Итоги научной сессии о происхождении татар
ВВЕДЕНИЕ
Одни народы называются русскими, другие арабами, третьи греками... Кто дал имена народам, то означает название того или иного народа, как и откуда, возникли эти имена? Почему один и тот же народ часто известен под разными названиями? Почему иногда одно и то же название носят различные народы? Чем объяснить, что народы нередко меняют свои имена? Все это далеко не праздные вопросы. И ответить, почему данный народ называется так, а не иначе, далеко не просто, часто и невозможно. О происхождении названия отдельных народов ведутся вековые споры.
Название народа обусловлено историей, его прошлым. Поэтому изучение происхождения названия народа имеет немаловажное значение для установления и происхождения этноса. Название народа - этноним - должно содержать, и содержит в себе и определенную характеристику самого этноса. Но далеко не все этнонимы являются истинными названиями народа. В таких случаях между историей этнонима и историей этноса - народа - всегда остается место кривотолкам, часто ведущим к искажению истории происхождения носителя этнонима.
Среди многих других этнонимов название «татары» относится, по нашему мнению, к числу наиболее запутанных, имеющих сложную многовековую историю. Кого только не именовали «татарами», каких только отрицательных качеств и свойств не навешивали носителям этого имени! Со времен раннего средневековья вплоть почти до наших дней. И на Западе, и на Востоке.
В период Великой Отечественной войны нам приходилось быть свидетелями того, какой страх и даже ужас вызывало упоминание имени «татар» среди рядовых жителей в странах Восточной Европы. Да и в наши дни вы можете наблюдать подобного рода представления. Один наш знакомец, вернувшись из туристической поездки в Польшу и Чехословакию, с удивлением рассказывал об этом. Когда он сказал, что он татарин, слушатели продемонстрировали свое прекрасное знание «татар», эффектно изобразив всадников с раскосыми глазами, с кинжалом во рту, скачущих, размахивая саблями... Даже и в наши дни в странах Западной Европы «татары» для многих остаются варварами, дикарями и ассоциируются с вторгшимися в XIII веке в Европу завоевателями.
Да и не только в Западной Европе. Об этом пишет и наш современник, историк О. Белозерская: «Спросите у своих знакомых о происхождении волжских татар. Девять из десяти (подчеркнуто нами - А.К.) вспомнят о татаро-монгольском нашествии» (Белозерская О. Волжские татары. Знание-сила, 1970, № 7, с. 34-35). К сожалению, автор права. Во время различных командировок, экспедиций, в номерах гостиниц и санаториев, в купе вагонов, когда люди бывают более откровенны и общительны, нам, в разных концах нашей страны, от самых разных людей, приходилось слышать то же самое, о чем пишет О. Белозерская. Среди них встречалось и немало довольно просвещенных людей: врачи и инженеры, ученые и писатели, учителя и руководящие работники... Все они убежденно, со ссылкой на авторитетных авторов (на то они и просвещенные) утверждали, что современные татары и есть потомки монгольских завоевателей. Всякие попытки разубедить их, конечно, не имели никакого успеха потому, что поколебать веру в написанное «черным по белому» очень трудно.
Конечно, это не их вина. Этому их учили в школе, в вузах. Подтверждения тому мы находим и в русском фольклоре, и в русской литературе. В учебниках по истории СССР не только для школ, но и для вузов, татар, как правило, отождествляют или смешивают с монголами. К сожалению, от этого не свободны даже научные труды некоторых историков, не говоря уже о научно-популярных работах по истории. Советский историк X. Гимади, отмечая это явление, писал, «что в нашей исторической литературе до сих пор продолжает бытовать некоторое собирательное понятие «татары», хотя таких «татар» не существует. Встречаются в литературе такие термины, как «татары», «татары-завоеватели», «татарские полчища» и т. п. Читатель отождествляет их с казанскими татарами,... хотя речь идет о монголо-татарах, об ордах Чингиз-хана или Батыя» (Вопросы истории, 1954, № 8, с.116). Далее он подчеркивает, что давно «следует покончить с таким неправильным употреблением слова «татары», ибо это противоречит историческим фактам», действительному положению вещей.
Неполная преодоленность такого представления о татарах, поддерживаемое, подогреваемое в ряде новых работ, служит сохранению неприязни к татарам, ставит их в какое-то ложное положение и, естественно, вызывает у последних чувство обиды. Все это не слишком служит взаимопониманию, дружбе, братству народов, строящих плечом к плечу коммунистическое общество, где не может быть места искажению истории народов, их происхождения, обычаев, культуры, их прошлого.
