Мир детства в произведениях И. Пантелеева

План:

1. Страницы жизни и творчества писателя (электронная презентация).

2. Нравственная проблематика повести «Голубые звезды». Этапы становления личности. Своеобразие лирического пейзажа.

3. Мир детства в повести «Чужой». Судьба Леньки Сизова. Антиномия «свой – чужой» в повести. Образ дома и его символическое значение.

Основная литература

1. Бахор, Т. А. Бахмутова, Т. В., Заяц, М. Н., Гончар, Н. Л. Методические указания к изучению рассказа И. Пантелеева «Голубые звезды» в школе (для студентов-практикантов) \ Т.А. Бахор, Т.В. Бахмутова, М.Н. Заяц, Н.Л. Гончар // Образование и эпоха: международный учебно-методический сборник/ Под общ. ред. О. Кирикова.- Вып. 2.- Воронеж, 2007- С. 218-126.

2. Человек и природа в произведениях писателей Красноярского края: электронная рабочая тетрадь / Авторы- составители Бахор Т. А., Бахмутова Т. В., Ковалева О. А. и др.- Лесосибирск, 2008.

Дополнительная литература

1. Литература Красноярского края: программа для средней общеобразовательной школы // http: // www. legis. krsn. ru

2. Пропп, В. Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки / В.Я. Пропп. – М., 1998

Методические указания

1. При подготовке электронной презентации «Страницы жизни и творчества И. Пантелеева» следует использовать биографическую справку, сообщающую об основных событиях в жизни писателя.

Иван Иванович Пантелеев (1924-1994) родился 2 июня 1924 года в деревне Мельничное Ирбейского района Красноярского края. После окончания школы уходит на фронт, где печатается во фронтовых газетах. После войны работал на железной дороге и одновременно с 1950 г. учился в литературном институте имени А. М. Горького в семинарах Валентина Катаева и Константина Паустовского. Помогла освоить писательское мастерство и работа в книжных издательствах: сначала редактором в Хакасском, потом – директором Красноярского. И. И. Пантелеев – один из самых читаемых и любимых в Сибири детских писателей. Юному читателю известны его книги «Голубые звезды», «Лебеденок», «Синий снег», изданные в Красноярске.

2. При осмыслении повести «Голубые звезды» обратитесь к фрагментам статьи Т.А. Бахор. Соотнесите свое представление о прочитанном произведении с точкой зрения исследователя.

«Первая глава рассказа И. Пантелеева выполняет функцию экспозиции. Начинается она с пейзажной зарисовки, характеризующей не только место действия (берег реки Агул), но и отношение к окружающему миру Николки, главного героя этого произведения, мальчика 10-11 лет: «У самого берега вода в Агуле прозрачная, вроде бы желтоватая – каждую песчинку на дне видно, дальше кажется голубоватой, а еще дальше – почти зеленой. И чудится Николке: ворошатся на дне камни-голыши, и непролазный тальник на том берегу, и редкий кедрач на склоне серой с рыжими проплешинами горы, и кудлатые облака, будто зацепившиеся за голые макушки одиноких лиственниц - сухостоин, медленно плывут вверх по течению». Как видим, мальчик видит мир вокруг, выделяя отдельные, единичные явления и предметы, потому что каждый из них значим и дорог для героя. Пространственные координаты данной пейзажной зарисовки важны для характеристики мировоззрения Николки. Взгляд мальчика движется снизу вверх: от песчинки и камней – голышей на дне Агула к тальнику на берегу реки, от него – к кедрачу и лиственницам, а далее – к кудлатым облакам. Мальчик воспринимает мир в единстве земного и небесного.

Эта пейзажная зарисовка открывает и другую сторону характера героя: для Николки окружающий мир оказывается живым, подобным человеку, антропоморфичным: «со сдержанным ворчанием мчится Агул». «Агул гневно рокочет, будто сердится», звезды «смотрят на землю…, точно чему-то удивляются». Так мальчику открываются многочисленные связи, которые пронизывают мир людей и мир природы.

