Исторические карты. Проблемы их создания

И применения на уроках истории

В.Н. Темушев

Понятие исторической карты

По сравнению с географическими картами, исторические карты имеют свою специфику. Они, конечно же, создаются на основе географических карт, содержание их также состоит из условных знаков и обозначений, но цель совершенно иная. Историческая карта не ориентирована на статичное отображение участков земной поверхности с рельефом, водными системами, современными границами и т.д., хотя и это часто тоже необходимо. Цель исторической карты - с помощью условных обозначений и знаков изобразить исторические события, явления, процессы, определенные временные периоды, границы древних государств и т.д. в их изменении, протекании, динамике. Главное содержание исторической карты составляет локализация (определение местоположения) исторических событий, явлений, процессов и т.д.

Историческая карта создается для того, чтобы показать ход исторического процесса не только во времени, но и в другом измерении - пространстве. Только в таком виде можно учителю объяснить, а ученикам понять многие исторические явления, уяснить связи, причины, последствия, сущность происходивших событий в прошлом, да и настоящем. Таким образом, исторические карты с помощью условных изображений упорядочивают, приводят в систему наши представления о прошлом, делают материал урока более наглядным, доступным для понимания и усвоения.

Функции исторической карты

Безусловно, исторические карты не дают реального изображения и не являются иллюстрациями конкретных событий, они лишь фиксируют их места на карте. Но, тем не менее, функции исторической карты достаточно разнообразны.

1-я функция карты - информационная - нанесение на карту некоторого набора исторических данных. Этот набор данных, его количественная характеристика и внешнее проявление, зависит от вида и назначения карты.

2-я функция карты - иллюстративная - фиксирование основных событий и явлений на карте, помощь учителю в ходе проведения занятия. Одним из важных назначений исторической карты является раскрытие каких-либо явлений и процессов в их динамике, развитии. Важным является показ возникновения и формирования территории какого-либо государства, хода военных действий, развития промышленности, роста числа населенных пунктов, освоения человеком земной поверхности и т.д.

3-я функция карты - воспитательная - формирование пространственного мышления, представления о месте родной страны, ее истории, событий с ней связанных на мировой карте. Знание местоположения того или иного государства на карте, соседей, его окружающих, природной среды (горы, моря и т.д.) дает понимание происходивших исторических процессов. Важно, чтобы при изучении истории Беларуси, ученик точно представлял место своей родины на карте. Учителю нужно обратить внимание учеников на то, что Беларусь находится в центре Европы и такое местонахождение не всегда выгодно, оно приносило большие бедствия народу. Очень часто по этой причине Беларусь находилась в центре военных конфликтов - разделы Речи Посполитой, Северная война, Первая и Вторая мировые войны.

Виды исторических карт

Так же, как и географические, исторические карты можно разделить:

1. по охвату территории (мировые, материковые, карты государств, административных единиц);

2. по содержанию (обзорные, обобщающие и тематические);

3. по масштабу (крупномасштабные, средне- и мелкомасштабные).

Карты, отображающие различные территории, могут быть как обобщающими, так и обзорными, а также тематическими. На карте мира можно обзорно проиллюстрировать события определенного периода, например общий ход Второй мировой войны 1939-1945 гг. На той же карте обобщенно могут быть обозначены все основные события и явления, нашедшие отражение в целом разделе учебной программы. Здесь можно для примера дать название карты «Мир между двумя мировыми войнами». Тематической картой, требующей изображения всего мира, будет являться карта Великих географических открытий или роста колониальных владений.

При изучении региональной истории, например, истории Беларуси, несомненно постоянное использование обзорных, обобщающих и тематических карт.

Тематические карты в свою очередь можно разделить на политические, военные, экономические и др. Все проявления исторического процесса невозможно отразить на одной карте, к тому же и материал учебной программы, сам учебник ориентирован на последовательное изучение определенных сфер человеческой деятельности. Поэтому создаются специальные карты, на которых прежде всего представлены события и явления конкретной тематики. На таких картах, конечно же, присутствуют сведения и второстепенного плана (например, границы государств на карте, связанной с религиозными вопросами и т.д.), однако они не должны отвлекать внимание от основного содержания. Тематические карты, как правило, собраны в атласы, в которых рассматривается конкретный период всемирной истории или истории родной страны, и полностью соответствуют разделам учебника и учебной программы. Настенные карты обычно носят обзорный или обобщающий характер, но среди них встречаются и тематические, например «Партизанское движение на территории БССР в 1941-1945 гг.».

Следует, однако, заметить, что приоритет в рассмотрении только политических событий привел к тому, что большинство созданных для школы исторических карт все же нужно отнести к числу тематических. Несмотря на отображение на картах крупных регионов и больших периодов, события и явления, отраженные на них, носят, как правило, только политический характер. Лишь изредка добавляются сведения о промышленных, культурных или религиозных центрах и т.д. Традиционное преобладание на картах военных действий, территориальных изменений, политических событий, безусловно, должно уступить место более гармоничному отражению различных сторон исторического процесса.

В настоящее время все более популярным становится такой вид карты, как схема. Схема или картосхема, как правило, лишена многих атрибутов географической карты, которые непременно переносятся на обычную историческую карту. Сетка координат, масштаб, даже отображение морей, озер и рек не играют в некоторых случаях на исторической карте существенной роли, и они могут быть попросту убраны. Это делается для того, чтобы выделить только те элементы карты, которые непосредственно необходимы для показа того или иного исторического явления и процесса. На схеме четко соблюдается только пространственное размещение необходимого набора объектов и их размер относительно друг друга. Для удобства показа часто игнорируется даже твердое для всех карт ориентирование по сторонам света.

Схематические карты очень характерны для учебных пособий, применяемых в процессе обучения в странах Запада. И, надо признать, некоторые преимущества (простота изображения, наглядность, незагруженность лишними элементами) делают такой вид карт очень полезным. Но, тем не менее, излишняя примитивность схем может привести в дальнейшем к искажению общих географических представлений учащихся, ведь схема оказывается как бы оторванной от земной поверхности, по ней трудно судить о месте и реальном виде того региона, который изображается.

Наши рекомендации