Целью настоящей работы является рассмотрение причин и условий, породивших это ложное представление о происхождении названия «татары», тенденциозности отождествления их с монголами, и, тем самым, способствование преодолению этой реакционной, антинаучной концепции, что, Несомненно, послужит лучшему взаимопониманию народов, укреплению их братской дружбы в борьбе за светлое будущее человечества.
Поскольку история происхождения современных татар как бы нарочно осложнена различными наслоениями в связи с ложным употреблением названия «татары» в отношении не только их, но и многих других народов Востока, автору пришлось проштудировать многочисленные публикации и о них, многие из которых не имели почти никакого отношения к нашей теме. С другой стороны, связь булгар и болгар с народами Евразии потребовала более полного ознакомления с исследованиями, посвященными истории народов, обитавших и обитающих от Иртыша до Дуная. В археографических экспедициях и во время других выездов автор всегда искал контакты с людьми старшего поколения и убедился, что в их памяти происхождение современных татар связывается с булгарами-тюрками и эти люди с обидой говорят о несоответствии между названием народа и его происхождением.
Мысли, гипотезы, возникшие в результате многолетних поисков, апробировались в беседах и дискуссиях не только с коллегами и людьми других специальностей. При написании настоящей работы автору оказывали постоянную помощь консультациями многие специалисты. Прежде всего автор выражает свою признательность профессору, доктору исторических наук Л.Н. Гумилеву, чьи ценные замечания помогли устранить отдельные упущения и неточности, а также приносит благодарность докторам философских, исторических и филологических наук Я.Г. Абдуллину, Ф.А. Ганиеву, Р.Н. Исмагиловой, Ф.М. Мусину, Р.И. Нафигову, А.X. Халикову. М.X. Хасанову, Г.X. Халитову, Н.Г. Юзиеву, А.В. Сагадиеву, кандидатам философских, исторических, филологических, юридических наук С.X. Алишеву, Р.М. Амирханову, А.Г. Мухамадиеву, П.Н. Старостину, Р.Г. Фахрутдинову, А.Г, Циунчуку в другим, писателям Г. Баширову, Г. Ахувову, А. Иванченко, В. Аристову и другим за их полезные советы, замечания, пожелания.
* * *
ИТОГИ НАУЧНОЙ СЕССИИ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ТАТАР
Название народа, этноним, являясь как бы его знаменем, несет в себе и идеологические функции. Поэтому установление истинного названия народа имеет самое актуальное значение. Привнесенное, навязанное название открывает путь к искажению исторической действительности. Это очень отчетливо видно в истории названия «татары». Отождествление современных татар с монголо-татарами начало давать свои горькие плоды, что выразилось в попытках идеализации Золотой Орды в работах отдельных историков и литераторов. В постановлении ЦК ВКП(б) от 9 августа 1944 года «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации» были вскрыты серьезные ошибки и подчеркнута необходимость научной разработки истории Татарии, происхождения татарского народа и устранения отмеченных ошибок. При разработке научной истории народа историки натолкнулись на ряд проблем, без разрешения и объективного освещения которых невозможно было воссоздать подлинную историю Татарской АССР. Среди них вопрос об этногенезе татар стал самым злободневным.
О происхождении современных татар существовали в основном три теории, исключающие друг друга. «Часть историков отождествляла казанских татар с теми монголо-татарами, которые в XIII веке покорили Русь и другие страны Восточной Европы. Другие историки утверждали, что нынешние татары - конгломерат тюрко-финских племен Среднего Поволжья и завоевателей-монголов. И, наконец, существовала теория, согласно которой казанские татары являются прямыми потомками камских булгар, получившими от монгол лишь их название «татары» (Происхождение казанских татар. Казань, 1948, стр. 3).
О том, насколько вопрос о происхождении татар стал злободневным, говорит тот факт, что сразу после победы в Великой Отечественной войне, в трудные годы восстановления народного хозяйства была созвана научная сессия при Академии наук СССР, организованная Отделением истории и философии АН СССР, Институтом языка, литературы и истории Казанского филиала АН СССР и проходившая в Москве 25 и 26 апреля 1946 года. Знаменательно и то, что она была первой научной сессией, посвященной этногенезу народов СССР. В работе сессии приняли участие выдающиеся ученые - историки, археологи, этнографы, антропологи, языковеды и другие специалисты, среди которых мы видим М.Н. Тихомирова, Б.Д. Грекова, Н.К. Дмитриева, А.Ю. Якубовского и других.
