Дискуссионные нетрадиционные формы обучения

 

Нетрадиционные формы обучения по Шаталову В.Ф.

Уроки открытых мыслей – это уроки открытых сообщений, это систематическое чтение отдельных глав из книг, журнальных статей и газетных сообщений, что незамедлительно вызывает ответную реакцию ребят – пробуждается творческая мысль школьника. Чувство собственного достоинства каждого, кто хоть однажды высказал дельную мысль, усиливается тем, что краткое сообщение заносится в летопись открытых мыслей. Иногда решение той или иной задачи, которая выдвигалась на обсуждение, находится через несколько дней, то в этом случае имена тех, кто ее решил, вывешиваются на специальном планшете. А само решение держится в секрете до следующего урока. Если же задача сложнее, то выделяется еще 2-3 недели для ее решения, после чего ее обсуждают на уроках открытых мыслей. Всем правильно решившим хотя бы одну из таких задач вручаются спец.дипломы, их фамилии заносятся в бюллетень научных проблем, а несколько дипломов по совокупности дают право на награждение похвальными грамотами.

Нетрадиционные формы обучения по С.Н. Лысенкову

Комментированное управление:деятельностью класса на уроке руководит не только учитель, но и ученик, сначала сильный ученик, а потом и другие учащиеся, говорит все, что он делал по заданию от начала до конца, и ведет за собой остальных. Комментированное управление позволяет решить не только учебные, но и воспитательные, развивающие задачи. У ребят вырабатывается гармонический, комплексный учебный навык (мыслю, говорю, пишу), создается единый темп работы, общий деловой настрой.

Нетрадиционные формы обучения по Степанищеву:

«Круглый стол»–это семинарское занятие, в основу которого преднамеренно заложены несколько точек зрения на один и тот же вопрос, обсуждение подводит к приемлемым для всех участников позициям и решениям.

Учебное занятие «за круглым столом» состоит из трех этапов: подготовительного; обсуждения проблемы; подведения итогов работы.

1. Выбор темы для обсуждения осуществляется исходя из тематического плана и учебной программы. Тема (вопрос) должна быть неоднозначной, противоречивой, проблематичной (в учебном или реальном плане).

2. Выработка целей занятия. Цели занятия определяются тремя основными положениями:

• углублением всесторонних знаний по теме;

• определением, насколько рассматриваемые вопросы соответствуют целям исторического образования вообще и изучаемой темы в частности;

• прогнозируемым практическим результатом «круглого стола». В цели занятия также входит ориентировка: чему могут (должны) учиться у специалистов учащиеся; насколько специалисты вызовут (могут вызвать) потребность у учащихся выработать уважение к своему делу.

3. Приглашение специалистов. Специалисты приглашаются исходя из содержания вынесенной на «круглый стол» темы. При этом учитывается наличие и различие позиций (точек зрения) у гостей. При обсуждении аграрных вопросов, к примеру, гостями могут стать фермер-единоличник и акционер-аграрий, генеральный директор закупочного ООО и председательакционерного общества-производителя сельскохозяйственной продукции и т.д. Обсуждение «за круглым столом» военной и внешней политики России будет содержательным, если на него пригласить участников Великой Отечественной войны, войны в Афганистане (1979—1989), военных действий на Северном Кавказе | (1994-1996, 1999—2001) и т. д.

 

4.Консультирование учащихся. Консультации носят индивидуальный и групповой характер. Групповые консультации проводятся на начальном и заключительном этапах подготовки "круглого стола". Индивидуальные консультации организуются как по инициативе учащихся, так и учителя.

5.Подготовка помещения. Всем участникам встречи желательно сесть по кругу. Места приглашенных ничем не отличаются от остальных. Все технические средства размещаются напротив экрана. Определившиеся еще в ходе подготовки к занятию микрогруппы вывешивают на стенах за своими стульями плакаты с отражением своей позиции.

6. Разработка плана занятия. План встречи формируется на всем протяжении подготовки занятия. Позиция «Главное ввязаться в бой, а там...» приведет к «барабанному бою», то есть пустому разговору, без пользы.

Чтоможет включать план? Это:

• структура занятия;

• порядок ведения «круглого стола»;

• возможные варианты обсуждения темы;

• вопросыи задачи для создания проблемных ситуаций;

• приемы выявления позиций у отдельных лиц или микрогрупп.

• •приемы сведения сходных индивидуальных позиций в микрогрупповые, а микрогрупповых — в общую;

• порядокзавершения занятия.

