Культура древних цивилизаций Ближнего Востока
УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
НЕФТЯНОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра истории и культурологии
ПЛАНЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
по дисциплине «Мировая культура и национальная политика»
Уфа 2011
Планы и методические рекомендации предназначены для студентов всех форм обучения и всех специальностей.
Методическое пособие составлено с учетом дистанционного обучения для подготовки специалистов заочной формы обучения.
Составитель: Вильданов Р.Р., ст. преподаватель, канд. полит. наук
ã Уфимский государственный нефтяной
технический университет, 2011.
Тема № 1
Архаическое общество и своеобразие его культуры.
План семинара
1. Этапы развития первобытного общества и культуры.
2. Сознание первобытного человека и зарождение культурных ценностей (религия, мораль, магия, искусство).
3. Миф как способ человеческого бытия и мироощущения. Мифологические модели мира различных народов, их общность.
4. Первобытное искусство: этапы развития и их краткая характеристика.
Литература
1. Андреев И. Происхождение человека и общества. - М., 1988. С. 10-51, 160-168.
2. Борев Ю. Эстетика. - М., 1988. С. 322-337.
3. Васильев Л.С. История религий Востока. - М., 1998. С. 30-48.
4. Введение в культурологию / Под ред. Е.В. Попова. - М., 1995. С. 80-126.
5. Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1994. С. 80-102.
6. История древнего Востока. Зарождение древнейшихклассовыхобществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч.1. Месопотамия. - М., 1983. С. 98-105.
7. История зарубежного искусства: Учебник. /Под ред. М.Т.Кузьминой, Н.Л.Мальцевой. - М., 1983. С. 18-24.
8. История религии. Методическое руководство к семинарским занятиям. – Уфа: УГНТУ, 1994. С. 1-5.
9. Древние цивилизации / Под общ. ред. Г.М. Бонгард-Левина. - М., 1989. С. 13-35.
10. Ерасов Б.С. Социальная культурология. - М., 1994. Ч.I. С. 165-201.
11. Культурология / Под ред. А.А. Радугина. - М., 1997. С. 106-115.
12. Леви-Строс К. Первобытное мышление. - М., 1994. С. 10-14, 125-131, 284-286, 321-326.
13. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х томах. - М. 1997. Т.1. С. 16-20, Т.2. С. 6-9.
14. Розин В.М. Культурология. - М., 1998. С. 96-115.
15. Семенов Ю. На заре человеческой истории. - М., 1989. С. 5-43.
16. Семенов Ю. Возникновение культуры и ее ранние формы // История культуры России. - М.: "Знание", 1993. С. 3-24.
17. Страницы истории культуры. – Уфа: УГНТУ, 1995. С. 15-27.
18. Тэйлор Э. Первобытная культура. - М., 1989. С. 65-120, 121-204.
19. Токарев С.А. Ранние формы религии. - М., 1990. С. 508-538.
20. Учебный курс по культурологии / Под ред. Г.В. Драча.- Ростов-н/Д. 1996. С. 5-69, 87-104.
21. Фрэзер Д. Золотая ветвь. - М., 1983. С. 53-64, 251-253.
Методические рекомендации
При подготовке к семинарскому занятию целесообразнее, прежде всего, обратиться к проблеме становления человека и человеческого общества. Что касается последней, то в разное время исследователи выдвигали различные версии эволюции человека, значительно отличающиеся друг от друга. При этом они по-разному решали вопрос о факторах, определивших переход от животного к человеку[1]. Выясните, как решается в научных кругах проблема соотношения антропогенеза и социогенеза[2].
Одним из ключевых вопросов в изучении данной темы является проблема начала культуры. Как и почему возникает культура? Что явилось истоком культуры? Эти вопросы интересуют уже не одно поколение исследователей. В прошлом веке многие ученые были убеждены в том, что культура возникла благодаря способности человека к труду и его умению создавать технические приспособления. В ХХ веке появились и другие концепции генезиса культуры[3]. Когда и каким образом происходило становление культуры[4]? При этом обратите внимание на то, с какого времени можно говорить о культуре как о сложившейся системе.
Для понимания закономерностей начального этапа человеческой культуры важное значение представляет анализ особенностей сознания первобытного человека. В этой связи необходимо, прежде всего, ответить на следующий вопрос: отличается ли качественно мышление людей архаической эпохи от нашего? Выясните, какие варианты ответов предлагались различными исследователями[5].
