II. Тема творчества и любви в романе
1. Лекция учителя
Читатель подводится ко второй части призывом рассказчика: «За мной, читатель!». Этим же призывом открывается вторая часть романа: «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!
За мной, читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!». Кстати, глава 19 называется «Маргарита», она и есть главная героиня второй части.
— Как связаны темы любви и творчества?
Мастер рассказывает Ивану свою историю. Это и история романа о Пилате и история любви. Маргарита — земная, грешная женщина. Она может ругаться, кокетничать, она женщина без предрассудков. Чем же Маргарита заслужила особую милость высших сил, управляющих Вселенной? Маргарита, вероятно, одна из тех ста двадцати двух Маргарит, о которых говорил Коровьев, знает, что такое любовь.
История любви Мастера и Маргариты связана со сменой времен года. Временной цикл в рассказе героя начинается с зимы, когда Мастер еще в одиночестве поселился в подвальчике и принялся «сочинять роман о Понтии Пилате». Затем наступает весна, «оделись в зелень кусты сирени». «И вот тогда-то, весной, случилось нечто гораздо более восхитительное, чем получение ста тысяч», — Мастер встретил Маргариту. «Золотой век» любви длился для героев, пока «шли майские грозы и... деревья в саду сбрасывали с себя после дождя обломанные веточки, белые кисти», пока шло «душное лето». Роман Мастера «был дописан в августе», и с наступлением осени в природе наступила осень и для героев. «В половине октября» Мастер заболел: ему показалось, что «осенняя тьма выдавит стекла, вольется в комнату и он «захлебнется в ней». Герой сжег рукопись романа и в тот же вечер был арестован по доносу Алоизия Могарыча. Возвращается Мастер к своему подвальчику, где уже живут другие, зимой, когда «сугробы скрыли кусты сирени» и герой потерял свою возлюбленную. Новая встреча Мастера и Маргариты происходит в мае, после бала весеннего полнолуния.
Любовь — второй путь в сверхреальность, так же, как творчество, ведет к постижению «третьего измерения». Любовь и творчество — вот что может противостоять вечно существующему злу. С любовью и творчеством связаны и понятия добра, прощения, понимания, ответственности, истины, гармонии. Во имя любви Маргарита совершает подвиг, преодолевая страх и слабость, побеждая обстоятельства, ничего не требуя для себя.
2. Анализ сцены бала у Воланда (глава 23), сцены прощения Фриды (глава 24).
Образ мастера позволяет Булгакову поставить проблему ответственности творца за свой талант. Мастер наделен способностью «угадать» истину, прозреть сквозь толщу веков образ подлинной человечности. Его дар может спасти людей от беспамятства, от забытой ими способности творить добро. Но Мастер, сочинив роман, не выдержал борьбы за него, отказался от своего творения, сжег его, не принял подвига.
Маргарита дорожит романом больше, чем Мастер. Силой своей любви спасает Маргарита Мастера. Он обретает покой. Ведь с Маргаритой связан и любимый Булгаковым образ дома, семейного очага. С темой творчества и темой Маргариты связаны истинные ценности, утверждаемые автором романа: свобода личности, милосердие, честность, правда, вера, любовь.
III. Проверка знаний учащихся. Тест — см. Приложение в конце книги
Домашнее задание
Подготовиться к сочинению.
Уроки 6—7 (67—68)
Сочинение по роману «Мастер и Маргарита»
Темы:
1. Всепобеждающая сила любви и творчества.
2. Тема ответственности в романе «Мастер и Маргарита».
3. Христианская проблематика в романе.
4. Истинные и мнимые ценности в романе.
5. Добро и зло в романе.
Тезисный план сочинения на тему
Тема ответственности в романе М. А. Булгакова
«Мастер и Маргарита»
I. Введение
— сложность и многообразие идейной проблематики романа «Мастер и Маргарита»: христианская проблематика, проблема отношений человека и власти, проблема свободы и ответственности;
— что мы понимаем под «ответственностью»; взаимосвязь свободы и ответственности.
II. Основная часть
Тема ответственности решается в двух планах: в сегодняшнем и в вечном:
1. «Московский» мир романа:
1.1. Герои, лишенные чувства ответственности, равнодушные ко всему, кроме собственной персоны:
— за что ответил Берлиоз (воинствующий атеизм Берлиоза, его самоуверенность, компромисс с властью и с собственной совестью);
— наказание «мелкого зла — воздаяние за пакости людям, обделенным нравственностью (Никанор Иванович, Степа Лиходеев, критики Латунский и Лаврович);
— проблема добра и зла в романе (воздает людям «по делам их» Воланд со своей шайкой);
1.2. Герои, способные принять на себя ответственность:
— Иванушка Бездомный, пообещавший «никогда больше не писать», переосмысливший свою жизнь; Мастер, ощущающий груз ответственности за свое творчество и за свою любовь;
— Маргарита, самоотверженно борющаяся за Мастера и его роман; наделенная высшим чувством ответственности (эпизод с прощением Фриды на балу у Воланда).
2. «Ершалаимский» мир романа:
2.1. Понтий Пилат, обреченный на муки совести за свою слабость (когда решалась судьба Иешуа, он «умыл руки»). Пилат искупает свою вину в вечности.
2.2. Иешуа, воплощающий наивысшую степень ответственности, взявший на себя все грехи человечества.
2.3. Особенности трактовки образа Иуды (его московский двойник Алоизий Могарыч).
3. Постановка Булгаковым сложнейших философских проблем и «объемное» изображение, метод «проекции», позволяющий осознать проблему ответственности как одну из вечных и не преходящих.
III. Заключение
Тема ответственности в других произведениях Булгакова: ответственность ученого за свое дело — профессора Персикова в «Роковых яйцах» и профессора Преображенского в «Собачьем сердце»; ответственность человека за свою семью, за своих друзей, подчиненных, за свою страну — Най-Турс, Турбины и их друзья в «Белой гвардии».
Автобиографический аспект проблемы ответственности: ответственность самого Булгакова за свое творчество.