7.Обсуждение проблемы.Открытие «круглого стола» должно быть ярким и впечатляющим, ведь от этого зачастую зависит ход занятия Предметом беспокойства учителя является также выявление позиций участников встречи. Кроме того, важно не нарушать принцип справедливости в очередности выступлений и быть готовым к непредвиденным учебным ситуациям. Деятельность ведущего отхватывает решение четырех вопросов "С чего начинать занятие?", «Кому и в какой последовательности давать слово?»; «Что делать, если участники в своих обсуждениях начали повторяться?». Выступает каждая микрогруппа по очереди или их лидеры. При повторах – учитель направляет вопрос в нужное русло.

8. Подведение итогов работы. Это обязательная составляющая завершения занятия за «круглым столом». Включает в себя напоминание целей, задач «круглого стола», характеристику участников по занятой ими позициям, формулирование общей позиции к которой пришли группы, предложения, ориентировка на изучение тех вопросов, которые не нашли должного освещения на занятиях, задание на самоподготовку, слова благодарности приглашенным.

СЕМИНАР-«КАРУСЕЛЬ»- форма семинара, на котором задействуется максимальное число учащихся, целенаправленно перемещающихся с одного учебного места на другое (из трех-четырех мест), где каждый индивидуально выступает в роли то обучающего, то обучающегося, то оратора, то учителя.

В начале семинара-«карусели» учитель определяет рабочие места для индивидуальной работы учащихся. Количество этих мест зависит от количества вопросов, требующих рассмотрения.

Рабочее место 1 - условная или реальная трибуна. Здесь учащиеся будут демонстрировать свои знания посредством устного выступления без каких бы то ни было записей по всем вопросам, начиная с первого.

Рабочие места 2 и 3 -у доски, разделенной чертой надвое. Здесь учащиеся наносят на доску мелом информацию по второму и третьему вопросам (по памяти).

Итак, одновременно приступают к работе три человека (возможен вариант, когда на рабочие места 2 и 3 одновременно выходят по два человека).

Остальные учащиеся имеют задачу:

- следить за выступлением оратора (рабочее место 1);

- быть готовыми задать ему вопросы или дополнить ответ;

- быть готовыми выйти к доске и дополнить информацию по второму и третьему вопросам семинара (рабочие места 2 и 3).

На пользу семинару пойдет предварительное определение оппонентов выступающим с трибуны. Но каждый из них должен иметь задание не вообще слушать и оценивать оратора, а зафиксировать, как он решит ту или иную задачу, не упустит ли важное положение, не пропустит ли дату и т.д.

По завершении выступления оратора ему задаются вопросы, он комментирует их. Ответы на непосильные вопросы оратор готовит за столом. Если вопросы не поступили или учащийся справился с ними, он направляется на рабочее место 2. Бывшему оратору предлагается разобраться с записями товарища на доске и дополнить их мелом другого цвета. Такие же действия осуществляет еще один учащийся на рабочем месте 3.

На трибуне новый оратор. Но обсуждается пока еще первый вопрос.

Наступает момент, когда знания всех учащихся на рабочих местах 2 и 3 иссякли. Тогда в обе микрогруппы добавляется еще по одному человеку. Задачи членов микрогрупп при этом меняются. Первые два учащихся на каждом рабочем месте обучают третьего по своему вопросу до такого уровня, чтобы тот сумел через непродолжительное время выступить с трибуны без использования записей на доске. Таким образом, первыми вышедшие к доске учащиеся вступают в роль учителей, третьими учеников.

Вскоре кто-то из учащихся на рабочих местах 2 и 3 выйдет на трибуну (рабочее место 1). Освободившееся место занимает либо только что завершивший работу оратор, либо кто-то из класса. Один из учащихся-учителей (из тех, кто выходил к доске вторым) подробно обсуждает с ним записи мелом.

Учащийся, вышедший первым к рабочему месту 2, в это время переходит к рабочему месту 3, где превращается в ученика. А там уже завершается подготовка оратора по третьему вопросу и поэтому один из учащихся-учителей приступает к сотрудничеству с гостем, имея целью передать ему знания по третьему вопросу.

«Карусель» продолжается. Очередной оратор переходит от доски к трибуне, его место занимает учащийся из аудитории. Учитель с рабочего места 2 превращается в ученика на месте 3, ученики на рабочих местах 2 и 3 становятся ораторами и т.д.

Что дает такой метод проведения занятий?

Во-первых, в рабочее состояние подпадает гораздо большее, часто втрое-вчетверо, количество учащихся, чем при традиционном опросе, а на сдвоенном уроке - все 100 %.