Проследите, как происходило зарождение культурных ценностей[6]. Краткое представление о проблемах происхождения религии и ее ранних форм, а также рекомендации по более углубленному их изучению вы можете получить из методического руководства к семинарским занятиям по истории религии[7]. Ознакомьтесь с историей зарождения искусства и его тесной связи с религией[8].
Рассматривая вопрос о роли и месте мифологии в первобытном обществе, выясните, какие концепции относительно ее происхождения сложились в научной литературе[9]. Обоснуйте утверждение о том, что миф - это способ человеческого бытия и мироощущения[10].
Сравнительно-историческое изучение широкого круга мифов позволило установить, что в мифах различных народов мира при чрезвычайном их многообразии целый ряд основных тем и мотивов повторяется. Почему и в чем проявляется сходство мифологических моделей мира различных народов[11]?
Терминологический словарь
Антропогенез - процесс становления человека как биологического вида.
Архаический - древний.
Архантроп - древнейший человек.
Архетипы культурные - базисные элементы культуры, формирующие константные модели духовной жизни.
Керамика - изделия из обожженной глины с минеральными добавками.
Космогонические мифы -мифы о происхождении мира Вселенной.
Мегалитические сооружения (мегалиты) - первобытные сооружения из огромных необработанных или полуобработанных каменных глыб (менгир, дольмен, кромлех).
Мезолит -средний каменный век.
Неолит - новый каменный век.
Палеолит - древний каменный век.
Петроглифы - наскальные изображения.
Социогенез - процесс становления человеческого общества.
Терракота - неглазурованные керамические изделия из цветной (желтой или красной) глины пористого строения.
Контрольные вопросы
1. Раскройте смысл утверждения: "человек - символическое животное".
2. В чем состоит культурное значение верхнего палеолита?
3. Существует утверждение о том, что именно первобытная культура и общество заложили основы современной цивилизации. Докажите или опровергните этот тезис.
4. Чем объясняется парадокс палеолитического искусства: отношение к человеку - преимущественно животное, в отношении к зверю - больше человечности.
5. Почему искусство неолита по сравнению с палеолитическим искусством приобретает более "условный" характер?
6. Какие изменения в культуре последовали в период неолита?
Контрольные задания
1. Генезис культуры: основные концепции.
2. Палеолитическая живопись.
3. Первобытные формы религии. Проблема происхождения.
4. Неолитическая революция: сущность, причины и последствия.
5. Магия как основа духовной культуры верхнего палеолита.
6. Особенности архаической культуры.
7. Миф как способ миропонимания в первобытной культуре.
8. Наследие первобытной культуры.
Тема № 2
Культура древних цивилизаций Ближнего Востока.
План семинара
1. Религия древнего Египта и Месопотамии (общее и особенное).
2. Этические представления и образ человека на древнем Ближнем Востоке.
3. Письменность, образование и литература в древнем Египте и Двуречье.
4. Научные знания в культуре древнего Египта и Двуречья.
5. Искусство древнего Египта и Месопотамии.
Литература
1. Афанасьева В.К. Шумеро-аккадская мифология // Мифы народов мира. Т.2. - М.,1991. С. 647-б53.
2. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Малая история искусств. Искусство древнего Востока. - М.,1976. С. 29-154, 199-342.
3. Белицкий М. Забытый мир шумеров. - М.,1980.
4. Большаков А.О., Сущевский А.Г. Герой и общество в древнем Египте // Вестник древней истории. 1991. №3. С. 3-27.
5. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1998. С. 52-61.
6. Вейнберг И.П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. - М.,1994.
7. Гладкий В.Д. Древний мир. Энциклопедический словарь. - Донецк.1997.
8. Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство древнего мира. – М.,1989. С.24-145.
9. Древние цивилизации. - М., 1989. С .24-145. Гл.3,5.
10. Замаровский В. Их величества пирамиды. - М.,1986. Гл.5, 6, 7.
11. Иллюстрированная мировая история. Ранние цивилизации. - М.,1995
12. История древнего мира. Ранняя древность. - М.,1989. Лекции 5,14.
13. История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. - М.,1983. Ч.1. Месопотамия, С. 222-232, 293-315.
14. Кардаш А.И. Древний Египет // Вопросы истории. 1996. №2. С. 87-94.
15. Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии. Человек, судьба, время. - М.,1983.
