Кострома. Дворянское собрание
Информация о точках
Краткий список:
1. Каланча + гауптвахта
Культурная точка (Романовский музей, Дворянское собрание, Театр Островского)
Беседка Островского
Дом Борщова
Обелиск Московской Заставы
Памятник Ю.Долгорукому
Место основания г. Кострома
Планетарий
Бюст Маршалу Авиации А.А. Новикову
10. Солнечные часы + собака
Богоявленско - Анастасиин монастырь
Кукольный театр
Библиотека Пушкина
Церковь Спаса в рядах
Пожарная каланча
На центральной площади города (площадь Ивана Сусанина) расположен памятник архитектуры, одна из достопримечательностей города — Пожарная каланча Костромы. Каланча была построена по инициативе губернатора К. И. Баумгартена. Архитектор — П. И. Фурсов. Строительство каланчи велось в 1824—1825 годах, отделочные работы — в 1825—1827 годах. Во второй половине XIX века каланча несколько раз перестраивалась. В 1870-х годах к зданию пристроили пожарные депо. На протяжении всей своей истории каланча использовалась пожарной службой. В 2005 году каланча была передана Костромскому музею-заповеднику. Ныне в здании размещён музей
Кострома. Гауптвахта
Небольшое необычное здание, стоящее на площади Сусанина справа от пожарной части , − здание бывшей гауптвахты, построенное в 1824-1825 годах на месте прежней деревянной. Несмотря на весьма прозаическое назначение, выстроена она была губернским архитектором П.И.Фурсовым в стиле ампир и по виду совсем не похожа на место для заключения провинившихся. Впрочем, ее «постояльцами» были не простые люди, а армейские офицеры, дворяне, так что некоторая торжественность в облике здания гауптвахты должна была присутствовать.
Невысокая, в особенности по сравнению с соседней пожарной каланчой, гауптвахта богато украшена; в ее лепном декоре присутствуют главным образом символические военные мотивы, связанные с победой в войне 1812 года: доспехи, щиты, а также маскароны в виде львиных морд, собаки и раки. Выходящий на площадь фасад замечателен широким портиком из шести колонн дорического ордера, за которым расположена большая ниша с пятью арочными оконными и дверными проемами. По бокам от портика − два окна, чье убранство тоже привлекает внимание: они обрамлены мощными колоннами с коринфскими капителями, а сверху их украшают несоразмерно большие арки.
Фасад гауптвахты выходит прямо на площадь, а по бокам, со стороны улиц, она обнесена деревянной оградой, покрашенной под чугунное литье. Эта ограда погибла в городском пожаре 1847 года, а ее точная копия (исключая двуглавых орлов) была заново выполнена реставраторами в 1934 году по сохранившимся рисункам и чертежам. Утверждается, что в здании гауптвахты некоторое время сидели арестованные декабристы; после них сюда попадали и народовольцы, и поляки-повстанцы. В советское время, конечно, в такое слабоохраняемое здание никаких арестантов уже не сажали. Поначалу гауптвахту передали музею, потом сюда въехала библиотека, а позднее – и вовсе ЗАГС. С 1996 года в здании гауптвахты располагались экспозиции Литературного музея, рассказывавшие об Ипатьевской летописи, о костромских писателях, о военной литературе. В 2005 году, когда здание передали Костромскому музею-заповеднику , было решено литературный музей перенести в другое помещение, а здесь открыть военно-исторический отдел музея, логически более подходящий для этого места. Так и было сделано, и теперь в бывшем здании гауптвахты можно увидеть экспозиции, посвященные военным событиям и героям с XII века по наше время.
Культурная точка
Кострома. Дворянское собрание
Здание Дворянского собрания в Костроме было построено в 1780-х годах как жилой дом купца М.П. Дурыгина. Первоначально это был просторный жилой дом в стиле раннего классицизма. В первой трети XIX века здание пришло в запустение, и в 1837 году город выкупил его для Дворянского собрания. Здание было капитально перестроено, уже в стиле позднего классицизма, по проекту губернского архитектора М.М.Праве. Изменился декор фасада, расширены дверные проемы, устроена новая парадная лестница и сделана перепланировка интерьеров. Тогда же к старому корпусу пристроили новое южное крыло, а двор закрыли оградой с массивными воротами.
Здание высотой в три этажа впечатляюще красиво, для своего времени оно было вообще одним из самых высоких в городе. Первый этаж обработан рустом, верхние два этажа объединены высокими арочными нишами, в которых расположены окна. Внутренняя планировка – это сочетание анфиладного и коридорного расположения комнат. Помещения первого этажа расположены в основном по анфиладному принципу, на втором и третьем анфиладами расположены только парадные комнаты, выходящие окнами на улицу. В более позднем южном крыле большую часть занимает парадный Белый зал в два этажа высотой, украшенный коринфскими колоннами с антаблементом и отделанный белым искусственным мрамором (отсюда и название). Второй парадный зал – «Золотой» − находится в центре здания, к нему ведет парадная лестница от входа. Этот зал поменьше, но более нарядный: к колоннам здесь добавлены пилястры, а потолок зала украшают кессоны и золоченая лепнина. Стены обиты шелковым красным штофом. Интересен небольшой Депутатский зал на первом этаже: его стены украшают гербы 12-ти уездных городов Костромской губернии. В здании первоначально было 46 печей, но сохранились лишь немногие: в 1866 году 27 печей были разобраны, а вместо них устроены новые механические печи.
В 1891-1917 годах часть комнат Дворянского собрания была отдана Костромской губернской архивной комиссии, с архивом, музеем и библиотекой. В 1913 году музей переехал в специально построенное для него здание по соседству (Романовский музей ).
После революции в здании Дворянского собрания разместился рабоче-крестьянский университет, где преподавали известные ученые: Н.М.Дружинин, А.И.Некрасов, С.М.Бонди, И.Ф.Правдин и другие. Позднее здание отдали под Дворец пионеров. Сейчас в здании снова размещается музей . Капитальная реставрация, возвратившая зданию большую часть первоначальной планировки и внутренней отделки, была проведена в 1981-1986 годах под руководством архитектора К.Г.Торопа.
Интересна ограда здания: она высокая, кирпичная и глухая, украшена крупными простыми нишами в форме ромбов. Массивные ворота с парами колонн тосканского ордера украшены сверху большими треугольными фронтонами. Сверху на пилонах ворот поставлены фигуры львов (они были утрачены и восстановлены в 1966 году по проекту архитектора Л.С.Васильева). Сохранился при бывшем Дворянском собрании и сад, в котором есть деревья 1880-1890-х годов. В советское время сад сильно изменился, его площадь урезали, однако до сих пор старинное здание окружают густые зеленые кроны деревьев.