Авторская концепция жизни воплощается и в представленных в этой главе внесюжетных компонентах композиции, легендах и «рыбацких побасках». Первая из них – легенда об Агульском озере, из которого вытекает Агул. Николка мечтает о том, что, «когда вырастет, тоже побывает на озере и обязательно разузнает, отчего вода в нем все время стоит на одном уровне, почему оно такое глубокое- глубокое, что дна достать невозможно, и какие такие удивительные рыбы водятся в озере, что самые старые рыбаки не знают, как они прозываются». В этой «побаске» воплощена мысль не только о безграничности мира, но и о бесконечности человеческого познания. Правда, для того, чтобы открыть эту истину, людям необходимо оставить обыденные, привычные дела и проделать сложный подъем в Саянские горы. Как видим, образ восхождения к горному озеру имеет здесь не только прямое значение, характеризуя художественного пространства рассказа, и иносказательное, аксиологическое , отражая позитивную оценку приобретаемого рыбаками знания.

Герои повести И. Пантелеева тоже оставили промхоз и ушли рыбачить, и это действие в контексте рассказа приобретает также иносказательный смысл. Чтобы добраться до гор, необходимо победить Агул, который представлен в рассказе и как враг, и как друг человека. Так, река оказывается преградой, мешающей героям приобщиться к высоким истинам: «…вверх по Агулу.. не всякий рыбак рискует плавать, потому что там сплошь огромные валуны и вода бушует – пенится вокруг них,…..свирепые волны швырнут лодку на острие скалы и расшибут вдребезги». Одновременно с этим река изображается как единственно возможная дорога к этим истинам: «Плывешь по Агулу, и кажется: лодка взбирается в гору по широкой водяной дороге. Хорошо!». Агул – друг человека вызывает злобу темных сил: река «гневно рокочет, будто сердится, что темные громады гор подступили к нему вплотную, вот – вот зажмут его в каменные объятия и не пустят дальше».

Образ реки является объединяющим в эйдологической системе рассказа И. Пантелеева. С Агулом так или иначе связаны все события произведения. На берегу реки начинается действие рассказа, на берегу же оно и завершается. Кольцевая композиция повести позволяет писателю показать, как происходит взросление Николки, какие преграды преодолевает он на этом пути.

Мотив противоборства человека и природы – центральный в данном произведении. Он, например, воплощен в картинах ловли отцом и Николкой хариусов, тайменя. Эта борьба завершается победой человека.

Но не всегда так бывает. Исход борьбы человека и животного часто непредсказуем. Это мы видим в сцене столкновения отца Николки с медведем – шатуном, победа над которым стала возможна не только благодаря сноровке Назара Сафонова («…в последнюю минуту собрал он остатки сил, изловчившись, всадил по самую рукоять охотничий нож медвежье брюхо. Зверь и человек в обнимку рухнули в окровавленный снег»). Кто знает, каков бы стал финал этого объятия, если бы не помощь других людей («…часом позже той же тропой шли с промысла промхозовские охотники и наткнулись на Николкиного отца»).

В этой же главе автор дает нам представление и о характере Николки, который любил отца, жалел его и страдал от его пьянства. Однажды подросток, не выдержав насмешек над отцом, ступил в единоборство и одержал верх над долговязым Пашкой, который был старше Николки года на два. Так в характере подростка проявилось стремление, во что бы то ни стало постоять за себя, защитить дорогого человека.

В этой борьбе за отца мальчик опирается на природу, которая помогает отцу проявить лучшие свои качества: «В тайге отец не пил. Наверное, потому…, что кругом такая красота, что не то, что про водку, про все на свете забыть можно. Отец любил тайгу, хорошо знал ее..».

Как видим, первая глава имеет важное идейно-композиционное значение, так как автор акцентирует в ней ключевые для всего произведения мотивы и образы. Сопоставление эпизодов из жизни человека и природы позволяет автору выразить мысль о единстве и всеобщности законов их существования на земле. Легенды и «побаски» являются средством приобщения человека к этим вечным законам, одновременно они воплощают мировоззренческие установки жителей Сибири.

Во второй главе описывается один из этапов взросления Николки, связанный с тайменем, попавшим под винт лодки. Если вначале подросток мечтает похвастаться уловом («вот бы сейчас сфотографироваться и карточку мальчишкам в деревне показать – то-то позавидовали бы…»), то потом ход мыслей его изменяется. Теперь самое сильное желание Николки - избавить отца от обидного прозвища Зорька-шатун и вернуть его доброе имя. Подросток мечтает о том, «как, вернувшись домой, они будут сдавать рыбу, и рыбаки, увидев тайменя, удивленно ахнут, а Василий Павлович, приемщик, скажет: «Ну, Назар Петрович, ты нынче всех за пояс заткнул». И все будут смотреть на отца с почтительным уважением…».