Поскольку материалы этой научной сессии опубликованы, ограничимся лишь упоминанием основных выводов и положений сего высокого научного форума.
Один из основных докладчиков - историк и археолог А.П. Смирнов, посвятивший всю свою научную деятельность изучению истории Волжской Булгарии, подчеркнул, что «монгольское завоевание внесло незначительные изменения в состав населения булгар». После покорения Волжской Булгарии «между булгарами и завоевателями монголами установились отношения, характерные и для Руси... Можно ли говорить о какой-либо смене населения в Булгарии? Никаких оснований для этого нет» (Происхождение казанских татар. Казань, 1948, с. 22). А.П. Смирнов на основе анализа многочисленных археологических памятников устанавливает, что и в последующие периоды культура булгар развивалась по старой традиции. Говоря об антропологии современных татар, он отмечает, что они представляют собой европеоидную группу с незначительной монгольской примесью, «что монголы, пройдя огнем и мечом Волжскую Булгарию, не осели в Среднем Поволжье и во всяком случае не оказали заметного влияния на формирование современных татар». Смирнов, касаясь этнического самосознания народа, подчеркивает, что «татары» испокон веков называют себя булгарами, да и русские летописи еще в XVI веке именуют их не татарами, а булгарами. Базируясь на фактах этнографии, археологии, фольклора, памятниках письменности, искусства, архитектуры, А.П. Смирнов указывает, что «культура булгар золото-ордынского времени сложилась на базе местной культуры предшествующей эпохи. Если провести сравнения культуры булгаро-татарской с культурой Казанского ханства и современных татар, то не трудно убедиться в том, что булгарская культура является основой культуры казанских татар. Последняя за свой длительный исторический путь, как и культура всякого народа (здесь и в дальнейшем подчеркнуто нами. - А.К.), впитала в себя большое число всякого рода влияний» (Происхождение..., с.16).
Историк-этнограф профессор Н.И. Воробьев, специалист по этнографии татарского и чувашского народов, на этой сессии отметил, что «анализ происхождения бытовых форм татар дает возможность считать их тюркской народностью, в основном потомками тех булгар, которые сложились в результате тесного сближения древнего местного населения и пришедших с юга булгарских племен приблизительно в X-XI вв.»; к ним в XV-XVI вв. влились родственные кипчакские племена (Происхождение..., с. 80).
На основе сравнительного изучения языка памятников письменности булгар с языком современных татар известный языковед-тюрколог Л. Заляй показал полную несостоятельность утверждения отдельных языковедов, считавших булгарский язык вымершим, и установил, что язык современных татар является естественным в прямым продолжением языка булгар: «Первый этап формирования татарского языка относится к булгарскому периоду, что подтверждается наличием прямой связи современного татарского языка (тем более его различных диалектов), как лексически, так и грамматически, с языком древних письменных памятников». Современный татарский язык развивался, формировался «при доминирующей роли булгаро-кипчакских элементов», этих родственных языков (Происхождение..., с. 88).
Выдающийся тюрколог-языковед и историк, член-корреспондент АН СССР А.Ю. Якубовский в своем выступлении задает вопрос: «Какое отношение имеют современные татары к татарам Золотой Орды?» И отвечает: «Думаю, что в данном случае у некоторых историков наблюдается упомянутый мною случай смешивания народов с историей имени другого народа. Население Тат. республики, занимающее территорию былого Булгарского княжества, отсюда не уходило, никем не было истреблено и живет по сие время»; «мы действительно с уверенностью можем сказать, что этнический состав татар или Татарской автономной социалистической республики составляют древние булгары, включившие в себя еще новые элементы, пока еще плохо обследованные, и только впоследствии получившие имя татары» (Происхождение..., с. 132—133).
Академик Б.Д. Греков, подытоживая итоги научной сессии, отметил, что «большинство здесь выступивших с докладами и оппонентов шли по одной и той же линии, и выводы, я думаю, напрашиваются сами собой» (Происхождение..., с. 158). Б.Д. Греков также отметил, что научная дискуссия поставила и новые вопросы, связанные с этногенезом и других народов Поволжья, в первую очередь чувашей, о степени причастности чувашского языка к булгарскому и т. д.
