задание. Самостоятельная работа студентов предполагает тщательное изучение исторических источников с целью развития навыков самостоятельного анализа документального материала. Рекомендуемые списки монографической литературы достаточно обширны. Изучение хотя бы одной-двух работ по теме из этогосписка обязательно: это обогатит знания студента, даст дополнительную информацию по обсуждаемой теме, познакомит с различными точками зрения, существующими в исторической литературе. Помимо перечисленных видов деятельности самостоятельная работа предполагает подготовку реферативных выступлений, работу с интернет-сайтами, составление таблиц, словарей, кроссвордов, рецензирование литературы и др. Преподаватель организует проверку всех форм самостоятельной работы студентов.

Процесс изучения истории Древнего мира и Средних веков направлен на формирование следующих компетенций: понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества; использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении профессиональных задач; анализировать исторические события, явления и процессы в их темпоральной характеристике; характеризовать модели общественного развития; ориентироваться в научных концепциях, объясняющих единство и многообразие исторического процесса, специфику интерпретации прошлого различными школами и направлениями в исторической науке; применять методы комплексного анализа исторических источников для объяснения исторических фактов; обладать навыками работы с информацией, знать способы ее получения из различных источников для решения профессиональных и социальных задач; воспитывать толерантное отношение к расовым, национальным, религиозным различиям людей; знать различные методы научного и философского исследования и уметь их использовать в профессиональной деятельности; уметь работать с научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями.

В результате освоения содержания изучаемого курса студент должен знать:1)основные закономерности общественного развития античной и средневековой цивилизации; 2) понятия и термины, характеризующие особенности социально-экономического и политического развития античной и средневековой цивилизаций; 3) духовно-идеологические понятия изучаемой эпохи.

Студент должен уметь:1)анализировать исторические проблемы, устанавливать причинно-следственные связи; 2) выявлять общие черты и различия сравниваемых исторических процессов и событий;3)давать социально-экономическую и политическую характеристику особенностей и тенденций исторического процесса в различных странах в изучаемый период;4) определять национальные и социально-психологические, религиозные и демографические характеристики отдельных народов и государств;5)работать с различными источниками и литературой по всемирной истории;6)выражать и аргументировать свою собственную позицию в оценке духовно-идеологической атмосферы изучаемого периода, выяснять ее динамику и влияние на последующее развитие.

Владеть:1)технологиями научного анализа, использования и обновления знаний по истории Древнего мира и Средних веков; 2) методами и приемами логического анализа; 3) историческими понятиями и терминами.

Структура и содержание дисциплины, объем и виды учебной работы

Таблица 1. Содержание лекций, виды учебной работы

Темы лекций Часы Виды учебной работы
1.История первобытного общества. Проблема периодизации. Антропосоциогенез. Основные концепции антропосоциогенеза. Эпоха первобытной общины. Переход к цивилизации. 1. Составление сводной таблицы 2. Составление глоссария
2. Возникновение и развитие древневосточных цивилизаций. Древний Египет. Цивилизации Междуречья. Государства Западной Азии. Восточное Средиземноморье. Древняя Индия. Древний Китай. Составление глоссария  
3. История античных государств. Древняя Греция. Периодизация и этапы развития Древней Греции. Греко-персидские войны. Пелоппонесская война 431-404 гг. до н. э. Возвышение Македонии и установление македонского господства в Греции. Поход А. Македонского на Восток. Эпоха эллинизма. Культура Древней Греции. Составление глоссария Реферат
4. Древний Рим. Периодизация истории Древнего Рима по политическому и экономическому признаку, этапы развития Древнеримского государства. Борьба Рима с Карфагеном за господство в Западном Средиземноморье. Экспансия Рима в Восточном Средиземноморье. Социально-экономические и политические отношения в позднеримской республике. Кризис политической системы Римской республики и ее падение. Принципат Августа. Ранняя Римская империя. Кризис римского рабовладельческого общества и государства в III в. н. э. Становление христианства и падение Западной Римской империи. Культура Древнего Рима. Составление глоссария Реферат  
5. Становление и развитие средневековой западноевропейской цивилизации.Понятие «средние века», «феодализм». Периодизация истории Средних веков. Основные черты средневековой цивилизации. Раннее средневековье. Великое переселение народов и образование варварских королевств. Генезис феодального строя во Франкском государстве. Особенности феодализма в Византии. Арабские завоевания и арабский халифат. Искусство средневековой Византии. Особенности арабской культуры. Составление глоссария Реферат
6. Классическое средневековье.Развитие сословно-представительной монархии в Западной Европе. Средневековые города и цехи. Международные отношения в Европе в XI-XV вв. Реконкиста и особенности стран Пиренейского полуострова. Христианство, церковь, ереси в средневековой Европе. Культура западноевропейского средневековья. Составление глоссария Реферат
7. Позднее средневековье.Позднее средневековье, или раннее Новое время. Общая характеристика эпохи. Первоначальное накопление капитала. Особенности мануфактурной стадии в развитии капитализма. Великие географические открытия. Европейский гуманизм: предпосылки, характерные черты, региональные особенности. Европейский абсолютизм XVI-XVII вв. Католическая церковь, Реформация и Контрреформация в Западной Европе. Переворот в развитии научных знаний. 1. Составление глоссария 2. Тестирование Реферат
Итого  

Таблица 2. Содержание семинарских занятий, виды учебной работы

Темы семинарских занятий Часы Виды учебной работы
1. Культура и идеология первобытного общества. 1. Устный ответ по теме 2. Эссе: «Первобытные верования в современных религиях»
2. Хозяйственный и общественный строй Древней Вавилонии по «Законам Хаммурапи». Герменевтический анализ текста
3. Хозяйственный и общественный строй Древней Индии по «Артхашастре» Каутильи, «Вишну-Смрити» и «Законам Ману». 1.Герменевтический анализ текста 2.Составление библиографического списка
4. Хозяйственный и общественный строй Греции ХIII-ХI вв.. до н.э. по данным гомеровских поэм. Герменевтический анализ текста
5. Спарты и Афины – два типа древнегреческих полисов.   Составление сравнительной таблицы Кроссворд
6. Римское общество V в. до н.э. по данным «Законов XII таблиц».   1. Герменевтический анализ текста 2. Написание контрольной работы
7. Рабовладельческое хозяйство Италии II-I вв. до н. э. Восстание Спартака. Герменевтический анализ текста Реферат
8. Древние германцы. 1.Написание конспекта 2.Устный ответ по теме Кроссворд Рецензия
9. Средневековые города и ремесленные цехи в Западной Европе XI-XV вв. Устный ответ по теме Выступление с презентацией
10. Образование и наука в средневековой Европе. 1. Доклад 2.Написание эссе «Средневековый и современный студент: общее и различное» Выступление с презентацией
11. Реформация как общеевропейское явление. Контрреформация. 1. Доклад 2. Составление хронологической таблицы Кроссворд Рецензия
Итого  

Наши рекомендации