Применение художественной литературы на уроках истории
Художественная литература, привлекаемая на урок, помогает конкретизации исторического материала и формированию у учеников ярких образов прошлого, являющихся составной частью их исторических представлений. Художественная книга позволяет поддержать внимание учеников, способствует развитию интереса к предмету. Фрагменты произведений учитель привлекает, чтобы ввести учащихся в историческую обстановку или воссоздать колорит эпохи, дать картинное или портретное описание. Условно художественную литературу подразделяют на две большие группы. Это литературные источники изучаемой эпохи и историческая беллетристика. К источникам исторических знаний относятся произведения, авторы которых являются непосредственными свидетелями или участниками описываемых событий. Они создают своеобразные документы эпохи, которые служат для познания прошлого. Эти источники не всегда понятны ученикам, и на уроке используются лишь фрагменты, заранее отобранные учителем. Так, обращаясь к старейшему памятнику древнерусской литературы конца XII в. «Слову о полку Игореве», учитель помогает ученикам уяснить призыв неизвестного автора к русским князьям прекратить усобицы и объединиться в борьбе против общей опасности — внешнего врага. К исторической беллетристике принадлежат художественные произведения об изучаемой эпохе, созданные писателями более позднего времени. Книги исторической беллетристики, «реконструирующие» историческую действительность, написаны на основе научного исследования прошлого, изучения исторических источников, научных исследований и монографий. Обогатив себя историческими знаниями, автор воссоздает историческое прошлое в форме художественного произведения. Так появились на свет произведения исторической беллетристики Ф.Ф. Шахмагонова «Остри свой меч!» (о борьбе за власть после смерти Ивана Грозного и войне эпохи смуты) Методика работы с художественным произведением. Еще летом при составлении тематического планирования учитель на основе фонда детских библиотек составляет списки книг для внеклассного чтения и подбирает по курсам художественные произведения для углубленной работы в классе и дома. Критерием для отбора служат научная историческая ценность и художественные достоинства книги. Кроме того, учитываются доступность, соответствие возрасту, воспитательное значение книги. Учитель знакомит учеников с рекомендательным списком художественной литературы, показывает некоторые книги из списка и дает краткие аннотации. После этого список желательно вывесить в кабинете истории. Различны приемы использования книги на уроках учителем. Из художественной литературы учитель делает выписки или карандашные пометки на полях собственного собрания книг. Так, для учеников 5—6 классов подбираются фрагменты сюжетного и картинного описания, характеристики исторических личностей, отрывки для персонификации и драматизации событий во время рассказа на уроке. Выборка из книг и включение в рассказ учителя отдельных образов, картин, характеристик бывает и в случае, если произведение в полном объеме по форме и содержанию недоступно ученикам. При подготовке текста художественного произведения к воспроизведению на уроке следует продумать, что менее существенное в отрывках следует сократить, какие сделать связки между ними, какие должны быть переходы. Страницы рекомендуется заложить длинными полосками бумаги, снабдив нумерацией. Долго рассказываемый или читаемый фрагмент художественного произведения отвлекает учеников от основной идеи урока. Большие фрагменты надо делать лаконичными, сокращать до минимума. Выдержки из произведений должны быть краткими, меткими, «бьющими в цель». На уроках ученики анализируют историческое произведение с позиции соответствия его исторической науке; рецензируют; самостоятельно работают над текстом книги, подбирая примеры, составляя аннотации. В аннотации им предлагается учитывать следующее: 1. Эпоха (период), событие (явление), отраженные в произведении. 2. Наиболее важные и яркие события произведения. 3. Исторические и типические персонажи и коллизии, происходившие с ними. 4. Отношение автора к описываемым событиям и героям. 5. Каково твое собственное мнение о книге? Каковы, на твой взгляд, художественные достоинства книги? 6. Что узнает читатель из произведения?