Главный вывод научного форума: современные татары по своему происхождению не имеют никакого отношения к монголам, татары являются прямыми потомками булгар, этноним «татары» в отношении их является исторической ошибкой. Научная сессия также рекомендовала усилить работу по дальнейшей разработке истории народа, выявлению новых фактов, материалов, покончить с произвольным отождествлением современных татар с именем завоевателей.
С тех пор прошло тридцать лет. За этот период проделана большая работа по осуществлению рекомендаций этой научной сессии. Так, в 1951 году появилась большая монография А.П. Смирнова «Волжские булгары», опирающаяся на огромный археологический, этнографический, антропологический, фольклорный, искусствоведческий материал и являющаяся итогом многолетних трудов и поисков автора по изучению истории волжских булгар.
В этой монографии на основе новых документов полностью подтверждены выводы научной сессии о происхождении современных татар. «Теснейшая связь булгар и казанских татар, - указывает А.П. Смирнов, - устанавливается на целом ряде памятников материальной культуры, по антропологическому материалу и по письменным источникам. На тесную связь современных татар с булгарами указывают и те родословные, которые ведутся очень многими татарскими семьями и которые имеют исходной точкой лиц, вышедших из Булгара» (А. П. Смирнов. Волжские булгары. М., 1951, с. 75). «Преемственная связь современных татар с булгарами сохранилась до настоящего времени... Если провести сравнение культуры булгаро-татарской с культурой Казанского ханства и современных татар, то нетрудно убедиться, что основой культуры казанских татар является булгарская» (там же, с. 76). Автор отмечает прямую преемственность быта, одежды, жилищ, орнамента, ювелирных изделий и т. д. у современных татар и булгар. «Можно считать бесспорным, что современное ювелирное искусство татар сложилось и развивалось на базе булгарского. Точно такую же зависимость можно установить, анализируя форму украшений. Сходство идет значительно дальше общих форм, оно заметно в деталях и Орнаменте» (там же, с. 78}.
Эти выводы А.П. Смирнова подкреплены новыми фактами в последующих исследованиях известного искусствоведа Ф.X. Валеева: «Орнамент казанских татар» (Казань, 1969), «Древнее и средневековое искусство Среднего Поволжья» (Йошкар-Ола, 1975), «Архитектурно-декоративное искусство казанских татар. Сельское жилище» (Йошкар-Ола, 1975). Выводы научной сессии о происхождении современных татар еще раз получили полное подтверждение также в работах В.Ф. Генинга и А.X. Халикова «Ранние болгары на Волге» (М., 1964), Р.Г. Фахрутдинова «Археологические памятники Волжско-Камской Булгарии и ее территория» (Казань, 1975), трудах археологов и историков Н. П. Старостина, А. Г. Петренко, Е. П. Казакова, Т. А. Хлебниковой, Е. А. Халиковой, Р. М. Полесских и других.
Названные работы являются итогом исследований новых материалов, включенных в научный оборот за последние десятилетия.
Положения Л. Заляя о современном татарском языке как языке - наследнике языка булгар подтверждены исследованиями Г.В. Юсупова (Введение в булгарско-татарскую эпиграфику. М., 1960), где дан анализ языка письменных памятников Волжской Булгарии и Казанского ханства. Работы Р.Г. Ахметьянова (К вопросу о природе звуковых переходов в тюркских языках. - Вопросы языкознания, 1961, № 6), А. Биишева (Соответствие Р//3 в алтайских языках. - В кн.: Исследования по уйгурскому языку. Алма-Ата, 1965), Ф. Хакимзянова (Следы диалектов в языке памятников Волжской Булгарии. - Советская тюркология, 1974, № 4) и другие еще раз подтвердили ту истину, что булгарский язык не исчез, что он был диалектом кипчакского языка и продолжается в языке современных татар.
Новые соматические исследования также подтвердили выводы научной сессии. «Антропологический тип казанских татар сложился на основе тех же антропологических признаков, которые были характерны для болгарского населения Сувар и Болгар» (В.П. Алексеев. Очерк происхождения тюркских народов восточной Европы в свете краниологии. - В сб.: Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья. Казань, 1971, с. 248).