Во-вторых, каждый вовлеченный в «карусель» учащийся не ограничивается ответом только по одному вопросу. Он вынужден пройти через «жернова» всех рабочих мест и получить (дополнить) знания по всем вопросам темы.

В-третьих, учащиеся выступают не только в роли вечных «должников», то есть они всегда на уроке должны отвечать, но и учителей, передавая товарищам свои знания.

В-четвертых, работа по методу «карусель» является неплохим мотивом как для добросовестных, так и для нерадивых учащихся: те, кто ценит свою репутацию, но готовится все же не к каждому занятию, теперь вынуждены быть во всеоружии по каждой теме; те, кто не готовится к занятиям, невольно приобретают знания.

СЕМИНАР - «МОЗГОВОЙ ШТУРМ»- форма семинара, содержащая целенаправленную ориентировку учащихся на восприятие и коллективное решение сложного вопроса на основе максимального умственного напряжения участников занятия; целеустремленное, активное обдумывание и обсуждение какого-либо вопроса.

Штурм- способ овладения крепостью, городом или укрепленной позицией с помощью атаки, приступа.

Учителя часто используют «мозговой штурм» («мозговую атаку») в практике изучения исторических дисциплин. Но не менее часто оказывается, что под «штурмом» они видят спонтанный «навал» всего класса (чаще наиболее подготовленной части класса) на только что возникший учебный вопрос. Это ошибка.

Работа участников «мозгового штурма» включает пять основных частей, содержащих различные виды деятельности (см. схему).

  1. Выбор темы, вопроса «штурма» 2. Организационно-методическая подготовка «штурма» 3. Самостоятельная подготовка учащихся к «штурму»
I    
4. Собственно «штурм» Дискуссионные нетрадиционные формы обучения - student2.ru 5. Обобщение результатов
    «штурма»

Каждая из частей «штурма» требует реализации ряда задач.

1. Выбор темы, вопроса «штурма».

Основных вариантов выбора объекта для «штурма» четыре.

Первый. Учитель, хорошо зная своих учащихся, заранее имеет представление, какие вопросы каких тем составят для них непреодолимое препятствие при их обычной отработке. Такие вопросы и могут стать ключевыми для данной формы занятий.

Второй. Учитель может остановить выбор на основе анализа только что пройденной темы, в которой какой-то важный вопрос оказался непосильным для понимания учащихся.

Третий вариант выбора предполагает отработку сквозной проблемы, сущность которой на каком-то историческом этапе претерпела изменение.

Четвертый. На «штурм» выносится актуальнейший, только что или недавно возникший в обществе, мировой истории и практике вопрос, непонимание которого станет помехой в приобретении и усвоении знаний по последующим темам курса.

Варианты могут быть и другими, но во всех случаях выбранный для «штурма» вопрос должен находиться в «тупиковой ситуации».

3. Организационно-методическая подготовка «штурма».

Включает теоретическую и практическую разработку основных направлений «штурма». Это:

- детальный подбор «околокрепостных сооружений» - терминов, фактов, событий;

- выработка главных направлений «штурма»;

- расстановка учащихся в предстоящем «штурме»;

3. Самостоятельная подготовка учащихся к «штурму».

Особенность самостоятельной подготовки учащихся заключается в том, что каждый из них осваивает конкретные вопросы выпавшего на его долю направления «штурма». Если учащийся осознает личную ответственность за наличие у него знаний (готовит каждый конкретный вопрос (подвопрос) он один и, следовательно, понимает, что своей неподготовленностью разорвет цепь знаний «штурмующих» проблему и «атака» захлебнется, сорвется), успех будущего занятия обеспечен.

4. Собственно «штурм».

Правила методического искусства «штурма» включают три блока (см. схему).

1. Оценка состояния объекта «штурма» —► 2. Теоретический анализ вынесенной на «штурм» проблемы —► 3. Выработка и обоснование предложений по переводу объекта «штурма» в разряд прикладных

Реализация сущности первого блока позволяет увидеть, на каком уровне находится изучение проблемы.

Решение задач второго блока предполагает движение одним из трех путей:

- от опыта прошлого к времени актуализации рассматриваемой проблемы;

- от времени зарождения рассматриваемой проблемы к опыту последующих исторических аналогов;

- смешанный путь.

Осуществление замысла третьего блока подводит к пониманию прикладного характера исторических знаний и их реализации.

5. Обобщение результатов «штурма».

Учитель отмечает уровень реализации цели «штурма», оценивает методическое умение учащихся «штурмовать» вопрос, слушать товарищей, отстаивать свою точку зрения ит.д. В основе выставляемых оценок лежат знания, которыми оперировали участники занятия.

Наши рекомендации