Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков. 3 страница
Планируемые образовательные результаты
Личностными результатами изучения курса «История Древнего мира» являются:
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;
складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.
Метапредметными результами изучения курса являются:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план );
способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);
готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
Предметными результами изучения курса истории являются:
освоение первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
владение базовым понятийным аппаратом исторического знания;
умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;
владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;
первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
составление, описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражение своего отношения к ним;
понимание вклада древних народов в мировую культуру.
Требование к уровню подготовки
к важнейшим результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
• указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
• применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием, оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, определять последовательность и длительность важнейших исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
• характеризовать место, обстоятельства участников, результаты важнейших исторических событий.
3. Работа с историческими источниками:
• читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать местоположение историко-географических объектов;
• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
• сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.
4. Описание (реконструкция):
• рассказывать (в связной монологической форме) или письменно об исторических событиях, их участниках или исторических деятелях на основе 2-3 источников исторических знаний;
• характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
• на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т.д. составлять описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражать свое отношение к ним; характеризовать вклад древних народов в мировую культуру.
5. Анализ, объяснение:
• различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт ис-торика);
• называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
• раскрывать смысл, значение исторических терминов, понятий, крылатых выражений;
• сравнивать природные условия, факты, события, личности, а также исторические явления в странах Древнего Востока, Греции, Рима, выделяя сходство и различия;
• излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
• давать оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
• оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
• использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми .
Контроль уровня обучения
Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация ,которые позволяют:
- определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету ( согласно учебного плана);
- установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
- осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.
^ 1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты , тестирование и т.п. в рамках урока, терминологический диктант, тестовая работа, рабата с карточками.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.
Формы и средства контроля
Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных работ, тестирования, фронтальных опросов, подготовки презентаций, рефератов, устных ответов
Изучение разделов завершается повторительно-обобщающими уроками ( в форме тестирования, работы с документами).
Промежуточный контроль знаний обучающихся
Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.
Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.
Критерии оценивания.
Критерии | 5 (ОТЛ.) | 4 (ХОР.) | 3 (УД.) | 2 (НЕУД.) |
1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение) | Удачное использование правильной структуры ответа (введение - основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить) | Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов | Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя | Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы |
2. Умение анализировать и делать выводы | Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями | Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются | Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются | Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий |
3. Иллюстрация своих мыслей | Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу | Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия |
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала) | Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений | Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений | Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними | Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы |
5. Работа с ключевыми понятиями | Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание | Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание | Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно | Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания |
6. Причинно-следственные связи | Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность | Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности | Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности | Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности |
Критерии оценки устного ответа:
- глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
- твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
- неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
- наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
- отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).
Критерии оценки работы на уроке:
- активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;
- активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;
- неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
- полное отсутствие активности - отметка «2»;
Критерии оценки тестового задания:
- 75-100% - отлично «5»;
- 60-74% - хорошо «4»
- 50-59% - удовлетворительно «3»;
- менее 50% - неудовлетворительно «2»;
Критерии оценки сообщения или проекта:
- глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
- привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;
- выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;
· полное отсутствие работы - отметка «2»;
Критерии выведения четвертных и годовых оценок:
Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:
- активная и правильная работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований:
- активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий по желанию;
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:
- отсутствие самостоятельной активности на уроке;
- отсутствие выполнения дополнительных заданий;
- низкий уровень знания базового материала;
Варианты контрольно-измерительных материалов по темам
Раздел I
ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ
ВАРИАНТ 1
1. Древнейшие люди жили в Восточной Африке более:
а) 2 миллионов лет назад;
б) 3 миллионов лет назад;
в) 1 миллиона лет назад;
г) 5 миллионов лет назад;
д) 4 миллионов лет назад.
2. В Западной Азии люди научились обрабатывать металлы около:
а) 7 тысяч лет назад;
б) 8 тысяч лет назад;
в) 9 тысяч лет назад;
г) 10 тысяч лет назад;
д) 6 тысяч лет назад.
3. Ученые считают, что раньше, чем в других районах, земледелие возникло в:
а) Южной Африке;
б) Западной Азии;
в) Передней Азии;
г) Северной Америке;
д) Южной Америке;
е) Австралии.
4. Главное отличие древнейших людей от животных:
а) прямохождение;
б) речь;
в) умение изготовлять орудия труда;
г) объем мозга;
д) надбровный валик.
