Лекция 6. Морфемика и словообразование (4 часа).

1. Понятие о морфемике, морфеме, морфе.

2. Виды морфем.

3. Исторические изменения в морфемном составе слова.

  1. Словообразование как раздел науки о языке.
  2. Основные категории словообразования.
  3. Понятие о способах словообразования.

Дополнительная литература

Маслов Ю.С.Введение в языкознание. – 2-е изд. – М.: Высшая школа, 1987. – С. 145-155. (Раздел 3. Грамматическая структура слова и вопросы словообразования).

Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Просвещение, 1979. – С. 127-224. (Раздел «Основные пути обогащения словарного состава языка»).

Лекция 6. Морфемика и словообразование (4 часа). - student2.ru

Лекция 6. Морфемика и словообразование (4 часа). - student2.ru

Лекция 6. Морфемика и словообразование (4 часа). - student2.ru

Лекция 6. Морфемика и словообразование (4 часа). - student2.ru

Лекция 6. Морфемика и словообразование (4 часа). - student2.ru

Лекция 6. Морфемика и словообразование (4 часа). - student2.ru

Лекция 6. Морфемика и словообразование (4 часа). - student2.ru

Лекция 6. Морфемика и словообразование (4 часа). - student2.ru

Лекция 6. Морфемика и словообразование (4 часа). - student2.ru

3. Морфемная структура слов в процессе исторического развития языка подвергается определенным изменениям. Чтобы их обнаружить, лингвисты подвергают словарный массив языка этимологическому анализу. Эти процессы были описаны В. А. Богородицким (1857—1941), предложившим для обозначения двух важнейших типов таких процессов термины «опрощение» и «переразложение».

Процесс опрощения. Его сущность состоит в том, что слово, ранее бывшее производным и членимым на морфемы, со временем утрачивает эти свойства и переходит в разряд нечленимых слов.

Иллюстрацией может служить пример со словом кольцо. Никто не сомневается, что в наши дни это слово является непроизводным, равным корню: кольц=о. Но в далеком прошлом это слово было производным и членимым, поскольку рядом с ним было слово коло (круг), от основы которого оно было образовано суффиксальным способом (с помощью ум. –ласк. суффикса –ьц) в значении ‘маленький круг’, колечко: кол=о кол=ьц=е. Со временем слово коло как самостоятельная единица словаря исчезло, а кольц=о осталось и дожило до наших дней.

В слове орел исторически тот же суффикс, что в козел (ср. коза, козий), но он во всех славянских языках давно слился в единое целое со старым корнем, от др.-греч. ornis 'птица'. Англ. lord 'лорд' происходит из сложного существительного — англосакс. hlafweord (букв. 'хранитель хлеба'), a lady 'леди' — из hlufdige (букв. 'та, что месит хлеб').

Процесс переразложения. Его сущность: слово было ранее и осталось до наших дней производным и членимым, но границы членимости (морфемный шов) несколько переместились, обозначившись в ином месте протяженной структуры слова.

Сравните:

Лекция 6. Морфемика и словообразование (4 часа). - student2.ru Лекция 6. Морфемика и словообразование (4 часа). - student2.ru Было: живой жив=н=ый живн=ость

Лекция 6. Морфемика и словообразование (4 часа). - student2.ru Стало: живой жив=ность

Аналогичное преобразование морфемной структуры претерпело слово готовностьиз-за выпадения из словарного запаса языка слова готовный, от основы которого оно когда-то было образовано.

Процесс усложнения. Изменениям морфемной структуры слов подвергается и определенная часть заимствованной лексики.

Классический пример – слово зонтик, пришедшее к нам из голландского языка, где оно существует в виде zonnedek (солнцепокрышка). Будучи воспринято на почве русского языка в виде зонтик, оно подстроилось к словам с уменьшительным значением типа дом=ик, нос=ик, шар=ик и под их влиянием распалось на зонт=ик. В данном конкретном случае благодаря процессу усложнения (было нечленимым, более простым по структуре – стало более сложным, усложнилось) лексика русского языка пополнилась словом зонт.

Слово, обозначающее гамак, было заимствовано испанцами из одного туземноамериканского языка в зоне Карибского моря и вошло во многие европейские языки как немотивированное слово с безаффиксной, корневой основой (исп. hamaca, фр. hamac, русск. гамак и т. д.); но в нидерландском и в некоторых других германских языках в результате народной этимологии оно было ассоциировано с глаголом 'висеть' и преобразовано в сложное, двухкоренное: нидерл. hangmat, нем. Hängematte, шведск. hängmatta (букв. 'подвесной коврик, мат' и т. п.).

При декорреляции морфемное строение слова остается неизменным, но меняется характер или значение морфем в слове. Причиной декорреляции также является утрата мотивирующих слов и соотношение производных слов с другими производящими.

