Правописание наречий через дефис, слитно и

Раздельно

Упражнение 131

Перепишите, раскрывая скобки, вставляя про­пущенные буквы. Объясните правописание.

I. Поступить (по)товарищески, отнестись (по)дру-
жески, бегать (по)быстрее, строить работу (по) новому,
свободно говорить (по) испански и (по) английски, идти
(по)тихоньку, разделить (по)ровну, нарисовать (по)
красивее, держаться (по)крепче, делать (по) прежнему,
ехать (по) старому, всхлипывать (по) ребячьи, выть
(по) волчьи, вышло (по)нашему, судить (по) вашему
поведению, делиться (по) братски, выполнить (кое) как,
поехать (бы) куда (ни) будь, когда (либо) встретиться.

II. Связать (крепко) накрепко, беседовать (с) глазу (на)глаз, (в) (конце) концовдоговориться, беспоко-иться (по)напрасну, принять (по) родственному, (ма­ло) мальски подумать, продвигаться шаг (за)шагом, выполнить обещание точка (в)точку, быть точь (в)точь похожей на свою мать, волей (не)волей уступить, при­шить шиворот (на)выворот, приехать (нежд…но) (не)(гад…но), случилось (давным)давно.

Упражнение 132

Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

1. (По) осеннему сыпл…т ветер, (по) осеннему шеп-ч…т листья (Ес.). 2. Все (по)францу…ски вслух читает, зап…ршись (Гр.). 3. Соловей уже (не) (по)вечернему, отрывисто и (не) решительно, а (по) ночному, (не) то­ропливо, спокойно, зал…вался на весь сад (Л. Т.). 4. Пусть будет (по)вашему (Ч.). 5. Куда там было (в)старину: все ны(н, нь)че (по)иному (Твард.). 6. Со­баки (по)тихоньку тащили нарты (Обр.). 7. На корявых сучьях (кое)где висели сухие прошлогодние листья (Крут.). 8. Проводник говорит (по)монгольски и (по) кирги…ски, (не)много даже (по)китайски (Обр.). 9. Солнце бл...стало (по)прежнему (Обр.). 10. На губах (не)знакомца (чуть)чутъ промелькнула улыбка удо­вольствия (Кор.). 11. Город (мало) (по)малу расши­рялся во все стороны (Ч.). 12. В воротах показались кони, точь (в) точь как лепят их на триумфальных воро­тах: морда (на)прав…, морда (на) лев…, морда посере­дине (Г.). 13. Автор умеет найти особ…ные слова, кото­рые свеж…, (по)особ…ному выраз…т его мысль (М. Г.).

Упражнение 133

Прочитайте и выделите вводные слова, укажите, для чего они служат. Перепишите, расстав­ляя недостающие знаки препинания, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

1. Так вероятно прошли мы километра три (Арс). 2. Действительно в течение дня погода менялась не­сколько раз (Арс). 3. (По)видимому путешествие при­ближалось к концу (Гайд.). 4. В самом деле уже рас­свело. 5. К (не)счастью частые и сильные дожди мешали успешному ходу путешествия (Прж.). 6. Испуг по поводу пустой на мой взгляд болезни (по) прежнему чувствовался во всей семье (Кор.). 7. В финале хоккей­ного турнира в центре внимания будут бесспорно встре­чи сильнейших (газ.). 8. Захватывающее зрелище пар­ные игры в теннис! В них безусловно привлекает все. (Во)первых почти большинство мячей принимается с лета. (Во) вторых, в парной игре (не) возможно победить без атаки (газ.). 9. (По) моему лучше написать две новые пьесы, чем один раз уступить (Ч.).

Упражнение 134

Перепишите, раскрывая скобки, вставляя про­пущенные буквы. Объясните правописание. При затруднении обра­щайтесь к орфографическому словарю.

I. Помощь (из)вне, расстаться (на)всегда, сохра­ниться (дo) ныне, (от)ныне действовать (по) другому,
отложить на (после)завтра, остаться (до)завтра, све­сти (на)нет, разрезать (на)двое, сократить (в)трое, уменьшить (в) четверо, идти (по) одному, жить (по) прежнему, распродать (по) одиночке, построиться (по)двое, собраться (на)скоро, приехать (из)далека, не говорить (по)пусту, не тратить время (по) пустому, (по) немногу успокаиваться, (с) горяча не заметить, биться (в) рукопашную, (за) частую не обращать внима­ния, говорить (в) открытую, решить (в)общем, рассуж­дать (во)обще, узнать (в)первые, сыграть (в) (ни)чью, (в) (ни) чью комнату не заходил, броситься (в) рас­сыпную.

II. Всего (в)доволь, уходить (во)свояси, (во)очию
убедиться, разбить (в)дребезги, обращаться (запани­)
брата, действовать (и...) (под)тишка, глядеть (и…) (под)
лобья, пошло (на)смарку, сгореть (до)тла, броситься
(в)догонку, сделать (в)отместку, денег (в)обрез, глядеть (в)упор, заметить (к)стати, встать (с)(по)заранку, (чере…)чур горячий, взять (в)охапку, подхватить (под) мышки, решить (с) ходу, попасть (на) лету, жить (за)границей, рассчитать (на)верняка, спрашивать (по)одиночке, читать (под) ряд, измучиться (в)конец, разузнать (и...)подволь, оказаться (на)против, запол­нить (до) отказа, нужно (до) зарезу.