16. Коростоцев М.А. Религия древнего Египта. - М.,1976.
17. Культурология / Под ред. Г.В.Драча. - Ростов-н/Д., 1995. С. 164-168.
18. Котрелл Л. Во времена фараонов. - М., 1982. С. 211-219, 231-242, 256-265, 283-303, 321-328, 334-351.
19. Крамер С. История начинается в Шумере. - М.,1991. С.18-31, 66-73, 90-126, 149-215.
20. Культура древнего Египта. - М.,1976.
21. Культурология / Под ред. А.А.Радугина. - М.,1997. Гл.2.
22. Лирическая поэзия древнего Востока. - М., 1984.
23. Любимов Л.Д. Искусство древнего мира. - М., 1980. С. 49-121.
24. Матье М.Э. Искусство древнего Египта. - М., 1970.
25. Мень А. История религии. В 7 тт. Т.2. Магизм и единобожие. - М., 1991, С. 61-96, 140-158.
26. Монтэ П. Египет Рамсесов. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов. - М.,1989.
27. Нефедов С. Иллюстрированная история древнего мира. - Екатеринбург, 1994.С. 36-62.
28. Оппенхейм А.Л. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизация. - М., 1990. Гл.1,4,5,6.
29. Поэзия и проза древнего Востока / Библиотека всемирной литературы. - М.,1973. С. 23-32, 68-73, 97-112, 115-126, 166-220.
30. Рубинштейн Ф.И. Египетская мифология // Мифы народов мира. Т.2. - М., 1991. С. 420-427.
31. Сказки и повести древнего Египта. - Л., 1979.
32. Страницы истории культуры. Учебное пособие / Под ред. В.А. Надеждиной, У.С. Ахметзянова. Вып. 2. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 1998. С. 4-31.
33. Учебный курс по культурологии. - Ростов-на-Дону, 1996. С. 104-109.
34. Франкфорт Г.А., Франкфорт Г., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. - М., 1984.
35. Хрестоматия по истории древнего Востока. Ч.1. - М., 1980. С.31-36, 39-52, 90-99, 104-107, 185-194.
36. "Я открою тебе сокровенное слово". Литература Вавилонии и Ассирии. - М., 1981.
Методические рекомендации
При самостоятельной подготовке по вопросу "Возникновение древнейших цивилизаций на Ближнем Востоке" следует особое внимание обратить на природно-географические условия формирования культур Египта и Двуречья, помня о том, что это были речные цивилизации. В чем сходство и различие этих условий в Египте и Двуречье? Какие трудности приходилось преодолевать человеку при освоении земель в долине Тигра и Евфрата? Как различия климатических условий повлияли на особенности государственного и социального устройства ближневосточных культур? Обратите внимание на то, что это были государства деспотического типа. В чем особенности древневосточной деспотии? Какой властью обладали цари? Какой степенью свободы обладали жители Египта и Двуречья? Приведите примеры. Существовало ли в этих культурах понятие "личность"? Обоснуйте свой ответ. Как складывались взаимоотношения человека и государства[12]?
При подготовке материала для ответа на первый вопрос семинарского занятия желательно придерживаться следующего плана. Во-первых, нужно попытаться разобраться во множестве египетских божеств и выделить основных - наиболее почитаемых. При этом необходимо учитывать, что мифологические представления древних египтян не обладали стройной логикой и непротиворечивостью. В различных областях Египта почитались как основные зачастую разные боги. Кроме того, значимость тех или иных богов могла возрастать или ослабевать в различные периоды египетской истории. Далее рассмотрите теогонические и космогонические представления египтян. Обратите внимание на то, что важная роль отводилась магии. Какие специфические черты египетской магии можно выделить? Выясните, как представляли себе египтяне отношения между божеством и человеком? Как боги управляли миром? Из произведений древнеегипетской литературы подберите примеры того, что судьбой человека распоряжается божество.
Проанализируйте религиозную реформу Аменхотепа IV - Эхнатона. Каковы были ее причины? В чем принципиальное отличие культа Атона от других божеств? Какими социально-политическими сдвигами сопровождалась реформа? Почему реформа потерпела неудачу и каковы ее последствия?