5. К орудиям труда и предметам быта, используемым первобытными людьми до перехода к занятию земледелием и скотоводством, относятся:
а) деревянная мотыга;
б) деревянное копье;
в) ткацкий станок;
г) гарпун;
д) лодка-долбленка;
е) рубило;
ж) одежда из льняных тканей.
6. Первые земледельцы вскапывали землю при помощи:
а) копья с каменным наконечником;
б) рубила;
в) палки-копалки;
г) мотыги;
д) гарпуна;
е) серпа.
7. Первым домашним животным стала:
а) свинья;
б) корова;
в) собака;
г) кошка;
д) коза;
е) курица.
3. В период 40—14 тысяч лет назад основными занятиями людей были:
а) охота;
б) собирательство;
в) рыболовство;
г) ткачество;
д) земледелие;
е) ремесло;
ж) скотоводство.
9. Жилищами первобытным людям служили:
а) глиняные дома; . б) пещеры;
в) деревянные постройки;
г) землянки;
д) шалаши из жердей;
е) дома из ивовых прутьев.
10. Выберите признаки, характеризующие племя:
а) коллектив древнейших людей;
б) Совет старейшин;
в) единая территория проживания;
г) небольшой коллектив людей (5—10 человек);
д) объединение нескольких родовых общин;
е) совместный труд;
ж) коллектив соседей.
11. Самые мудрые и опытные старики, управлявшие жизнью родовой общины, назывались:
а) старейшинами;
б) вождями;
в) сородичами;
г) знатными воинами;
д) царями;
е) мужчинами-воинами.
12. Овладение огнем дало древнейшему человеку возможность:
а) отпугивать диких зверей;
б) заниматься земледелием и скотоводством;
в) готовить вкуснее и питательнее мясо;
г) согреваться холодной ночью;
д) строить жилища;
е) устраивать празднества в честь богов;
ж) охотиться удачнее.
13. Впервые настенные рисунки были найдены археологом Сауту-олой в:
а) Майкопском кургане на юге России;
б) Каповой пещере на Урале;
в) пещере Альтамира в Северной Испании;
г) среди вариантов а), б), в) нет правильного ответа.
14. Сверхъестественное существо, которое обитает в каждом человеке, покидает его тело и возвращается в него:
а) оборотень;.
б) душа;
в) жертва;
г) идол;
д) НЛО;
е) молитва.
15. Религиозные верования у первобытных людей возникли в связи с тем, что они:
а) не могли объяснить естественные причины природных явлений;
б) боялись встретить в пещерах оборотней;
в) думали, что вера в сверхъестественные силы будет способствовать удачной охоте;
г) среди вариантов а), б), в) нет правильного ответа.
16. В 1997 году археологи нашли остатки древнего поселения, которое было сожжено 5533 года назад. Пожар произошел в:
а) 3000 году до н.э.;
б) 3536 году до н.э.;
в) 7530 году;
г) 7530 году до н.э.;
д) 8436 году до н.э.;
е) 8486 году до н.э.
ВАРИАНТ 2
1. Человек стал таким же, как люди нашего времени:
а) 2 миллиона лет назад;
б) 1 миллион лет назад;
в) 40 тысяч лет назад;
г) 10 тысяч лет назад;
д) 30 тысяч лет назад.
2. Земледелие возникло в Западной Азии более:
а) 20 тысяч лет назад;
б) 10 тысяч лет назад;
в) 5 тысяч лет назад;
г) 3 тысяч лет назад;
д) 2 тысяч лет назад.
3. Предполагаемой областью прародины человека является:
а) Северная Европа;
б) Южная Австралия;
в) Восточная Африка;
г) Южная Америка;
д) Северная Америка;
е) Гренландия.
4. «Человек разумный» отличался от древнейшего человека:
а) объемом мозга;
б) владением речью;
в) владением мастерством художника;
г) умением изготавливать орудия труда;
д) способностью общаться с помощью разных звуков.
5. К орудиям труда и предметам быта, используемым первобытными людьми после перехода к занятию земледелием и скотоводством, относятся:
а) серп;
б) одежда из шкур;
в) деревянная мотыга;
г) гарпун;
д) ткацкий станок;
е) глиняная посуда;
ж) деревянное копье.
6. Первобытные люди охотились на крупную рыбу при помощи:
а) рубила;
б) дубины;
в) лука;
г) гарпуна.