Казалось, что вопрос о происхождении казанских татар решен на всех уровнях и аспектах и в дальнейшем будет навсегда покончено с неверным употреблением этого этнонима. Однако сила предрассудка, инерции оказалась настолько устойчивой и упрямой, что фактически и сегодня мало что изменилось в литературе. В работах ряда советских историков по-прежнему продолжается отождествление татар с монголами. Можно сказать, количество таких работ не уменьшилось, а наоборот, выросло. Такое отождествление встречается больше всего в работах по общей истории, по истории русского государства, Киевской и Московской Руси, истории народов СССР. Исключение составляют труды тюркологов, т. е. специалистов, знающих фактическое положение вещей: язык, этнографию, культуру, историю татарского народа.
Выводы указанного научного форума о происхождении современных татар были изданы отдельной книгой, но очень малым тиражом: всего 1000 экземпляров. Тираж издания разошелся в пределах республики и не стал достоянием широких кругов ученых-историков, тем более читателей, То же самое нужно сказать и о новых работах археологов, этнографов, языковедов, искусствоведов, появившихся после упомянутой научной сессии. Не издана ни одна работа, популяризирующая выводы научной сессии, ни одно исследование по этногенезу татар, которые могли бы помочь расшатать силу предрассудков, инерции, имеющих вековые традиции (кроме небольшой работы профессора А.X. Халикова, изданной в 1975 году на татарском языке).
Отдельные историки, отличающие современных татар от монголов, ограничиваются в своих исследованиях упоминанием, как бы в скобках, что они не входят в понятие «татарских орд», но в то же время сами широко пользуются названием «татары» именно в смысле «татаро-монгольских завоевателей». Поэтому читателю трудно, даже невозможно представить, что кроме татар могут быть еще какие-то другие татары, так как в настоящее время читатель знает лишь одних татар - именно татар Поволжья, Приуралья и Сибири.
Все дореволюционные русские, а также и современные советские историки, являющиеся специалистами по истории тюркских народов, не смешивают татар с монголами. То же самое мы можем сказать и об археологах, этнографах, занимающихся изучением прошлого народов Среднего Поволжья. Выдающийся этнограф и историк наших дней С.А. Токарев подчеркивает: «...прежний взгляд, что казанские татары являются прямыми потомками батыевских завоевателей, пришедших в Восточную Европу в XIII в., является совершенно неправильным» (А.С. Токарев. Этнография народов СССР. М., 1958, с. 171-172).
В то же время мы видим иные подходы к данной проблеме, в особенности у тех ученых, кто непосредственно не занимался историей тюркоязычного населения Поволжья. Например, этнограф К.И. Козлова пишет, что своими корнями поволжские татары тесно связаны с местным населением Поволжья и, несомненно, одним из основных компонентов, вошедших в состав татарского народа, были волжские булгары» (К.И. Козлова. Этнография народов Поволжья. М., 1964, с. 20-21). Она пытается видеть в формировании современных татар большое влияние иных народов. Не будучи специалистом по этногенезу тюркских народов, зная историю татар лишь по литературе,
К.И. Козлова своей половинчатой концепцией отдает дань ложной теории о происхождении татар. В работе Козловой вызывает удивление ее упорное нежелание принимать во внимание новые исследования по этнографии, археологии, языку современных татар. Ее утверждения не подкреплены фактами, а являются голословными.
Ведущий специалист в новой отрасли знания - этнонимии, хорошо знающий историю происхождения и злоключений названий народов, В.А. Никонов установил, что «современный народ (татары. - А.К..), по этнониму которого названа Татарская АССР, имеет глубокие местные корни, даже добулгарских... Но история этнонима «татары», - пишет он, - совсем иная, чем история народа, в цитате же (приведенной автором в его работе. - А.К..) этноним «татары» относится к пришельцам в XIII в. Обе стороны (в разбираемых Никоновым работах. - А.К.) в споре употребляют этот этноним, не понимая друг друга. Такие запутывающие дело споры будут нескончаемы, пока не научимся строго различать историю этнонима и историю народа» (В.А. Н и к о н о в. Этнонимия. - В сб.: Этнонимы. М., 1970, с. 11).
Если уж многие ученые, историки поныне еще не умеют различать историю этнонима от истории народа, чего же ждать от рядовых читателей. В. А. Никонов с горечью констатирует, как наши отдельные историки слишком вольно пользуются этим этнонимом, что вводило и вводит в заблуждение как их последователей, так и массового читателя относительно происхождения татар и их истории.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЯ «ТАТАРЫ»