Рассмотрите отношения египтян к смерти и загробной жизни. Что такое "ка" и "ба" человека? Известно, что отношение египтян к смерти несколько отличалось от других народов. Им также свойственно представление, что человек обладает тремя душами (какими?). Как эти представления отразились на появлении и развитии некоторых форм египетской культуры[13]? Живое представление о религиозной реформе Эхнатона дают исторические документы[14]. Хорошо показывают связь египетской религии с природными условиями и культурой в целом книга Котреля[15]. Авторы книги "В преддверии философии" (см. список литературы) культуры Египта и Месопотамии рассматривают в сопоставлении.
Существенную помощь окажут статья "Египетская мифология"[16] и раздел, посвященный взаимоотношениям человека и богов в книге И.П.Вейнберга[17].
При подборке материала о религии Двуречья можно опереться на лекцию В.К.Афанасьевой "Шумеро-аккадская культура" /История древнего мира. Ранняя древность, §1, 3; книгу А.Оппенхейма "Древняя Месопотамия" (см. Гл. IV) и небольшие, но занимательные и ярко написанные главы в кн. С.Крамера "История начинается в Шумере" (Гл. 14, 22, 23). Систематическое изложение религии древней Месопотамии дано в статье «Шумеро-аккадская мифология» во II томе издания "Мифы народов мира".
В тесной связи с религией находились и этические представления. Какие сведения о них можно почерпнуть из 125 главы "Книги мертвых"? В древнем Египте впервые отчетливо прослеживается идея о загробном воздаянии. За что награждался и за что наказывался умерший? На каких принципах должны были строиться отношения между людьми? При ответе на второй вопрос, постарайтесь выделить место человека и его отношения с миром природы, миром вещей, миром людей и миром богов. В чем состояло отличие фараонов от других египтян?
В такой же последовательности:
1 вопрос - а) пантеон богов; б) космогонические и теогонические представления; в) взаимоотношения богов и человека; г) представления о загробной жизни.
2 вопрос - а) человек и природа, б) человек и общество, в) человек и боги, г) нравственные нормы и идеалы следует изучить культуру Месопотамии. В завершение сопоставьте религиозные и этические представления Египта и Двуречья. Какие общие черты можно выделить, в чем находите различие?
Чтобы представить себе духовный мир древневосточного человека, его нравственную культуру лучше всего обратиться к историческим источникам[18] и монографиям[19].
Отвечая на третий вопрос, объясните суть таких видов древней письменности как пиктография, идеограмма, идеограмма, иероглифика. Какие материалы использовались для письма в Египте и Месопотамии? Как было организовано образование этих стран, какую цель оно преследовало, и какое место в обществе занимали овладевшие письменностью, какие функции они выполняли?
Какие жанры литературы существовали в древности? Какова их тематика? Кому были адресованы литературные тексты? Назовите наиболее известные произведения древних египетской и шумеро-аккадской литератур. О чем они повествуют? Каких любимых литературных героев древних можно назвать? Поиск литературы по данному вопросу не составит особых трудностей. В выше перечисленных изданиях и ряде других указанных в списке имеется достаточно обширная информация. Можно добавить, что именно шумерской литературе посвящены страницы указанной в списке книги История древнего Востока, Ч. 1. В "Поэзии и прозе древнего Востока" имеются хорошие статьи как по египетской, так и по шумеро-аккадской литературе. "История древнего мира. Ранняя древность" содержит легко усваиваемый материал по указанному вопросу.
В четвертом вопросе опишите представления египтян и народов Двуречья в области медицины, математики, астрономии. Зачатки каких наук можно выявить на древнем Востоке[20].
При подготовке пятого вопроса постарайтесь обозначить следующие составляющие означенной темы:
1) Архитектура: мастаба, ступенчатые гробницы, пирамиды, древнеегипетский храм как модель мироздания, виды колонн, аллея сфинксов, синтез архитектуры и изобразительного искусства, гражданская архитектура.
2) Скульптура: религиозно-мифологические представления как основа образного мышления в скульптуре, утилитарно-магические ритуальные функции скульптуры, виды культовых статуй, место статуи в архитектурных ансамблях, функции и назначение сфинксов, связи скульптуры, росписи и словесные искусства, сложение скульптурных канонов в Древнем царстве, эволюция скульптуры, изображение человеческих чувств в Новом царстве (амарнское искусство); художественные приемы, выражающие идею вечности.
3)Рельефы, росписи: утилитарно-магическое назначение росписей и рельефов в гробницах, темы и сюжеты, виды рельефов, виды росписей, краски и символика цвета, особенности пространственных построений, взаимосвязь пиктографической, иероглифической письменности и изобразительного искусства.
