Правописание суффиксов глаголов
Упражнение 87
Перепишите, вставляя пропущенные буквы и заменяя форму 1-го лица единственного числа неопределенной формой глагола.
Ч…ствую усталость, участвую в состязаниях, кочую с места на место, воспитываю брата, вслушиваюсь в разговор, волнуюсь от ожидания, раз…грываю роль, проектирую пл...тину, потчую фруктами, настаиваю на своем, заведую отделом, изредка наведываюсь к пр...ятелям, подытоживаю расходы.
Упражнение 88
Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Рядом с каждым глаголом в скобках укажите форму 1-го лица единственного числа.
Настойчиво совет…вать, усиленно рекоменд…вать, разведывать местность, проповед…вать взгляды, негод…вать от возмущения, электрифицир…вать поселок, ис-след…вать причины, ходатайствовать о финансовой помощи, не огранич…ваться уговорами, облиц…в...вать стены, красиво танц…вать, переноч…вать на вокзале.
Упражнение 89
Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание (устно).
Созд…вать комиссию, изд…вать приказ, разв…вать промышленность, созр…вать в теплице, над…вать плащ, вып…вать лекарство, застр…вать в пути, затм…вать кра-сотой, одерев…неть от холода, руки залед…нели, остолбе…неть от неожиданности; гора обезлес…ла, гору обезлес…ли, крестьян обезземел…ли, крестьяне обезземел…ли, поселок совсем обезлюд...л.
Упражнение 90
Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. В глаголах прошедшего времени обозначьте суффиксы.
1. Тихо по двору похаж...вал да постук...вал топориком (Н.). 2. Артикул ружьем выкид...вал так, что весь домишк… вздрагивал (Н.). 3. «Учитесь властвовать собою; не всякий вас, как я, поймет; к беде (не)опытность ведет». Так проповед...вал Евгений (П.). 4. Почти летнее солнце, прозрачный воздух, (бледно) голубое ясное небо - все рад…вало и об…щало долгий покой (Бун.). 5. Пожар буш…вал около двух часов, потом стал затихать (Ф.). 6. Отец раскрашивал картинки, зап…ршись в кабинете (Т.). 7. Ротов поручил геологоразведывательным партиям уточнить запасы марганцевой руды, а также разведывать новые месторождения (В. П.). 8. Иван Антонович заведовал заводской поликлиникой (Пан.). 9. Одежда моя, вопреки морозу, была мокра. Вскоре она олед…нела (П.). 10. Опять одно прежнее, зн…комое ощ…щение олед…нило его душу (Дост.). 11. В небе наб…рались тучи. Проходя над горами, они отяжелели и обессил….ли. В горах разразилась гроза (Кор.). 12. Многодневный переход утом…л, обессил…л туристов.
Упражнение 91
Прочитайте, укажите, какие буквы пропущены. (При затруднении проверьте по орфографическому словарю.) Перепишите, заменяя существительные, данные в скобках, однокоренными глаголами в неопределенной форме и ставя зависимые слова в нужном падеже. Среди образованных вами глаголов отметьте переходные.
Образец: (К…нсультации) для студентов - консультировать (перех.) студентов.
(Участие) в диск...сии, (пропаганда) политических знаний, (ч…вство) ответственности, (мотивировка) своей точки зрения, (ш…ствие) по городу, (присутствие) на мит…нге, (ок…пация) острова, (ориентировка) в обстановке, (доклад) о результатах эксп…р…мента, (обслуживание) (авиа) пассажиров.
Упражнение 92
Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя недостающие знаки препинания. Укажите вид каждого выделенного глагола (сов., несов.) и отметьте, переходный он или непереходный (перех., неперех.).
Изучитьклассиков - это знач…т подня(т, ть)сяна ту высоту пон...мания поэзии на которой они стояли.Это знач…т усвоитьтот б…гатый разнообразный поэтический опыт который накоплен ими. Это знач…т проникнутьв тайну их м…стерства, то есть понятькакой совокупностью поэтических средств и приемов достигали они высокого качества своей поэзии.
Разумеется, нач…натьизучение надо с чтения. Однако чтение чтению рознь. Я, например, совершенно не уверен в том, что, изучая, скаж…м, Пушкина и Некрасова, достаточно пр…честь (хотя бы и очень внимательно) лишь их собств…ные произведения. Мне представляв (т, ть)ся дело таким образом что изучающий должен об…зательно, и притом очень хорошо, знать ту эпоху в которую жилиназванные поэты, знать какой строй тогда был в нашей стране какие взаимоотношения существ…валимежду отдельными классами общества какие (общественно-политические в…зрения существ…вали у людей и т.п. Все это поможетглубже и полнее воспринятьпроизведения наших классиков хотя и сами эти произведения являю (т, ть)ся ярк...м отражением того врем…ни в которое они писались(М. В. Исаковский).
Правописание причастий
Упражнение 93
Прочитайте и выделите причастия. Укажите, от какого глагола образовано каждое (назовите неопределенную форму, вид глагола, спряжение), какое это причастие (действительное или страдательное, настоящего или прошедшего времени), в какой форме употреблено (число, падеж, род - в единственном числе). Перепишите, подчеркивая причастия и обозначая в каждом суффикс и окончание.
1. Кругом вас уже блестящее на утреннем солнце море. 2. Туман, расстилавшийся по морю, собрался в серые, скучные сырые тучи. 3. Вы слушаете звуки весел, звуки голосов, долетающих до вас. 4. Солнце перед самым закатом вышло из-за серых туч, покрывающих небо, и вдруг багряным светом осветило лиловые тучи, зеленоватое море, покрытое кораблями и лодками, колыхаемое ровной широкой зыбью, и белые строения города, и народ, движущийся по улицам. 5. Во мраке виднелась только широкая улица с белыми, во многих местах разрушенными стенами больших домов. 6. Проходя по левой стороне, при свете яркого огня, горевшего за стеной, он увидел посаженные вдоль тротуара акации (Л.Н. Толстой).