Например: глагол жужжать был образован от существительного жузг при помощи суффикса -а-. В настоящее время этот глагол непроизводный, суффикс -а- является лишь показателем глагольного класса. В слове заморозки суффикс –к- первоначально имел уменьшительно-ласкательное значение, т.к. данное слово было образовано от устаревшего ныне слова заморозы (небольшие морозы); с утратой данного слова суффикс –к- утратил данное значение.

Диффузия представляет собой взаимопроникновение морфем при сохранении ими самостоятельности. Производная основа продолжает делиться на те же морфемы, что и раньше, однако они частично накладываются одна на другую.

Диффузия отмечается, например, в глаголе печь. В звуке [ч’] были объединены конечный согласный основы [к] (сравн. пеку) и инфинитивное -ти, то есть [ч’] является одновременно частью корня и суффиксом инфинитива.

4. Словарный состав каждого языка находится в состоянии непрерывного изменения. Одни слова, отслужив свой век, выходят из употребления, другие, возникая в языке, пополняют его словарное богатство.

Пополнение (обновление) словаря происходит двумя основными путями: путем образования новых слов и путем заимствования слов из других языков. Решающая роль в обогащении словарного состава принадлежит образованию новых слов за счет использования внутренних ресурсов, которыми располагает каждый язык.

Законы образования, функционирования, строения и классификации производных слов изучает дисциплина, именуемая по традиции словообразованием (дериватология).

Процесс образования слов в языке обозначают термином «деривация». Производное слово, созданное в результате процессов деривации, обозначают термином «дериват».

Диахроническое словообразование изучает реальные процессы образования одних языковых знаков от других на протяжении исторического развития языка, а также исторические изменения словообразовательной структуры отдельных слов (в частности, путем опрощения и переразложения). Синхронное словообразование изучает не столько процессы, сколько отношения между словами, сосуществующими в одном синхронном срезе языка.

5. Два и более слова в отношениях непосредственной мотивации образуют словообразовательную цепочку(лес – лесок – лесочек). Совокупность слов, образованных от одного и того же слова, образуют словообразовательную парадигму(лес – лесок; лесник; лесовик; лесной). Совокупность всех цепочек и парадигм образуют словообразовательные гнезда.

Другим важным понятием словообразования является словообразовательное значение. Речь идет, прежде всего, о значении аффиксов, используемых в рамках одного словообразовательного шага. Рассматривается ряд аналогичных шагов с разными мотивирующими словами, в которых участвует данный аффикс (1. грузчик, резчик, лётчик – 2. счётчик, датчик).

Производные слова, относящиеся к одной части речи и образованные с помощью одной и той же операции с одним и тем же значением, образуют словообразовательный тип. Так, в один словообразовательный тип входят существительные с уменьшительным суффиксом -ик: домик, садик, лилипутик; глаголы с приставкой за- в «начинательном» значении: забегать, запрыгать, зашуметь, зазвенеть и др.

Совокупность словообразовательных типов, объединённых общностью одного словообразовательного форманта, дают в итоге способ словообразования (это касается аффиксальных способов).

6. Способы словообразования делятся на морфологические и неморфологические.

Основными морфологическими способами образования новых слов является аффиксальные. В аффиксации выделяются суффиксальный, префиксальный, суффиксально-префиксальный способы.

При суффиксальном способе словообразования новые слова образуются путем присоединения к основе словообразовательного суффикса: “тракторист”, “пугач”, “разрядчик” и др. Частным случаем суффиксального способа словообразования можно считать нулевую суффиксацию. Этот способ часто используется в русском языке при образовании существительных от глаголов и заключается в отбрасывании характерных для глагола морфем: “взрывать –ать = взрыв”, “удавить –ить = удав”, “накалять –ать = накал”;

при префиксальном – путем присоединения к основе префикса (приставки): “догнать”, “выписать”;

при суффиксально-префиксальном – одновременным присоединением и суффикса, и приставки: “безнадежный”, “пожизненный”, “перестройка”.

Постфиксальный: увлечь – увлечь=ся, остеречь – остеречь=ся и т.д. Этот способ может комбинироваться с другими: луна – при=лун=и=ть=ся.

Словосложение: “благообразный, “светотехник”, “народохозяйственный” и т.д.

В разных языках продуктивность данных способов разная. Например, в русском и английском языках чрезвычайно активны суффиксация и префиксация. Так, в английском языке за последние 25 лет в образовании новых слов было использовано 103 суффикса, 127 префиксов. Естественно, что наибольшей степенью новизны обладают единицы, созданные с помощью новых аффиксов и полуаффиксов. Их немного: -on, - ase, -sd, -nik, -mansship, eco-,mini-, maxi-, mega-, cine-, -oholic, -gate-, -natcher, dtal-a-, flexi-, apses-.

В языках с менее развитой, чем в русском, аффиксацией, словосложение наоборот является зачастую основным способом образования новых слов. Так, например, в китайском свыше 90% всех производных слов образовано путем словосложения.

Наши рекомендации