7. Первый металл, из которого люди научились изготавливать орудия труда:
а) олово;
б) бронза;
в) железо;
г) медь;
д) серебро;
е) золото.
8. Древнейшие люди, жившие около 2 миллионов лет назад, добывали себе пищу, занимаясь:
а) охотой;
б) скотоводством;
в) ремеслом;
г) земледелием;
д) собирательством;
е) ткачеством;
ж) рыболовством.
9. Первобытные люди шили себе первую одежду из:
а) хлопка;
б) льна;
в) звериных шкур;
г) шелка;
д) шерсти.
10. Выберите признаки, характеризующие родовую общину:
а) действие обычая «один за всех и все за одно го»;
б) коллектив древнейших людей;
в) коллектив родственников;
г) объединение нескольких родов;
д) непостоянный коллектив людей;
е) руководили общиной старейшины;
ж) общее хозяйство.
11. Глава племени, избиравшийся для ведения военных действий:
а) старейшина;
б) соплеменник;
в) знатный воин;
г) вождь;
д) сородичи;
е) воины.
12. Важнейшими изобретениями первобытных людей являются:
а) лук и стрелы;
б) стекло;
в) пурпурная краска;
г) глиняная посуда;
д) лодка и плот;
е) ткацкий станок;
ж) письменность.
13. Первобытные художники на стенах пещер изображали:
а) сородичей-охотников;
б) разбогатевших знатных вождей;
в) мудрых старейшин;
г) животных и птиц.
14. Вера в существование в природе сверхъестественных сил называется:
а) колдовством;
б) религией;
в) магией;
г) искусством;
д) молитвой;
е) жертвой.
15. В могилу умершего первобытные люди клали все необходимое для загробной жизни, потому что:
а) верили в продолжение жизни в «стране мертвых »;
б) считали, что каждый должен пользоваться своими вещами;
в) боялись вещей умершего;
г) среди вариантов а), б), в) нет правильного ответа.
16. В 1900 году археологами был раскопан могильник вождя, где найдены остатки бус из драгоценных камней, золотые и серебряные сосуды. Установлено, что захоронение было сделано 7240 лет назад. Вождь был захоронен в:
а) 9140 году до н.э.;
б) 5340 году до н.э.;
в) 7240 году до н.э.;
г) 6540 году до н.э.;
д) 5840 году до н.э.
Раздел II
ДРЕВНИЙ ВОСТОК
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
ВАРИАНТ 1
1. Первые государства образовались в долинах рек:
а) 5 тысяч лет назад; в) 3 тысячи лет назад;
б) 6 тысяч лет назад; г) 2 тысячи лет назад.
2. Завоевательные походы фараона Тутмоса Третьего были с вершены около:
а) 5500 года до н.э.; в) 1500 года до н.э.;
б) 2600 года до н.э.; г) 1100 года до н.э.
3. Египет расположен:
а) вдоль побережья Красного моря;
б) на берегах полноводной реки Нил от перво1 до четвертого порога;
в) в дельте реки Нил между вторым и седьмьи рукавами;
г) на берегах реки Нил от первого порога до Средиземного моря.
4. Ближайшими помощниками фараона в управлении государств были:
а) жрецы;
б) вельможи;
в) писцы;
г) воины.
5. Приспособление, при помощи которого в Египте поливали и огороды, на которые не доходила вода во время разливов
а) насыпь; в) канал;
б) рельеф; г) шадуф.
6. Служителями бога в египетском храме были:
а) жрецы; в) фараоны;
б) писцы; г) вожди.
7. На обеденном столе у египтянина-земледельца можно было увидеть:
а) ячменные лепешки; д) грецкие орехи;
б) горячий чай; е) пироги с финиками;
в) вяленую рыбу; ж) виноград.
г) печеный картофель;
8. Отметьте профессии древнеегипетских ремесленников:
а) ювелир; г) кораблестроитель;
б) сапожник; д) столяр;
в) ткач; е) сталевар.
9. Древние египтяне почитали священных животных. Это были:
а) бык; в) кенгуру; д) кошка;
б) медведь; г) верблюд; е) крокодил.
10. Во времена правления фараона Тутмоса Третьего египетское войско имело на вооружении:
а) кольчуги;
б) боевые колесницы;
в) лук и стрелы;
г) стенобитные снаряды (тараны);
д) длинные копья и кинжалы;
е) шарообразные булавы;
ж) короткие копья — дротики.
