Урок № 29. Ц. Топелиус. «Солнечный луч в ноябре».
Цели:1. Формирование умения анализировать художественный текст.
2. Развитие чувства художественного слова.
3. Развитие умения составлять план текста, делать словесные рисунки.
4. Закрепление умения пересказа по плану.
5. Формирование желания делать добрые дела и совершать добрые поступки.
Сказка Ц. Топелиуса очень поэтичная, образная, поэтому особое внимание при работе с ней необходимо уделить анализу художественных средств и приёмов создания образов.
В первой части сказки, когда автор описывает изменения в природе в ноябре, он создаёт целое художественное полотно, уделяя внимание живой и неживой природе.
Очень важно увидеть вместе с детьми каждую составляющую этой большой картины поздней осени, чтобы ощутить её поэтичность и неповторимость.
Первая картина осени, изображенная автором — подготовка муравьев к зиме. Описание этой картины перечитывает один из учащихся, а учитель предлагает сделать к этой картине словесный рисунок и постараться ничего не упустить из того, что описывает писатель.
Таким путем выборочного чтения и словесных рисунков ребята описывают осеннюю землю, траву и лиственные деревья, сосны, работу ветров, замерзающие волны.
Следующий этап работы с данным отрывком текста — определить самые поэтичные строчки (это уже и проверка домашнего задания), а затем показать, что особенно привлекло в этих эпизодах текста: например, иней на земле сравнивается с семью миллионами жемчужин; стебельки трав и деревья оделись в темные, печальные платья (использование приема одушевления); ветры — получают определение — «резвые сыновья воздуха» и тоже изображены как живые существа (прием персонификации, одушевления). Этот же прием использован автором и при описании волн, которые «напевали у берегов свою, грустную песню», «...заснули под твердым ледяным покровом».
Кроме того, важно выявить и настроение, которое создано описанием осени, и найти слова, которые подчеркивают печаль, грусть, замирание природы.
Следующая часть текста — появление Солнечного Луча и встреча с ним разных героев.
«Давайте проследим по тексту, с кем встретился Солнечный Луч и как его принимали на земле»,— говорит учитель.
Четвероклассники читают последовательные описания встречи Солнечного Луча с недовольными муравьями, с замерзающим кузнечиком, с веселыми школьниками, с девочкой, посадившей отросточек мирты, со старушкой, искавшей ключи.
В этой части текста важно подчеркнуть и то, каким был Солнечный Луч по отношению к тем, с кем он встречался. Ведь недаром автор называет его «добрый Солнечный Луч», потому что он творил добрые дела, всех радовал и веселил.
Особое внимание необходимо уделить последнему абзацу сказки, в котором Цакариас Топелиус ненавязчиво, мудро призывает своих читателей стремиться совершать добрые дела, и «если тебе удалось хоть немного утешить или развеселить кого-нибудь, ты можешь считать, что сделал хорошее дело».
Не станет «дидактическим хвостиком» предложение учителя вспомнить хорошие дела, которые дети совершили за прошедшую неделю, кого обрадовали, кому помогли словом или делом. Этот разговор с четвероклассниками будет педагогически оправдан, ибо литература была, есть и будет вечным нашим учебником жизни. И она, конечно, не абстрагируется от дня сегодняшнего, а тем более литература классическая остаётся непреходящим нашим духовным достоянием.
Такая подробная работа с текстом позволит учащимся без труда составить его план. Он может быть и более сложным, например:
1. Природа поздней осенью.
а. Муравьи,
б. Травы, деревья,
в. Ветры,
г. Море.
2. Встречи с Солнечным Лучом в ноябре.
а. Муравьи,
б. Кузнечик,
в. Школьники,
г. Девочка,
д. Старушка.
3. Готовность Солнечного Луча к добрым делам.
Примерно такой план ребята могут записать дома себе в литературную тетрадь и подготовят по нему пересказ сказки.
Если на уроке ещё остается время, то подробный пересказ по плану можно уже начать делать «цепочкой».
Другим вариантом окончания урока может стать чтение и анализ «Жемчужин народной мысли».
Следующие четыре урока литературного чтения будут посвящены знакомству с творчеством Сельмы Оттилии Лагерлёф и главами из её книги «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».