Отличия от более ранних форм эпоса

2.Историческая основа «Песни о Роланде». Время её создания.

Причины отклонения от подлинных исторических событий в

поэме. Идейное содержание поэмы.

Система образов в поэме и характеристика основных образов.

4.Эпический мир «Песни о Роланде» и способы его создания

(пространство и время, гиперболизация, параллелизм,

Фантастика). Стилевые особенности поэмы.

5.Проблема авторства «Песни о Роланде».

Список рекомендуемой литературы.

1.Песнь о Роланде (в полном объёме);

2.Смирнов А.А. Старофранцузский эпос и «Песнь о Роланде» //

Песнь о Роланде. М.,Л.,

3.Мелетинский Е.М. Героический эпос// история всемирной

литературы: В 9т.М.,1984.,Т.2.,С.516-522.

4.Смирнов А.А. Кто был автором «Песни о Роланде»? // Смирнов

А.А. Из истории западноевропейской литературы.,М., 1965. С.67-

77.

5.Нартов К.М. Зарубежная литература вшколе.М.,1976.С.26-39.

6.Самарин Р.М. «Песнь о Роланде» и проблема литературного

анализа //Самарин Р.М.Зарубежная литература.М.,1987.С.17-34.

ЗАНЯТИЕ 2.

Данте «Божественная комедия»

«Конец феодального средневековья,

начало современной капиталистиче-

ской эры отмечены колоссальной

фигурой. Это итальянец Данте, после-

дний поэт Средневековья и вместе с

тем первый поэт нового времени».

Ф.Энгельс.

Гениальное произведение Данте представляет немалые трудности для изучения. Эта сложность определяется нескольки-

ми факторами. Во-первых, поэма «даёт грандиозный философско-художественный синтез всей средневековой культуры, перекидывая от неё мост к культуре Возрождения»8. Поэтому для успешного знакомства с этим произведением необходимо с одной стороны разобраться в специфике средневекового взгляда на мир, усвоить основные закономерности художественного языка Средневековья. С другой стороны, студент должен приступать к чтению поэмы, имея представление о сути огромного идейного переворота, произ-

ведённого эпохой Ренессанса во взглядах на мир и человека. Без этого невозможно понять сложное переплетение средневекового и предренессансного в поэме, объяснить неповторимое художествен-

ное своеобразие этого литературного памятника. Известные трудности в восприятии поэмы связаны и с обилием малознакомых реалий, архаичностью лексики. Поэтому на занятия целесообразно использовать методику комментированного чтения.

Для анализа избирается лишь одна из трёх кантик поэмы- «Ад». Здесь сосредоточены наиболее известные эпизоды и фигуры поэмы, ставшие достоянием искусства разных народов и стран (Франческа да Римини, Фарината дельи Уберти, Уголино,Улисс и другие исторические персонажи). Грешники у Данте не безликая масса, не эмблемы порока, но конкретные люди с неповторимой индивидуальной судьбой, яркие индивидуальные образы, создава-

емые поэтом на поразительно малом повествовательном пространстве.

Хотя Данте был тесным образом с культурой Средних веков

(средневековой традицией определяется выбор жанра, к ней восхо-

дит и аллегоризм поэмы, множество схоластических представлений), при анализе поэмы нельзя злоупотреблять мистико-аллегорическим толкованием, возводить его в абсолют. Не менее важен прямой смысл сюжета, мощь отдельных образов, лиризм и драматичность сцен, страстная субъективность автора, народность языка – всё то, благодаря чему «Божественная комедия» и поныне остаётся глубоко волнующим произведением.

Итогом занятия становится разговор о художественном методе Данте, ряд особенностей которого позволяет определить его как реализм.

План

1. История создания поэмы.

2. Жанровые и композиционные особенности «Божественной комедии».

8. История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение. М.,1987. С.157.

3. Архитектоника дантевского ада. Философско- аллегорический смысл поэмы.

4. Средневековые образы и представления. Их место в художественной системе «Божественной комедии»

5. Античность в поэме.

6. Особенности дантевского реализма:

а) пристальное внимание к земной жизни;

б) реалистичность фантастики;

в) реальность, выразительность образов;

г) страстная субъективность поэта;

д) народность языка Данте.

Список рекомендуемой литературы

1. Данте. Божественная комедия. Часть 1. Ад./ Пер. Лозинского

2. Голенищев-Кутузов.Н.И. Творчество Данте и мировая

культура. М., 1971. С.248-281,285-313.

3. Дживелегов А.К. Данте Алигьери. М.,1946. Гл.7.

4. Данте и всемирная литература. М.,1967.,С.9-15, 45-59, 85-95.

5. Елина Н.Г. Данте. М.,1965., Гл 6-7.

6. Баткин Л.М. Данте и его время., 1965. Гл.4.

ЗАНЯТИЕ 3.

(только для студентов филологического факультета)

«Декамерон» Боккаччо

«Некоторые его рассказы... надо

было поставить рядом с лучшими

шекспировскими драмами по глу-

бине и тонкости психологического

анализа».

Н.Г.Чернышевский

Книга Боккаччо интересна и значительна, по крайней мере, в двух отношениях. Во-первых, «Декамерон»- яркое проявление гуманизма Возрождения, связанное вместе с тем прочнейшими нитями преемственности со средневековой культурой. Во-вторых, на материале книги Боккаччо, признанного родоначальника западноевропейской новеллы, удобно знакомиться с историей и морфологией этого жанра. Проблема жанра ставится в начале занятия в историческом ракурсе, и должна подвести студента к размышлениям о новаторстве Боккаччо на фоне средневековой новеллистической традиции. Для этого необходимо вспомнить жанровые признаки фаблио, провести сопоставление некоторых новелл «Декамерона» с трактовкой соответствующих сюжетов в сборнике «Новнллино» (конец XIII в.) Новеллы из пёстрого и многоликого «Декамерона» группируются на занятии по проблемному принципу. Им и должен руководствоваться студент при работе с текстом к вопросам 3,4,5. В конце занятия определяются основные структурные признаки классической новеллы Возрождения и иллюстрируются анализом какой-то из новелл «Декамерона» (на выбор).

План

1. Возникновение жанра новеллы:

Наши рекомендации