Читая об искусстве Месопотамии, обратите внимание на особенности храмов. Что они из себя представляли? Что мастера древнего Двуречья изображали на рельефах? Какими особенностями обладает скульптура? Какие произведения прикладного искусства дошли до нашего времени? Помимо специальной литературы, посвященной искусству Египта и Двуречья, интересную информацию содержат книги В.Замаровского и П.Монтэ, указанные в списке.
Терминологический словарь
Великая Восьмерка- восемь главных божеств гермопольского цикла (Гермополь - столица XV нома в древнем Египте), представленный четырьмя парами (имперсональных, недифференцированных) мужских и женских образов, олицетворяющих абстрактные силы первобытного хаоса, его элементы; связанные друг с другом актом творения: Нун (хаос), Ху (пространство), Кук (сумрак, тьма), Амон (сокровенность).
Великая Девятка - девять главных божеств гелиопольского цикла (Гелиополь - столица XVIII нома в древнем Египте), который получил самое широкое распространение и был принят официальной версией. Гелиопольский цикл связывает в единую систему культ Осириса с космогонический теорией, выводя полную генеалогию богов: Атум-Ра; - Шу (воздух) и Тефнут (влага); Геб (земля) и Нут (небо); Сет, Осирис, Исида, Нефтида.
Гипостиль - колонный зал. (франц.— врезанный). Техника углубленного рельефа, при которой изображение лежит ниже плоскости фона или на одном уровне с ним, а линии контура врезаны вглубь. Рельеф практиковался в древнем Египте.
Зиккурат - многоярусное (трех или семи) здание из сырцового кирпича с храмом главного божества наверху.
Иероглифическое письмо - древнейшая система знаков письменности, сложившаяся в Египте на рубеже IV и III тысячелетий. Условная форма знаков восходит к рисуночным изображениям.
Корона - белая - царский головной убор кеглевидной формы, символ Верхнего Египта.
Корона - красная - царский головной убор цилиндрической формы с загнутым пером, символ Нижнего Египта. Кенатаф - ложная гробница - погребальное сооружение, не содержащее тела умершего.
Мастаба - в Египте гробница с прямоугольным основанием и слегка наклоненными стенами.
Ном - наименование округа в древнем Египте.
Номарх - правитель нома.
Осирические статуи - канонизированный тип изображения фараона в виде бога Осириса со скрещенными на груди руками и с его атрибутами - жезлом и плетью, но при этом с портретными чертами данного фараона.
Палетка - пластинка из камня, используемая в древнем Египте для растирания красок. В форме палеток делались победные стелы.
Пиктография - древнейшая форма письменности: изображения предметов, событий, действий с помощью схематических рисунков.
Пилон - массивные трапециевидные башни, оформлявшие вход в храм в Египте.
Сераб - в Египте святилище в гробнице для заупокойных статуй умерших.
Стела - каменная вертикальная плита, содержащая текст или рельефные изображения.
Урей - в Египте - царская эмблема в виде змеи кобры на головных уборах богов, фараонов и цариц, а также в скульптурном декоре зданий.
Шеду - добрый гений - хранитель, обычно имеющий облик животного. В Месопотамии - статуи человекоголовых львов и быков, охраняющих входы во дворцы.
Контрольные вопросы
1. Как отразились природно-географические условия древнего Египта и Месопотамии на представления о богах? В чем отличие египетских богов от богов Двуречья?
2. В чем состоит различие между фараоном древнего Египта и царем в древней Месопотамии?
3. Можно ли Египет и государства Двуречья назвать теократическими? Почему?
4. В чем отличие пирамид от зиккуратов?
5. Почему астрология получила большее развитие в Месопотамии, чем в Египте?
Контрольные задания
1. Материальная культура и научная мысль в древнем Египте.
2. Религия древнего Египта: боги и происхождение мира.
3. Земная и загробная жизнь по представлениям древних египтян.
4. Письменность и образование в Египте и Месопотамии.
5. Сюжеты и образы древнеегипетской и месопотамской литератур.
6. Искусство и ремесла в древнем Египте.
7. Пирамиды и храмы древнего Египта.
8. Образ человека в культуре древнего Ближнего Востока.
9. Религия древней Месопотамии.
10. Литература Древнего Двуречья.
11. Искусство Древнего Двуречья.
Тема № 3