Третья глава описывает встречу отца Николки с городскими рыбаками, один из которых, Сергей Сергеевич, был «каким-нибудь начальником». Композиционно этот эпизод, на наш взгляд, соотносится со встречей старшего Сафонова с шатуном. Нежданно- негаданно встретился отец Николки с этими людьми, которые во всех обстоятельствах стараются подчеркнуть свое положение: « …слушать не желаю. Ты должен…»; «Я помогу мотор … достать …Я вс-се могу…». Как шатун сбил старшего Сафонова с ног, так и эти рыбаки способствуют тому, чтобы, напившись спирта, отец Николки потерял обретенное в тайге самоуважение.

В четвертой главе представлена развязка конфликта Николки с приезжими. Аллегорически автор соотносит этот этап конфликта с грозой, когда «с того берега, из-за гор, темной массой наступали тучи». Известно, что в славянской мифологии «власть над дождем и дождевыми тучами приписывалась представителям иного мира», покойникам, русалкам, бесам и т.д.Так противоборство Николки с городскими рыбаками типологически оказывается борьбой человека с темными силами. Как не побоялся он раньше Пашку Селихова, так и сейчас не испугался подросток пьяного мужика. «О, если бы Николка был взрослым!.. А то он маленький и слабый… И, все равно, не стыдясь горячо прихлынувших слез, он сжал кулаки, подступил к осоловело выпучившему глаза Сергею Сергеевичу: «Вы…вы зачем папку напоили?!.». И хотя победа была достигнута только с помощью верного пса Байкала, Николка все же увел отца из этой компании и не позволил людям «в шляпах» забрать тайменя, который воспринимается мальчиком не только как знак победы человека над водной стихией, но одновременно это знак и вернувшейся к отцу удачи

Как мы выявили при анализе первой главы, для данного рассказа Ивана Пантелеева характерна кольцевая композиция, повторяющиеся компоненты которой указывают не столько на тождество этапов повествования, сколько на их различие. Особенно отчетливо 6-классники это заметят при сравнении 1-ой и 4-ой глав. Действие рассказа начинается и завершается на берегу Агула. В первой главе, зная, что у каждого человека есть на небе своя звезда и что звезды бывают счастливые и несчастливые», Николка уверен: «его звезда счастливая, потому что он очень хочет быть счастливым». В финале произведения Николка понимает, что не звезды определяют счастье или несчастье человека, а сам человек. Поэтому, «может, просто выбрать себе звезду, какая понравится, и назвать своей?»

Знаком взросления подростка является его самостоятельное плавание по Агулу во время грозы. Если в начале рассказа отец везет Николку по реке, то в финале текста, увозя пьяного отца, уже Николка проявляет отвагу и мужество, преодолевая длинные бурные речные перекаты. Так плавание за тайменем становится для подростка процессом его взросления, обретения себя.

Изучение произведения можно завершить выяснением смысла его названия «Голубые звезды». Известно, что «звезда ассоциируется с ночью, но и воплощает силы духа, выступающие против сил тьмы». Рассказ И. Пантелеева и посвящен тому, как в сложных жизненных обстоятельствах проявляет подросток силу духа в борьбе за близкого человека. Как днем «звезд на небе – смотри не смотри – не увидишь», так и в обыденной жизни можно не заметить того, что Николка давно уже совершает взрослые поступки. И это происходит не только тогда, когда он заступается за своего отца, но и тогда, когда мальчик видит его слабости и не скрывает свой жалости к нему».

В своем произведении «Чужой» писатель размышляет над важнейшими проблемами современности: каковы жизненные ценности современного человека? Почему разрушается современная семья? Как выжить подростку в наше сложное время?

Типологически повесть И. Пантелеева примыкает к ряду произведений русской литературы 1980-90-х гг., повествующих о разрушении семьи, о разрыве родовых связей, о девальвации семейных ценностей (Абрамов Ф. «Дом», В. Распутин «Прощание с Матерой», «Пожар» и др.). Российские писатели горестно констатируют гибель родовых связей современного человека как необратимый процесс, грозящий, в конечном счете, смертью всему живому.