III. Подняться (на)верх, взобраться (на)верх ска­лы, нырнуть (в) глубь, уйти (в) глубь леса, (в) век не забыть, (в)век пара и электричества, (в) начале не за­метить, (в)начале века, смотреть (в)даль, смотреть (в)даль морскую, всматриваться (в)даль, быть (нали­цо, глядеть (на) лицо вошедшего, запомнить (на) век, прийти (тот)час, собраться (на)кануне.

IV. Разбить (в)пух и (в)прах, подняться (на)дыбы, стать (в)тупик, решить (в)последствии, отметить (в) заключение, сказать (в)насмешку, поднять (на)смех, сделать (на)спех, прикинуть (на)глазок, (на)редкость удачный, поработать (на)славу, подарить (на)память, ударить (с) размаху, налететь (с) разбегу, сказать (в)сердцах, (на)днях выезжать, работать (без)устали.

Упражнение 135

Перепишите, раскрывая скобки, вставляя про­пущенные буквы. При затруднении в правописании наречий обра­щайтесь к орфографическому словарю.

I. 1. Скоро всё (в)дали степной сокрылось (Я.). 2. Ветер выл уныло, и с ним (в)дали, во тьме ночной перекликался часовой (П.). 3. На берегу пустынных волн стоял он, дум великих полн, и (в)даль глядел (П.). 4. Я молчу, глядя (в)даль моря (М. Г.). 5. Влево, бес­конечно далеко (в)глубь, расстилались засеянные поля (М. Г.). 6. С окраины мы опять повернули (в)глубь города (Обр.). 7. Был ветер, (в)начале казалось, что горит весь город. 8. (В)начале жизни школу помню я (П.). 9. Аллея почти (в)сплошную покрыта лужами (Ч.). 10. Орудийная перестрелка превратилась (в)сплошную канонаду (Степ.). 11. Он сложил теле­грамму (на)двое (Фед.). 12. Устроена была дневка (на)двое суток (Прж.). 13. (На)завтра, в понедельник, был назначен экзамен (Ч.). 14. (Не)откладывай (на) завтра того, что можешь сделать сегодня (Посл.). 15. Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть (по) одиночке (Ок.).

II. I. Настя (в)тайне исправляла должность поч­тальона (П.). 2. Прошу вас сохранить все это (в)тайне. 3. Улика (на)лицо и зап…раться поздно (Кр.). 4. Я (по)прежнему такой же нежный (Ес.). 5. (В)трое, каждый станок и верстак, работу свою увели(ч,чь) (М.) 6. Хозяйкин глаз (по) всюду нужен: он (в) миг за­метит что (н…)будь (П.). 7. Пламя с оглушительным треском бл...снет к небу, осл…пит (на)миг (Бун.). 8. Бы­вают странны сны, а (на)яву страннее (Гр.).

III. 1. И скажу я (без)утайки, приведись мне там
идти, я хотел (бы) к той хозяйке постуча(т, ть)ся по
пути. 2. Взвод на правом берегу жив-здоров (на) зло
врагу! 3. Ехал Теркин без дорог. И держал его (в)об-нимку хлопец - баш…ный стрелок. 4. Есть где ехать (в)даль и (в)ширь. 5. Через реки и реч…нки, по мостам, и (в)плавь, и (в)брод, мимо, мимо той сторонки шла дивизия (в)перед (А. Твардовский).

IV. 1. И (по)дружески, любя, Теркин, будь уверен -
я дурного для тебя делать (не) намерен. 2. (В)верх и
(в)верх пошли тоннели. 3. Повернули с тротуара
(в)глубь задворков за углом. 4. (В)миг от грохота
и гула онемело все (во)круг. 5. И последнюю проверку
применяя, тот (же) лист он читает (с) низу (к) верху, а не только (с)верху (в)низ. 6. Смерть - она всегда (в)запасе, жизнь - она всегда (в)обрез (А. Твардов­ский).

Упражнение 136

Перепишите, раскрывая скобки и расставляя в конце предложений недостающие знаки препинания. Местоименные наречия подчеркните.

1. Вода в заливе имеет чрезвычайную соленость и плотность, (по) чему удары волн гораздо сокруши­тельнее, чем в море (Пауст.) 2. Наш адмирал велел держать ближе к Африке, и (по)тому мы почти (не) вы­ходили из 14 и 15° западной долготы (Гонч.) 3. (От) чего пальба и крики и эскадра на реке (П.) 4. Из легко­го тумана выступил белый железнодорожный мост, мост далекий и (от)того казавшийся призрачным (С.-Ц.) 5. (От)того института до нашего совсем близко 6. (По) этому проселку движение запрещено, поедем (по) тому, где ехали в прошлый раз 7. Утром надо вставать часа в три, а (по)этому мы и залегли спать (по)раньше (М.-С.) 8. (За)чем он пугал меня Какую цель преследо­вал (Горб.) 9. Сказки у него [Обломова] смешались с жизнью, и он бессознательно грустит (под)час, (за) чем сказка (не)жизнь, а жизнь (не)сказка (Гонч.)

Правописание предлогов

Упражнение 137

Прочитайте и выделите предлоги. Объясните их правописание. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, рас­крывая скобки. Предлоги подчеркните. Сделайте их морфологический разбор: назовите часть речи, отметьте, производный предлог или непроизводный, с каким падежом употреблен.

1. Утром я проснулся от говора людей. 2. Над всем нашим биваком кружились тучи мошки. 3. На месте костра (по) верх золы лежал слой мошкары. 4. (В) верху сквозь просветы между деревьями виднелось небо. 5. (В)продолжени… похода мы два раза переплывали через реку. 6. На вершине хребта р…стет лес крупный, чистый, (в)следстви… чего наше продвижение проис­ходило довольно быстро (В. К. Арсеньев).

Наши рекомендации