Урок №4 Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Гриша Добросклонов — центральный образ поэмы.
Прочитать последнюю часть «Пир-на весь мир!» (все)
В поэме изображено несколько типов людей, способных к состраданию и защите обездоленных. Но идеал Некрасова — человек, способный к самопожертвованию ради других. Поэтому проблемный вопрос урока — почему только Гриша Добросклонов признан Некрасовым настоящим народным заступником и человеком счастливым?
Вопросы и задания для групповой работы
(Половина класса первая по алфавиту)Группа 1. Охарактеризуйте «холопа примерного Якова Верного». Как он выражает свой протест против господ? Какой характер носит его протест? Какова идейно-композиционная роль его образа в поэме?Перескажите, зачитайте отрывки (Холоп примерный Яков Верный способен к открытому протесту против господ и к самопожертвованию, но его протест носит стихийный характер и является лишь эмоциональным откликом на свое поруганное достоинство. Он также не способен кардинально изменить жизнь крестьян.)
(Половина вторая по алфавиту) Группа 2. Охарактеризуйте облик Кудеяра-атамана из легенды «О двух великих грешниках». Какой аллегорический смысл заключен в легенде о Кудеяре? Какой путь борьбы за свободу народа выдвигает Некрасов в образе Кудеяра? Чем он близок Савелию? Как этот образ соотносится с образами «праведников» и «грешников» в литературе XIX в.? Как в легенде народно-христианское мировоззрение соединяется с революционным протестом? (В образе Кудеяра автор показывает человека, решившего пойти по пути праведничества, но этот образ неожиданно наделяется чертами протестанта и мстителя. Такое решение показывает сложное отношение Некрасова к образам праведников, автор оправдывает жестокость Кудеяра его стремлением наказать виновника людских несчастий, что соответствует позициям революционных демократов и народников, и опирается в этом на глубинные основы народной духовности.)
Но ни один из перечисленных героев не способен к последовательной и сознательной борьбе за свободу и счастье народа, потому что для успеха этой борьбы необходимо отказаться от всех житейских радостей и удовольствий, принести на алтарь революционной борьбы даже свою жизнь. Такими идеальными чертами наделяет автор образ Гриши Добросклонова. В центре урока — обсуждение этого образа.
Вопросы и задания для беседы (всем)
1. Составьте рассказ о Грише Добросклонове, обращая внимание на:
— его прошлое;
— характеристику его родителей;
— портрет;
— его материальное положение;
— черты характера, таланты, способности;
— говорящую фамилию.
2. Каким образам русской литературы XIX в. близок образ Гриши Добросклонова? Какие реальные прототипы могли у него быть? Почему Некрасов делает своего героя поэтом? Что можно сказать о его поэтическом таланте?
3. Прочитайте песни Гриши: «Соленая», «Средь мира дольного...», «В минуты унынья, о Родина-мать...», «Русь». Какие проблемы в них поднимаются? Как они характеризуют Гришу? Как в песнях выражается вера автора в силу русского народа?
4. Каковы жизненные позиции героя? С какой целью автор сообщает нам о его юности? Какой путь выбирает он себе? Что ему готовит судьба? Черты романтического или реалистического стиля преобладают в изображении Гриши Добросклонова? Подтвердите свои суждения текстом.
5. Какой образ России рисует автор в главе «Пир на весь мир»? Как Гриша характеризует свою Родину? Каким он представляется нам как автор песни «Русь»?
6. Каков смысл позиции автора, считающего Добросклонова тем счастливым, которого искали мужики? Какое высокое понимание счастья провозглашает Некрасов?
7. Сможет ли Гриша найти дорогу к общему счастью народа или он станет еще одним из страдальцев «за веру»?
Итог урока. В поэме Некрасов рисует несколько образов людей, сострадающих угнетенному народу. В образе Павла Веретенникова, собирающего фольклор как воплощение народной мудрости, в рассказе «О холопе примерном Якове Верном», в аллегорической легенде «О двух великих грешниках» автор показывает стихийный протест народа против угнетателей. Но только в образе Гриши Добросклонова он рисует последовательного и сознательного борца за свободу, готовящего себя с детства к лишениям и трудностям такого пути. Выходец из бедной семьи семинарист Григорий Добросклонов исповедует революционно-демократические взгляды. Он герой своего времени, которому присущи лучшие черты самого поэта и его окружения. Он пишет и поет песни о любви к родине и народу, с детства готовит себя к подвигу на благо угнетенных, ведя аскетический образ жизни. Быть полезным людям — главная идейная позиция героя. Поэтому автор считает его тем «счастливым», «кому на Руси жить хорошо». Какой путь предстоит пройти Грише, ждет ли его впереди «чахотка и Сибирь» — этот вопрос остается в поэме нерешенным.
Выучить наизусть «Русь» («Ты и убогая…»--«Ты и всесильная Матушка Русь!»)—песню Гриши Добросклонова