Обратите внимание на следующие эпизоды: «Смерть матери», « В больнице», « Ленька на горе», «Приезд бабы Веры», «Пожар». Ряд вопросов, предлагаемых в разделе «Знаете ли вы содержание произведения», направлен на проверку знания учащимися текста, необходимого для характеристики главного героя повести:

Прочитайте фрагмент статьи Т.А. Бахор: «При анализе первого эпизода («Смерть матери») важно обратить внимание учащихся на обстоятельства смерти матери Леньки («расхристанная», «бутылка хрястнулась о никелированную спинку кровати», «тяжелый винный дух вмиг напитал комнату»). Писатель передает атмосферу неприязни к умершей женщине. Особенно ярко это проявляется в использовании эпитета «расхристанный» («растерзанный»), который отсылает читателя к подвигу Христа, свершенному во имя спасения людей. Мать Леньки, попавшая под воздействие алкоголя, сама является источником своих мук.

Неприязненное отношение к молодой женщине видим мы и у окружающих: «…тетка Ливаниха заругалась …»; «Лешая», «Не могла, как люди… дура». Обратим внимание на поведение жителей Заихи, пришедших попрощаться с покойницей: « Бабы горестно вздыхали, блаженно вытирали слезы платком». Используя эпитет «блаженно», повествователь подвергает сомнению искренность их горя: слово «блаженно» родственно слову «блаженный», что, по данным словаря С. И. Ожегова, означает «в высшей степени счастливый».

И только Ленька доведенную хмелем до смерти женщину называет «мамой», и, осознавая страшную потерю, «обреченно плакал, плакал долго и горько, до икоты и, лишь обессилив вконец, затих…». Так уже в первом эпизоде повести Ивана Пантелеева мы встречаем равнодушие большинства сельчан к чужому горю, прикрытое напускным, внешним сочувствием. Никто из них не обратил внимания на несчастного ребенка. И только брат Витька, которого в деревне прозвали «Марьиным недоумком», так как был «на вине замешанный, почувствовал, как плохо Леньке и вызвал фельдшера Саяну Петровну, которая и отправила Леньку в больницу.

Следующий эпизод («В больнице») показывает, как искренне заинтересованы в здоровье и судьбе Леньки «деды-бессердечники»: «ему жилось славно, за ним заботливо ухаживали деды, подкармливали, даже глухой Шубин и тот всегда угощал его чем-нибудь вкусным, домашним». Так И. Пантелеев использует композиционный прием, который заставляет нас вспомнить построение эпопеи Л. Н. Толстого: эпизод разъединенности людей сменяется эпизодом единения. Но в отличие от романа Л. Н. Толстого, в повести И. Пантелеева тенденция к объединению менее выражена, чем тенденция к разъединению.

Попытавшись устроить свою жизнь и натолкнувшись на равнодушие знакомых людей, особенно бывшего отцовского друга Ефрема Евсеича, Ленька отправился в свое заветное место, в пещеру на склоне горы, откуда «вся деревня как на ладони» видна, чтобы осмыслить открывшуюся ему горькую истину: «Доверчиво обнаженное мальчишечье сердце не хотело соглашаться: как это, в своей родной деревне и — чужой! Он что, виноват, что у него умерла мама?.. Нет, что-то не додумали взрослые, не может быть на свете такой несправедливости…».

Пейзаж является важнейшим средством создания художественного образа. В произведениях И. Пантелеева роль пейзажа весьма значительна. Достаточно вспомнить зарисовки Агула и звездного неба в его рассказе «Голубые звезды», лесной грозы в «Лебеденке». В повести «Чужой» также важна роль пейзажа. «Несуразная Заиха», разбросавшая свои подворья как попало, не отличалась красотой: «… вдоль безымянного ручья разбрелись в беспорядке подворья, новые и старые, казенные и частные, всякие». А когда–то эти места привлекли внимание первых поселенцев своей красотой и природными богатствами. Сейчас же «задыхались от пыли и бензиновой копоти и хлипко дрожали от тяжкой поступи лесовозов, тракторов и прочей наступательной леспромхозовской техники столовая, школа, детсад и вечно пустой клуб с пудовым амбарным замком на двери». Люди становились все более и более равнодушными к окружающему миру, забывая о своей ответственности перед ним. Когда тетка Ливаниха ругала поселок («Несуразная наша Заиха»), ни одна из баб не заступилась за деревню, промолчали все.

