Договор найма услуг (locatio-conductio operarum)

1. Договором найма услуг (locatio-conductio operarum) называется такой договор, по которому одна сторона (на­нявшийся, locator) принимала на себя обязательство испол­нить в пользу другой стороны (нанимателя, conductor) оп­ределенные услуги, а наниматель принимал на себя обяза­тельство платить за эти услуги условленное вознаграж­дение.

В отличие от locatio-conductio operis, имевшего це­лью предоставление подрядчиком готового результата

работы, договор найма услуг имел предметом выполнение отдельных услуг по указанию нанявшего. Это обстоятельст­во приводило неизбежно к известной зависимости на­нявшегося от нанимателя. Нанявшийся выполнять из­вестные работы за плату фактически ставил себя в поло­жение, близкое к положению раба. В тех случаях, когда по характеру отношения зависимость нанявшегося от нанимателя признавалась недопустимой, прибегали к договору получения (см. ниже, § 6).

Необходимо заметить, что в условиях рабовладельче­ского общества договор найма личных услуг вообще не мог иметь большого распространения и сколько-нибудь существенного значения: для выполнения всякого рода услуг в распоряжении рабовладельца были прежде всего рабы, в известной мере также вольноотпущенники. Об­ращаться к услугам свободных граждан путем заключе­ния locatio-conductio operarum приходилось нечасто. Со­держание договора составляли главным образом повсе­дневные домашние работы, не предполагающие специ­альных знаний или особых способностей.

Договор найма услуг мог быть заключен или на точ­но определенный срок, или без указания такого срока. В последнем случае каждая сторона могла в любое время заявить об отказе от договора.

2. Нанявшийся был обязан исполнять в течение сро­ка договора те именно услуги, которые предусмотрены в договоре, притом исполнять лично, без замены себя дру­гим лицом. Наниматель был обязан оплачивать услуги в условленном размере. Как и при найме вещей, уплата наемной платы по договору найма услуг производилась postnumerando, т.е. по истечении той единицы времени, за которую производился расчет. Если нанявшийся не мог вследствие болезни или иной причины выполнять условленные услуги, он не имел права и на вознагражде­ние. Если же нанявшийся готов был оказывать условлен­ные услуги, но его услугами наниматель не воспользо­вался по независящим от нанявшегося причинам, по­следний сохранял право на вознаграждение.

Однако неиспользование нанимателем услуг наняв­шегося не должно было служить для последнего источ­ником обогащения путем получения платы за один и тот же период времени от двух нанимателей: заработанное (на стороне) нанявшимся за то время, пока наниматель не пользовался его услугами, засчитывалось в счет возна­граждения, причитающегося нанявшемуся по данному договору.

Наши рекомендации