Вопрос. Становление и развитие обучения истории в 17-18 вв. Зарождение историко-методической науки
Вопрос. Объект, предмет и основные факторы методики обучения истории.
МПИ- методика преподавания истории
Как самостоятельная отрасль МПИ оформилась в последней трети XIX в. Сложилась за полтора века. Официально преподавание истории началось в России в эпоху Петра Великого (перв. четверть XVIII в.), Школы, где давались исторические знания, назывались разноязычными (6 языков). История была несамостоятельной дисциплиной, использовалась как грамматика для иностранного языка. В конце XVIII в. складываются два курса: зарубежная история и российская история. Преподавание в течение всего XVIII в. велось эмпирически, накапливался опыт, делались обобщения…
Цель МПИ – «отыскание, описание и оценка способов которые ведут к наилучшей постановке этой науки» (конец XIX в.). Задача – как преподавать?
Второй этап: меняется взгляд, расширяются представления (60-е, 70-е гг. ХХ в.). Предмет МПИ по А. Вагину: два главных вопроса – что учить и как организовать процесс обучения. Предмет МПИ по П. Горе: процесс обучения истории.
1 задача МПИ: зачем изучать историю (цели исторического образования). А определение целей влияют цели школы, уровень развития исторической науки и уровень развития педагогики.
2 задача МПИ: о содержании исторического образования.
3 задача МПИ должна, с одной стороны, определить уровень познавательных возможностей учащихся, который позволит им усвоить материал; а с другой – определить, как изучение истории должно изменить этот уровень.
4 задача: организация обучения (методы).
5 задача: изучение результатов обучения. Результаты помогают определить пути совершенствования всех остальных компонентов МПИ.
Если меняются цели, то меняется содержание и организация обучения. Это происходит из-за изменений в обществе.
вопрос. Становление и развитие обучения истории в 17-18 вв. Зарождение историко-методической науки.
«Школа» с греческого – досуг. Учебные заведения назывались гимназии (гимнастика, пение, декламация, танцы). А Афинах было две школы – Ликей (школа Аристотеля) и Академия (школа Платона). В Древнем Риме школа – философское учение; учреждение, где взрослые обучаются философии. В русском языке слово «школа» появилось из польского. С XVI в. на юге России возникали школы по типу польских, которые копировали древнеримские. В XVII – XVIII вв. официальным названием было «училище». Впервые документально термин школа появляется с конца 80-х гг. XVIII в. – церковно-приходские школы.
Предмет История в русской школе появился с петровских реформ.
При Петре была введена всеобщая (для дворян и духовенства) учебная повинность. Недорослям запрещалось жениться, пока не сдадут государственных экзаменов.
Создано светское образование – ликвидирована монополия духовенства.
Создание сети профессиональных образовательных учреждений – профессиональных государственных светских сословных русских православных с реальным направлением образовательных училищ: Навигацкая школа, Медицинская, Артиллерийское и Инженерное училища, училища разных языков и разных наук.
Система государственного образования при Петре I включала: начальное образование («цифирные» школы, солдатские, матросские), среднее («разноязычные» школы), высшее (Академия Наук).
Духовное образование:начальные школы – архиерейские, средние – семинарии.
1703 – школа пастора Глюка, первая «разноязычная» школа. В учебном плане было 6 языков: греческий, латинский, французский, немецкий, шведский, итальянский; а также география, история, пофияальянский; а также геограяий, немецкий, ут государственных экзаменов. литика, этика, философия, танцы и верховая езда. Предназначалась для дворян. Учащиеся освобождались от службы. Строгая дисциплина, штрафы за пропуски, за побег – смертная казнь. Родным, если они ходатайствовали освободить от учёбы, полагалась каторга.
В 1726 г. создана первая гимназия. В 1755 – гимназия при МГУ, 1758 – при Казанском университете. Преподавание шло на латыни и древнегреческом, начиная с Ломоносова – на русском (?). Преподавались. В гимназии 9 учебных дисциплин: реальные языки – французский и немецкий, гуманитарные науки – литература, история, география, точные – математика, естествознание, физика, химия. Классно-урочную систему ввёл Ломоносов. Урок = 2 часа.
В 1786 г. Екатерина II утверждает «Устав народных училищ российской училищ Российской империи». Два типа народных школ: главные народные училища для губернских городов (4 класса), малые народные училища для уездных городов (3 класса). Всего 549 училищ, 62 тыс. человек. Население России в это время – 40 млн.
Роль истории в преподавании – учительница жизни. Изучалась в основном античная история. По характеру содержания – экземпляристская, предмет истории – деятельность великих людей и героев (древнегреческих и древнеримских). Согласно «Уставу» 1786 года, впервые введён курс российской истории. По зарубежной истории – «Введение в генеральную историю Гильома Кураса» (1747). По российской истории первый учебник написал Ломоносов – «Краткий российский летописец с родословной» (1760). Способ обучения – вопросно-ответная форма. Заучивание всех вопросов, которые диктует учитель, а затем ответов. Попеременное чтение учебника. В 80-е годы 18 в. как одна из форм появляется рассказ учителя (очень редко). Таким образом, господствовал догматический тип обучения.