Деревне противостоит окружающая природа: подступающая с востока гора, на склонах которой множество пещер, растут на ней не только молодые невзрачные березки, но и колючие кусты шиповника, весной - усеянные яркими цветами, а летом - усыпанные спеющими ягодами. Эта красота окружающего мира открывается в повести только Леньке, неравнодушному проявлениям добра и зла в мире, пытающемуся бороться за родной дом.

Иван Пантелеев показывает, как редеет круг близких Леньке людей: умирает дед Леонтьич, увозит баба Вера брата Витьку. Отчим торопится отправить Леньку из родного дома в детдом. В отчаянии Ленька поджигает свой дом, а затем, осознав, что произошло, пытается победить пламя. Собрались соседи и случайные свидетели происшествия, обсуждали пожар, но никто не посочувствовал сироте, «полуголому отрепышу в саже и волдырях с опаленными спутанными волосами и опухшим лицом». И только Люся, санитарка больницы, пыталась добиться людского сочувствия: «Что же это такое делается, а... Люди! Да вы не видите, ли чо ли,— ребенка в больницу быстрей надо!». Так проявляется кольцевая композиция повести: в начале произведения мальчик попадает в больницу; в конце повести Ленка также отправляется в больницу. Вряд ли мы можем ожидать, что в этот раз односельчане будут сочувствовать ему, навещать его. Так замыкается круг одиночества 11-летнего подростка.

Размышляя о героях повести, нельзя не отметить, что они все одиноки: и мать Леньки Сизова, и его отчим, и брат Витька. Дом как знак родовых связей, как знак принадлежности человека семье, прикрепленности земле, как знак причастности его к определенным жизненным ценностям перестал существовать. Он не может быть восстановлен. И даже если у Леньки Сизова будет дом, он будет другим. Так Иван Пантелеев воплощает в повести свое представление о жизни 1970-80-х гг. как периоде разрушения традиционных ценностей русской семьи.

3. Размышляя о персонажах повести «Чужой» (ребенок теряет одного из родителей, второй – спивается, перестает заниматься детьми, порядок в семье пытается навести бабушка…), нельзя не вспомнить картины другого детства- Вити Потылицына, героя автобиографических произведений В. П. Астафьева (« Перевал», «Последний поклон»). Сходство наблюдается не только в характере главного героя - подростка, но и в характере представительниц старшего поколения, Бабы Веры («Чужой») и Катерины Петровны («Последний поклон»). Хотя бабу Веру жители Заихи не называли «генералом», как Катерину Петровну, но, сравнив ее с солдатом, признали право этой «грозной» «настырной старухи » сделать без очереди покупки в сельском магазине. Напоминает Катерину Петровну баба Вера и неумением сидеть без дела и своим отношением к огороду – кормильцу семьи. Как герои «Последнего поклона» верили, что с Катериной Петровной не пропадут, «лишь бы она не сдала, не свалилась» ( «Ангел- хранитель»), так и в повести И. Пантелеева баба Вера – опора многодетной семьи: «У дочки живу. У ней три девчонки да мальчишка Димка по четвертому году, а мужа-то нету — один помер, а другого выгнала — потаскун да пьяница оказался. Одной-то ей с ребятишками маята — не управиться. Я у ней вроде как нянька — помогаю детишек ростить. А сейчас вот еще Витька на мою шею…». Правда, помогая дочери, отказалась она от попытки спасти своего сына, советуя Леньке: «Только за отчима, сынка моего неладного, держаться не след — сгинешь. Ему самому нянька требуется… ». Забрав Витьку, уезжает она из Заихи, оставив Леньку со своим непутевым сыном, от которого сама ничего хорошего не ожидает. В отличие от астафьевской героини Катерины Петровны, хранительницы семейного очага, у бабы Веры нет собственного угла: «Своего-то дома у меня нету — сгорел в одночасье. Строить новый силов нет и нужды особой». Возможно, поэтому она не задумывается о привязанности Леньки к родному дому.

Так, к финалу повести Ленька остается еще более одиноким, чем в начале произведения. И. Пантелеев не оставляет читателю надежды на то, что Ленька после больницы может вернуться в родную деревню: ему некуда и не к кому возвращаться».

Соотнесите свое понимание повести с трактовкой исследователя.

Занятие №

Тема:

Наши рекомендации