Обследование связной речи детей

При обследовании связной речи логопед выявляет умение ребенка:

1) Пересказывать: а) ранее знакомый текст; б) незнакомый текст.

2) Составлять рассказ: а) по серии сюжетных картинок с предварительным расположением в последовательности рассказа; б) по сюжетной картинке; в) по представлению детей.

При обследовании связной речи вспомогательные вопросы задавать не следует, так как преследуется определенная цель. Если ребенок не может справиться без наводящих вопросов, то это фиксируется в протоколе, и перечисляются вопросы, которые задавал логопед, и ответы детей.

Все рассказы и пересказы детей записываются так, как их передают дети, т. е. стенографируются. После обследования связной речи детей логопед составляет план работы с детьми по подгруппам.

1) Обследование умения пересказать ранее знакомый текст. Прослушать сказку «Теремок». Пересказать, как запомнил.

2) Обследование умения пересказать незнакомый текст.

Обследование связной речи детей - student2.ru

Прослушать рассказ «Дружные зайцы». Рассмотреть картинку. Пересказать, как запомнил. Ребенку предъявляется сюжетная картинка.

Текст рассказа: «Жила в лесу лисица. Не было от нее зайцам покоя...

— Вот что, братцы! — сказал старый заяц. — Нас много, а лисица одна. Давайте ее напугаем.

Спрятались зайцы в кустах и ждут, когда появится лисч. Видят зайцы, на опушке леса появилась лисица. Идет осторожно, вынюхивает. Тут как закричат зайцы хором: «Уходи отсюда!»

Испугалась лисица: «Ох! Конец мне пришел! Там в кустах большой зверь сидит. Вон голос у него какой громкий!»

С тех пор лисица в этот лес не ходила».

3) Обследование умения пересказать незнакомый текст.

Прослушать рассказ «Победитель». Рассказать, как запомнил.

Текст рассказа: «Жили-были петух, хохлатка и их детки — пушистые цыплятки. Около дома все ходили-кружили хорек и хитрая лиса. Но петух зорко охранял свою семью. Один раз вывела хохлатка цыплят погулять, а хорек тут как тут. Закудахтала хохлатка: «Кудах-тах-тах! Ко мне, детки, ко мне!»

Все цыплятки подбежали и спрятались под маминым крылом. Только самый маленький не успел. Его схватил хорек. Но тут подлетел папа-петух, закричал, захлопал крыльями и стал клевать хорька. Испугался хорек, бросил цыпленка, скок за кустик — и нет его. А петух-победитель закричал на весь двор: «Ку-ка-ре-ку!»

4) Обследование умения составить рассказ по серии сюжетных картинок «Жадина».

Логопед предлагает детям серию картинок. Нужно рассмотреть картинки. Разложить их по порядку. Составить рассказ.

Обследование связной речи детей - student2.ru

5) Обследование умения составить рассказ по сюжетной картинке (СНОСКА: Для обследования можно использовать дидактический материал Г. А. Каше и Т. Б. Филичевой.).

Детям предлагается сюжетная картинка. Нужно рассмотреть ее и составить рассказ.

6) Обследование умения составить рассказ по ранее виденному.

Логопед выясняет, видел ли ребенок, как строится дом, или был ли он в лесу, в зоопарке и т. д., и просит ребенка рассказать о том, что он видел (любой сюжет).

Наши рекомендации