11. Жители Египта использовали для письма:
а) пальмовые листья; в) папирус;
б) глиняные таблички; г) бамбуковые дощечки.
12. Древнеегипетская школа готовила:
а) земледельцев; в) жрецов;
б) писцов; г) вельмож.
ПОВТОРЕНИЕ РАЗДЕЛА «ДРЕВНИЙ ВОСТОК»
ВАРИАНТ 1
1. Сходными природно-климатическими условиями для Египта и Индии являются:
а) мягкие и плодородные почвы;
б) пустыни;
в) высокие горы;
г) труднопроходимые джунгли;
д) полноводные реки.
2. Жители Двуречья строили дома из:
а) обожженных глиняных кирпичей;
б) высокого тростника-папируса;
в) высушенных глиняных кирпичей;
г) ливанского кедра;
д) ивовых прутьев, обмазанных глиной.
3. В древнем мире появление неравенства и знати связано с:
а) изобретением лука и стрел;
б) развитием ремесла;
в) возникновением родовой общины;
г) ведением военных действий.
4. Вавилонские купцы привозили в Двуречье из разных стран мира:
а) строительный лес;
б) рогатый скот;
в) финики;
г) глиняные кирпичи;
д) пурпурные ткани;
е) зерно;
ж) металлы.
5. Вводя в Вавилонии законы, царь Хаммурапи хотел:
а) защитить своих подданных от обращения в
рабство;
б) защитить рабов от чрезмерного произвола хозяина;
в) узаконить разделение людей на богатых и бедных;
г) ограничить произвол властей и установить
правопорядок.
6. Около 600 года до н.э. египетский фараон, решив узнать, вся ли Африка омывается морем, дал поручение мореплавателям:
а) египтянам; г) грекам;
б) финикийцам; д) ассирийцам;
в) вавилонянам; е) персам.
7. Великая китайская стена строилась для того, чтобы:
а) удержать отвоеванные у гуннов земли;
б) защитить торговые пути от набегов разбойников;
в) помешать побегам рабов;
г) поддержать правопорядок в стране.
8. По верованиям древних индийцев, из стоп бога Брахмы появились:
а) брахманы;
б) знатные воины;
в) земледельцы;
г) ремесленники;
д) слуги.
9. Культурно-историческими достижениями древних индийцев являются:
а) шахматы;
б) компас;
в) ткани из хлопка
г) свод законов Хаммурапи;
д) поэма «Рамаяна»;
е) цифры;
ж) бумага.
10. Система письма, используемая жителями Финикии, называется:
а) клинопись;
б) алфавит;
в) рисунчатое письмо;
г) иероглифическое письмо.
11. Укажите мифы и сказания, созданные в странах Древнего Востока:
а) о Гильгамеше;
б) о Прометее;
в) о всемирном потопе;
г)«Рамаяна»;
д) об Осирисе;
е) о Геракле;
ж) о троянском коне.
12. В разные периоды истории столицами древневосточных стран были:
а) Вавилон;
б) Мегиддо;
в) Асуан;
г) Ниневия;
д) Фивы;
е) Иерусалим; ,
ж) Мемфис.
13. Отметьте имя правителя, не являвшегося царем Палестины в 10-м веке до н.э.:
а) Соломон;
б) Саул;
в) Ашшурбанапал;
г) Давид.
14 Соотнесите исторические факты с именами исторических деятелей:
а) Тутмос Третий; 1) создание древнейших за-
конов;
б) Дарий Первый; 2) завоевание Палестины и
Сирии;
в) Цинь Шихуан. 3) строительство Великой
китайской стены;
4) создание в Персии почтовой службы;
5) строительство храма богу Яхве.
15. Соотнесите события с датами:
а) 3000 год до н.э.; 1) объединение Южного и
Северного царств Египта;
б) 6-й век до н.э.; 2) объединение индийских
царств под властью Ашо-ки;
в) 3-й век до н.э. 3) образование Ассирий-
ской державы;
4) строительство пирамиды Хеопса;
5) образование персидской державы «царя царей».
16. Установите последовательность событий, происшедших в истории Египетского государства:
а) завоевательные походы Тутмоса Третьего;
б) существование 42 небольших царств;
в) строительство пирамиды Хеопса;
г) завоевание Египта персами;
д) объединение Южного и Северного царств.
ВАРИАНТ 2
1. Сходными природно-климатическими условиями для Египта и Двуречья являются: