Ответ. Морфологический портрет слова ЧТО 1 страница
1. Если слово что имеет словоизменительную категорию падежа, если это слово служит для образования вопроса, то перед нами вопросительное местоимение что.
Если слово что имеет ту же грамматическую категорию, но употребляется для соединения частей сложного предложения, то перед нами относительное местоимениечто (А).
2. Если слово что не имеет никаких грамматических категорий и употребляется для соединения частей сложного предложения, то перед нами союзчто (Б).
3. Если слово что не имеет никаких грамматических категорий, имеет то же значение, что и слово почему, то перед нами наречие(В).
4. Если слово что не имеет никаких грамматических категорий и вносит значение вопроса, или значение осуждающего поиска причины, или значение несущественности и отстранимости, то перед нами частица что (Г).
6) Определите, какой частью речи является в предложениях слово тепло и его формы?
1.Наконец-то наступило тепло.
2.Помещение теплои просторно.
3.Его встретили очень тепло.
4.Мне уже тепло.
5. Сегодня на улице теплее.
6.Его руки теплее, чем мои.
Ответ. 1- сущ., 2 – краткое прилагательное, 3 – наречие, 4 – категория состояния, 5 – наречие в сравнительной степени, 6 – прилагательное в сравнительной степени.
7) Есть такая народная загадка: Возьму пыльно, сделаю жидко, брошу в пламень, будет как камень (отгадка: пирог). К какой части речи вы отнесете здесь формы пыльно и жидко? Какие основания для этого вы находите?
Ответ. Формы пыльно и жидко можно считать в данном контексте существительными, т.к. они обозначают некие предметы, отвечают на вопрос что? и играют роль дополнения в предложении.
Форму жидко можно понять и как прилагательное, которое обозначает признак предмета, названного именем пыльно, отвечает на вопрос каким?, вместе с полузнаменательным глаголом сделаю, способным управлять формами прилагательных (например: сделать каким? чистым, неузнаваемым), образует составное именное сказуемое (сравним: Он всегда считался серьёзным; Испытания сделали его сильным).
8) Найдите в данных предложениях устаревшие слова, которые отличаются от современных грамматическими признаками. В чем именно заключается их отличие от современной нормы?
Какая общая словообразовательная особенность объединяет эти слова?
1.Твой милый взор, невинной страсти полный…/ Он служит им укорою безмолвной. (Ф.И. Тютчев) 2. Под занавесою тумана/ Стоит могила Оссиана. (М.Ю. Лермонтов) 3. Чацкий. Смятенье! обморок! поспешность! гнев! испуга!... (А.С. Грибоедов. Горе от ума) 4. – Благодарю, – отвечал Сурков, – только не худо было бы предложить этот замен пораньше, когда не было билета: я бы посмотрел тогда, как бы заменили меня. (И.А. Гончаров. Обыкновенная история)
Ответ. Устаревшие слова отличаются от современных родовой принадлежностью и типом склонения: укорою (жен.род) – совр. укор; под занавесою (жен.род) – совр. занавес; испуга (жен.род) – совр. испуг; (этот) замен (муж. род) – совр. замена (ср. также наречие взамен – от устаревшего в замен). Все эти слова образованы от глаголов способом нулевой суффиксации: укора ← укорять, занавеса ← занавесить, испуга ← испугать, замен ← заменить. Именно в сфере таких отглагольных образований в истории русского языка было широко распространено явление родового параллелизма: возникали варианты измен и измена, присяг и присяга, огород и огорода, завес и завеса, упрек и упрека и т.п. В первой половине XIX века литературная норма еще не отличается высокой степенью строгости, поэтому в текстах встречается много примеров колебания в родовой принадлежности имен существительных.
9) Определите часть речи и синтаксическую функцию выделенных курсивом слов. Какую особенность имеют формы хуже и лучше?
– Если б ты рассматривал дело похладнокровнее, так увидел бы, что ты не хуже других и не лучше, чего я и хотел от тебя: тогда не возненавидел бы ни других, ни себя, а только равнодушнее сносил бы людские глупости и был бы повнимательнее к своим. (И.А. Гончаров. Обыкновенная история)
Ответ. Похладнокровнее (рассматривал), равнодушнее (сносил) – наречия в сравнительной степени, в предложении играют роль обстоятельства. Хуже, лучше, повнимательнее – сравнительная степень имен прилагательных в роли составного именного сказуемого. Формы хуже и лучше отличаются от исходных прилагательных самой основой: хуже – от плох(ой), лучше – от хорош(ий); это явление называется термином супплетивизм (расхождение основ).
10) Сравните выделенные слова. Опишите грамматические свойства каждого из них.
1) Дело было вечером, делать было нечего.
2) Делать нечего, расскажу вам сказку.
3) Мне нечего рассказывать.
4) Нечего мне сказки рассказывать.
Ответ. 1), 3) Нечего – отрицательное местоимение, указывает на отсутствие объекта действия (рассказывать –что? – нечего; делать – что? – нечего). Выражает значение ‘нет того, что бы ( можно сделать)’. Зависит от инфинитива. Обычно употребляется в составном сказуемом со связкой «быть» в безличном предложении. Склоняется (не о чем говорить, нечем удивить). (по 2,5 балла = 5 баллов)
2) Нечего – в составе вводного (модального) словосочетания делать нечего. Фразеологизм. Лексическое значение компонентов стёрто. Выражает оценку говорящего – вынужденное согласие с тем, о чём говорится в высказывании. В структуру предложения не входит. Морфологических признаков не имеет. (по 2,5 балла)
4) Нечего - слово состояния ( категория состояния, предикативное наречие, модально-предикативное слово, предикатив, наречие состояния). Выражает модальное значение – оценку необходимости действия ‘не нужно, не стоит, нет оснований’. Входит в составное сказуемое в безличном предложении. Подчиняет себе инфинитив. Не изменяемое. (по 2,5 балла)
10) «Старик, я слышал много раз, что ты меня от смерти спас» (Лермонтов)
«Чего тебе надобно, старче?» (Пушкин) – Почему в художественной литературе существуют разные варианты обращений? С чем связано это явление?
Ответ. В древнерусском языке был седьмой падеж - звательный .
Его употребляли при обращении.
В современном русском языке звательная форма совпала с формой именительного падежа и отличается от него лишь особой звательной интонацией и синтаксическим употреблением.
11) Прочитайте отрывок делового письма, датированного 1621 годом. В каком падеже стоят выделенные имена существительные? Чем отличаются эти формы от современных?
Да посолъ же говорилъ, чтобъ бояре донесли до царского воеводы, что есть у него птица ловчая болобанъ, ловит всякой звѢрь и птицы. (Словарь русского языка XI–XVII вв.)
Ответ. Слова зверь и птицы стоят в винительном падеже: болобан (охотничий сокол) ловит (кого? что?) всякого зверя и птиц. В современном языке формы винительного падежа у этих существительных совпадают по окончаниям с родительным падежом, ср.: нет (кого? чего?) зверя и птиц. Такое совпадение является признаком одушевленных имен существительных (у существительных женского рода эта черта проявляется только во мн. числе, а у слов мужского рода – и в ед., и во мн. числе).
В приведенном письме начала XVII века формы винительного падежа совпадают с именительным падежом, как у существительных неодушевленных. Следовательно, во время написания этого текста слова зверь, птица, а также все видовые названия животных еще не входили в разряд одушевленных существительных.
12) Попытайтесь установить, функцию каких частей речи может выполнять в тексте слово один. Предложите как можно больше различных решений, демонстрируя каждое из них с помощью одного примера.
Ответ. Слово один может выполнять функцию следующих частей речи:
а) числительного: Один плюс два равняется трём; У меня всего один билет;
б) прилагательного: У вас семья? – Нет, я один [=одинокий];
Все голоса слились в один хор [=единый, целостный]
в) существительного: Один в поле не воин;
г) наречия: Он живёт один [=отдельно, без других];
д) неопределённого местоимения: Один из присутствующих сильно кашлял [= какой-то, некий];
е) определительного местоимения: Мы долго жили с другом в одном доме и даже в одном подъезде [=в том же самом];
ж) частицы (ограничительной): Приходилось есть один хлеб; Задачу смог решить один Коля [=только, исключительно].
13) Известный лингвист А. Б. Шапиро назвал слова категории состояния «беспризорными». Какое основание было у известного учёного для этого?
Ответ. Основанием для того, чтобы назвать слова категории состояния «беспризорными», послужили неоднородность слов, относящихся к данной части речи, и их морфологическая пестрота. Одни из этих слов похожи на наречия и краткие прилагательные, другие – на имена существительные: Мне, право, неловко (категория состояния), Он чувствует себя неловко (наречие), Его поведение неловко (краткое прилагательное); Пора отправляться в путь (категория состояния) – Школьные годы – прекрасная пора (имя существительное). Слова категории состояния неоднородны: они могут обозначать и состояние как таковое (Мне не здоровится. На улице тепло), и разного рода отношения: модальные, временные, пространственные (Так нельзя себя вести. Ещё рано. До школы далеко и т. п.)
14) Укажите, показателем каких форм имён существительных является нулевое окончание. Приведите примеры.
Ответ.
№ | Форма | Пример |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | родительный падеж множественного числа существительных женского рода 1-го склонения винительный падеж множественного числа одушевленных существительных женского рода 1-го склонения именительный падеж единственного числа существительных мужского рода 2-го склонения винительный падеж единственного числа неодушевленных существительных мужского рода 2-го склонения родительный падеж множественного числа существительных мужского рода 2-го склонения винительный падеж множественного числа одушевленных существительных мужского рода 2-го склонения родительный падеж множественного числа существительных среднего рода 2-го склонения именительный падеж единственного числа существительных женского рода 3-го склонения винительный падеж единственного числа существительных женского рода 3-го склонения родительный падеж множественного числа существительных среднего рода на -мя | публикаций-[] подружек-[] кафетерий-[] музей-[] чулок-[] осетин-[] знаний-[] успеваемость-[] стоимость-[] семян-[] |
15)На каком(-их) основании(-ях) одно из приведённых слов можно считать «третьим лишним»?
Облагать, обладать, облачать.
Ответ. Обладать, так это единственный непереходный глагол;
облагать, так как только в этом слове с точки зрения современного словообразования выделяется приставка (ср. налагать, прилагать, слагать);
облагать, так как в этом слове нет неполногласного сочетания -ла-, которое есть в двух других словах. Ср. обладать, владети - Володимир (ист.); облачить, влачить - волочить (ист.);
обладать, так как в этом слове нет исторического чередования согласных, присутствующего в двух других, - Г//Ж, К//Ч.
облагать, так как корень с чередованием, а написание безударной гласной в словах обладать, облачить требует запоминания.
16)Найдите лишнее слово в каждой строке. Обоснуйте свой выбор.
Закричать, зашуметь, захвалить, запрыгать;
набрать, набросить, насолить, насушить;
подлечить, подбежать, подплыть, подъехать.
Ответ. Закричать, зашуметь, захвалить, запрыгать (захвалить; так как все остальные слова имеют общее значение – «начало действия»);
набрать, набросить, насолить, насушить (набросить; так как все остальные глаголы обозначают действие, которое привело к значительным результатам);
подлечить, подбежать, подплыть, подъехать (подлечить; у остальных глаголов общее значение – «приближение к чему-либо»).
17) Чем объясняется неверное с точки зрения современного русского языка написание выделенной словоформы?
Бывало, он еще в постеле:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут.
А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»
Ответ. Написание окончания -е не является орфографической ошибкой, так как это предложно-падежная форма устаревшего имени существительного 1-го склонения постéля (постеля – в постеле как комната – в комнате). В пушкинское время слова постеля и постель были одинаково употребительными вариантами. В современном русском языке используется только существительное 3-го склонения постель (постель – в постели).
18) Запишите числительное 128 287 685 буквами и просклоняйте его.
Ответ.
Именительный | Сто двадцать восемь миллионов двести восемьдесят семь тысяч шестьсот восемьдесят пять |
Родительный | Ста двадцати восьми миллионов двухсот восьмидесяти семи тысяч шестисот восьмидесяти пяти |
Дательный | Ста двадцати восьми миллионам двумстам восьмидесяти семи тысячам шестистам восьмидесяти пяти |
Винительный | Сто двадцать восемь миллионов двести восемьдесят семь тысяч шестьсот восемьдесят пять |
Творительный | Ста двадцатью восемью миллионами двумястами восемьюдесятью семью тысячами шестьюстами восемьюдесятью пятью |
Предложный | О ста двадцати пяти миллионах двухсатах восьмидесяти семи тысячах шестистах восьмидесяти пяти |
19) Какую грамматическую особенность имеют выделенные в данных предложениях слова? Приведите примеры вариантности грамматических форм множественного числа у существительных мужского рода в современном языке.
1) И велик, живописен показался Клаше этот сад, темный, сырой внутри, в глубине, где на столетних липах вили гнезда ястреба, а под мшистыми елями зеленели и гнили скамьи, на которых уже давно не сидел никто. (И.А. Бунин. Клаша)
2) – Места – первый сорт. Самая мучная торговля. Тут по Рыньве пойдет теперь вверх к Юрятину, село к селу, пристаня, ссыпные пунк ты. (Б.Л. Пастернак. Доктор Живаго)
Ответ. В текстах представлены не соответствующие современной литературной норме грамматические формы им. падежа мн. ч.: ястреба – от ястреб и пристаня – от пристань. Нормативные современные формы мн. ч. – ястребы и пристани. Окончание -а, всегда ударное, обнаруживает высокую активность в разговорном языке XX–XXI вв., конкурируя с окончанием -ы/-и, например: договоры – разг. договора, джемперы – джемпера, слесари – слесаря. Окончанию -а удалось в истории языка вытеснить многие исконные формы мн.ч. от существительных муж. р.: домы, островы, стоги и др. являются теперь устаревшими; в некоторых случаях сосуществование двух форм мн.ч. поддерживается различием в значении (ср. пропуски занятий – проверять пропуска, художественные образы – старинные образа). Формы на -а от существительных жен. р., 3-его типа склонения (пристаня, очередя, матеря, степя, площадя и под.) характерны для диалектов и просторечия, они воспринимаются как грубое нарушение литературной нормы.
В приведенных предложениях разговорная форма ястреба представлена в авторской речи, она часто употребляется И.А. Буниным и в других произведениях, ср.: Блаженно дремлют, сидят на снежных навозных кучах, раскиданных по полю, ястреба. («Последняя весна»). Форма пристаня – в прямой речи персонажа – употреблена Б.Л. Пастернаком с целью передать колорит народно-разговорной речи.
20) Объясните происхождение названий частей речи НАРЕЧИЕ, ПРИЧАСТИЕ, ГЛАГОЛ, ДЕЕПРИЧАСТИЕ, МЕЖДОМЕТИЕ.
Ответ.
НАРЕЧИЕ-ДР.РУС.СЛ. , калька с греч.–приглаголие . В античной грамматике обозначало сам.ч.р. – глагольный определитель.
ПРИЧАСТИЕ –КАЛЬКА с лат. – причастность, участие;грамм. Причастие- - приобщать, участвовать в чем-либо.
ГЛАГОЛ – восходит к старослав. ГЛАГОЛЬ. С 17 в. используется как часть речи.
ДЕЕПРИЧАСТИЕ – ТЕРМИН ВПЕРВЫЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ В «Грамматике» Мелетия Смотрицкого . По происхождению связано с кр прич. Наст. И Прош. Вр.. Часть слова ДЕЕ- восходит к старослав. и церковнослав. Глаголу ДЕЯТИ –говорить, делать.
МЕЖДОМЕТИЕ – калька со средневекового латинского термина - вставка. Как часть речи введено Мелетием Смотрицким в 17 в., в несколько измененной форме ( междуметие) использовалось Ломоносовым.
21)Определите род и тип склонения.
Не сподручно теляти волка лягати. Городское теля умнее деревенского дитяти. Княгине ребя, а кошке котя то же дитя. Свинье порося такое же княжа. Краденое порося в ушах визжать. Шелудивое порося и в Петровки зябнет.
Ответ. Имена сущ.с окончанием –а,я обозначают невзрослое живое существо – ребенка или детеныша животных ( ср. лит.дитя). Они относятся к ср.р. ( ср. ласковое теля, краденое порося) и сохраняют отдельные формы особого древнего типа склонения , аналогичного современному образцу разносклоняемых сущ. Ср. р. На –мя ( ср . теляти как знамени).В совр. Рус.яз. значение невзрослости носит словообразовательный характер , т.е. передается с помощью суффикса – онок: теленок, жеребенок,поросенок.) Однако, формы мн.ч. этих сущ. (телята, козлята) явл. Ист. Продолжением утраченного склонения слов ср.р. типа теля.
22) Укажите, какой частью речи является слово что в каждом предложении, и определите его значение. Подчеркните это слово как член предложения в тех случаях, когда оно выполняет синтаксическую функцию в предложении.
– Что, вы вернулись? Я и не заметил! (1)
– Что вы вернулись, я и не заметил. (2)
– Что вы вернулись? Что-нибудь забыли? (3)
– Что принесли вы, я не понимаю. (4)
– Что ваши деньги! Счастья ведь не купишь! (5)
– Что ваша мама? Как её успехи? (6)
– Что новое узнаете – звоните! (7)
– Прощайте! – Что? – До скорых встреч! – А? Что? (8)
Ответ.
1. Вопросительная частица. Подчёркивает вопросительный характер
предложения, а также выражает удивление. Членом предложения не
является.
2. Подчинительный союз. Выражает изъяснительные отношения между
главной (с глаголом мысли, восприятия) и придаточной частями
сложноподчинённого предложения. Членом предложения не является.
3. В значении местоимённого наречия почему. Формирует вопрос о
причине действия. Обстоятельство причины.
4. Относительное местоимение (союзное слово), присоединяет
изъяснительное придаточное, указывает на предмет – объект мысли (не
понимаю что?). Прямое дополнение: принесли (что?) что.
5. Местоимение. В значении ерунда, пустяк, ничто. В риторическом
восклицании указывает на несущественность, неважность чего-л. В роли
сказуемого.
6. Вопросительное местоимение. Формирует вопрос о состоянии,
положении, действиях кого-чего-либо. В роли сказуемого.
7. Неопределённое местоимение. Указывает на неизвестный
говорящему или безразлично какой предмет (что-то, что-нибудь). Прямое
дополнение. Узнаете (что?) что новое.
8. Вопросительная частица. Вопросительный отклик при переспросе,
уточнении нерасслышанного. Членом предложения не является.
23) Определите падеж выделенного им.сущ. в каждой из данных поговорок. Какая из 2 форм является грамматически неправильной?
1. Из порося в карася ( превратить). 2 Не было хлопот – купила баба порося.
Ответ. В первой поговорке, источником которой является народный рассказ о лукавом монахе, не соблюдающем постов, закрепилась неправильная форма Р.п. – из порося вместо из поросяти (ср. из дитяти). Во второй поговорке – правильная форма В.П. .
24)В «Российской грамматике» М. В. Ломоносова перечислены «осмь частей знаменательных». Узнайте эти части речи по характеристике их функции, которую дал учёный: 1) «для названия вещей»; 2) «для сокращения именований»; 3) «названия деяний»; 4) «для сокращения соединением имени и глагола в одно речение»; 5) «для краткого изображения обстоятельств»; б) «для показания принадлежности обстоятельств к вещам или деяниям»; 7) «для изображения взаимности наших понятий»; 8) «для краткого изъявления движений духа». Назовите не меньше двух частей речи, выделяемых в современной грамматике русского языка, но не названных М. В. Ломоносовым.
Ответ. Имя, местоимение, глагол, причастие, наречие, предлог, союз, междометие.
25)Какими частями речи могут быть эти слова: дали, пила, соли, простой, мели, окуни, пряди, гнет, пила, правил, попугаю, жгут. Составь с ними словосочетания.
Ответ. Существительными и глаголами.
26) Определите части речи в предложении.
Вероокая трышь грузло обкисляля закорявку.
Ответ. Прилагательное существительное наречие глагол существительное.
27)Определите части речи выделенных слов, объясните своё решение.
Направо был утёс, а налево – огромная пропасть.
Грибов мы набрали пропасть.
Тьфу ты пропасть, как же он мне надоел!
Ответ. Чтобы определить часть речи слова пропасть, необходимо подобрать парадигму:
В 1 предложении огромная пропасть: огромной пропасти, огромную пропасть, огромной пропастью, об огромной пропасти – из этого можно делать вывод о том, что пропасть в данном предложении является существительным.
Во 2 предложении слово пропасть относится к глаголу: набрали (сколько?) пропасть, т.е. много. Можно использовать метод подстановки (Грибов мы набрали много или очень много). Смысл предложения не изменился, а для замены использовали наречия меры действия. Следовательно, можно сделать вывод о том, что во 2 предложении слово пропасть является наречием.
В 3 предложении слово пропасть помогает выразить чувство недовольства, досады или гнева, а эту функцию в нашей речи выполняют междометия, следовательно, в 3 предложении слово пропасть является междометием.
28) Выпишите из текста все частицы.
Но даже нежного и снисходительного отношения к другу Толстого огорчало фетовское разбазаривание времени на мирскую суету, когда есть поэзия. Но можно ли поверить, что Фет не написал необходимых ему внутренне стихов из лености, занятости или рассеянности?
Ответ. Даже в предложении служит для усиления (даже Толстого, т.е. не только обычных людей); ли выражает сомнение (можно ли?), не служит для отрицания. Роль всех этих слов служебная, они вносят различные оттенки значений. Это частицы.
29) К данным существительным подберите существительные со значением «женский пол». Какие из производящих существительных обозначают лиц обоего пола? Существуют ли какие-либо закономерности выбора из множества суффиксов, имеющих значение «женский пол»?
Герой, гость, граф, лев, морж, повар, поэт, сторож, швед, щёголь, сослуживец, проводник, ворчун, певун, плясун, хвастун, библиотекарь, великан, директор, почтальон.
Ответ. 1.Героиня, гостья, графиня, львица, моржиха, повариха (разгов.), поэтесса, сторожиха (разгов.), шведка, щеголиха (разгов.), сослуживица, проводница, ворчунья, певунья, плясунья, хвастунья, библиотекарша (разгов.), великанша (разгов.), директриса (разгов.), почтальонша (разгов.).
2.Слова повар, поэт, сторож, проводник, библиотекарь, директор, почтальон обозначают лиц обоего пола.
3.Существуют некоторые закономерности в выборе суффиксов: например, соотношение –-ник-(-ница-): проводник – проводница; -ун-(-унья-): ворчун - ворчунья, певун- певунья, плясун - плясунья, хвастун – хвастунья.
30) Чудак сказал: «Непричастные – это все части речи, кроме причастий». В каждой четвёрке слов есть одно лишнее, «непричастное» слово. Найдите и исключите его, объясните почему.
Придумайте сами четвёрку слов, в которой одно было бы «непричастным».
А) бегущий, большущий, поющий, ищущий.
Б) шумящий, хрустящий, настоящий, дрожащий.
В) восторженный, отмененный, обиженный, приобретённый.
Г) проверенный, посеянный, государственный, приклеенный.
Ответ. А) большущий – образовано от прилагательного большой;
Б) настоящий - прилагательное, от него можно образовать наречие по-настоящему;
В) восторженный – прилагательное, образованное от существительного восторг;
Г) государственный – прилагательное, образованное от слова государство.
31) Сколько причастий можно образовать от глагола читать(ся) максимально и минимально? Образуйте возможные формы. От чего это зависит? Перечислите причины.
Ответ. От одного переходного несовершенного вида глагола «читать» максимально без учета глаголов страдательного залога можно образовать четыре причастия (читающий, читавший, читаемый, читанный).
Если включить и глаголы страдательного залога, то количество причастий (возвратных) увеличится ещё на две формы (читающийся, читавшийся).
Минимальное количество причастий равняется одному (например, читающий или читающийся).
Количество причастий зависит от ряда причин:
- видовая характеристика глагола;
- показатель переходности/непереходности;
- залог.
32) Слова каких частей речи могут заканчиваться на «я»? Приведите по одному примеру на каждую часть речи (допустимы любые формы слов).
Ответ. Существительные – змея; прилагательные – белая; глаголы – мчался; причастия – сделанная; деепричастие – играя; наречия – нехотя; числительные – пятая, местоимения – себя; предлоги – благодаря; союзы – хотя.
33) Определите, в форме какого наклонения употреблены глаголы в данных высказываниях. У каких глаголов форма наклонения совпадает с грамматическим значением наклонения, а у каких – нет? Свой ответ поясните.
1. Я дал ему свой адрес, а он его возьми и потеряй.
2. Не могли бы вы сказать, который час?
3. Попадись мне только! Покричи мне ещё!
4. Все ушли на праздник, а я сиди и скучай в одиночестве!
Ответ.
1. Я дал ему свой адрес, а он его возьми и потеряй.
Дал – форма изъявительного наклонения, значение изъявительного наклонения; возьми и потеряй – форма повелительного наклонения, значение изъявительного наклонения. возьми и потеряй обозначают здесь непроизвольное, неожиданное действие.
2. Не могли бы вы сказать, который час?
Форма условного наклонения, значение повелительного наклонения.
С помощью условного наклонения выражена вежливая просьба.
3. Попадись мне только! Форма повелительного наклонения выражает значение условного наклонения, это способ воплощения угрозы.
Покричи мне ещё! Форма повелительного наклонения совпадает со значением повелительного наклонения, но передает противоположную семантику: выражает запрет (Не кричи!).
4. Все ушли на праздник, а я сиди и скучай в одиночестве!
Ушли – Форма изъявительного наклонения, значение изъявительного наклонения.
сиди и скучай – Форма повелительного наклонения выражает значение изъявительного наклонения.Формойподчёркивается вынужденная необходимость совершения действия.
История русских числительных очень интересна. Наши далёкие предки-славяне осмысливали число как определённое количество каких-либо конкретных предметов: «два дома», «семь быков». И лишь постепенно ими стало осознаваться число само по себе, независимо от предметов и лиц, просто как число два или число семь.