Написание вторичных тезисов

Задание 5. Подберите текст и выберите из предложенных вариантов тезисов те, которые наиболее удачно формулируют основные его положения.

  В языковом отношении для тезисов характерны безличные предложения, предложения номинативного строя, глаголы с возвратной частицей –ся, краткие страдательные причастия (затрагивались, уделялось, представлена, принято ит.п.). В научных статьях и тезисах не принято использовать личное местоимение 1 л. ед. числа «я». Его следует заменять местоимением 1 л. мн. числа «мы» (так называемым «авторским мы»).  

Задание 6. Отредактируйте текст, используя «авторское мы» и пассивные конструкции.

Бедность в студенческой среде

Бедность как объект научного анализа — одна из важнейших проблем для социологии. Бедность — черта любого современного общества. Существует большое количество многообразных теоретических подходов, направленных на изучение данного явления.

В настоящий момент я также занимаюсь изучением этой проблемы с целью уточнения определения бедности на основе разработанных теорий. Проведенное мной исследование опиралось на материалы 10 интервью, взятых у студентов СПбГУ. Следует отметить, что студенчество было причислено к тем социальным слоям общества, которые наиболее предрасположены порождать носителей особой культуры — культуры бедности.

За основу определения бедности я приняла следующий тезис, сформулированный Сенном: «Если семья или отдельный человек не имеет достаточных средств для удовлетворения минимального стандарта потребления, то такая семья или человек являются бедными», так как с ним согласились все опрошенные. В связи с этим я обнаружила ряд проблем, связанных с зарабатыванием денег, который встает перед студентами. Я попытаюсь перечислить важнейшие из них.

Есть студенты, которые считают себя бедными. В большинстве случаев это те, кто может, но не хочет стать богатым. При изучении этого социального слоя, на мой взгляд, категорию «бедность» необходимо рассматривать как форму относительных отношений.

Интересно, на мой взгляд, восприятие студентами понятия нормальной жизни по отношению к себе. Я думаю, здесь мы наблюдаем действие сравнительных законов, которые имеют силу только в так называемые «переходные периоды» истории, когда старые ценности уже не функционируют, а новые еще не сложились. Именно в такие моменты человек, оценивая свой уровень жизни, сравнивает его прежде всего с уровнями жизни окружающих людей.

Важным фактором формирования понятия «бедность» я считаю также влияние атмосферы семьи, которая воспитала того или иного индивида.

Задание 7. Выберите текст, близкий к вам по специальности или воспользуйтесь приведенным ниже. Запишите его основное содержание в виде тезисов. Опираясь на составленные тезисы, сделайте устное сообщение.

Текст 1

Методы системного анализа в процессе принятия управленческих решений

Современная теория принятия решений базируется на широком спектре методов системного анализа, которые находят свое применение вместе с развитым аппаратом современной математики. Условно эти методы могут быть объединеныв следующие группы: аналитические, статистические, теоретико-множественные, логические, лингвистические, семиотические и графические. Рассмотрим последовательно каждую группу методов в порядке убывания степени их математической формализации.

Аналитические методы образуют аппарат, позволяющий описывать свойства системы в виде определенных детерминированных величин или зависимостей. В общем случае, с помощью аналитических методов система может быть представлена в виде множества точек π-мерного пространства, закономерности движения и взаимодействия которых представляются различными аналитическими зависимостями (уравнениями, неравенствами, системами уравнений и т.п.). Основными областями применения аналитических методов являются задачи движения и устойчивости, оптимального размещения, распределения работ и ресурсов, выбора наилучшего пути, оптимальной организации поведения в конфликтных ситуациях и т.д. Однако на практике при использовании аналитических методов для формального описания систем могут возникнуть определенные трудности при разработке детерминированных аналитических зависимостей для многокомпонентных и/или многокритериальных ситуаций.

Статистические методы применяются, как правило, в тех случаях, когда не удается представить систему в виде аналитических зависимостей. С помощью статистических методов возможно получить отображение системы в виде множества случайных (стохастических) событий и/или процессов, которые описываются соответствующими вероятностными (статистическими) характеристиками и закономерностями. Статистические методы расширяют возможности отображения сложных систем и процессов, так как, в отличие от аналитических методов, процесс постановки задачи частично подменяется статистическими исследованиями, позволяющими, не выявляя все детерминированные связи между элементами системы, получать определенные закономерности и взаимозависимости и на основе этого выявлять, с определенной вероятностью, варианты поведения системы (напр., задачи стохастического программирования, распознавания образов, стохастической теории игр и т.п.). Однако возможности применения статистических методов ограничены в связи с тем, что не всегда может быть обоснована адекватность применяемой статистической модели конкретной ситуации.

Теоретико-множественные методы позволяют отобразить сложную систему в виде совокупности разнообразных множеств и отношений между ними. Теоретико-множественные методы позволяют в принципе вводить любые отношения, однако в большинстве случаев возникают определенные трудности при формальном получении новых результатов. При конкретизации применяемых отношений и правил их использования можно получить одну из алгебр логики либо один из формальных языков математической лингвистики, на основе чего может быть создан язык моделирования с произвольными правилами. Широкое практическое применение находит в последнее время теория нечетких подмножеств. Ограничением при расширении аппарата, создаваемого на базе теоретико-множественных методов, при введении новых отношений, является появление парадоксов (антиномий).

Логические методы описывают реальную систему и отношения в ней посредством аппарата какой-либо алгебры логики (двузначной, многозначной), основанной на применении алгебраических методов для выражения законов формальной логики. Логические методы имеют широкое практическое применение при исследовании системных структур, в которых характер взаимосвязей между элементами не может быть описан аналитическими методами, а применение статистических методов не приводит к выявлению устойчивых закономерностей. Ограничения в практическом использовании логических методов обусловлены логическим базисом и функциями соответствующей алгебры логики, которые не всегда позволяют точно отобразить исследуемую реальность. Лингвистические и семиотические методы представляют собой достаточно удобный аппарат, который целесообразно применять на начальных этапах пошаговой формализации задач, принятия решений в плохо формализуемых ситуациях. Однако имеются определенные ограничения в практическом применении этих методов, что обусловлено невозможностью значительного усложнения языков моделирования.

Графические методы находят широкое применение при исследовании сложных системных структур и процессов, для принятия различных решений организационного характера в информационно-управляющих комплексах, включающих в себя взаимодействие человека и различных технических устройств. Основу этих методов составляют теории сетевого моделирования, сетевого планирования и управления. Трудности в применении графических методов связаны, прежде всего, с большой трудоемкостью составления моделей. Однако применение их в сочетании с лингвистическими и семиотическими методами позволяет в большинстве случаев автоматизировать процесс формирования графической модели.

Первичные тезисы

Первичные тезисы обычно публикуются в специальном сборнике, который выходит до начала научной конференции. Разделы сборника тезисов соответствуют программе научной конференции. Информация об объеме публикуемых к научной конференции материалов и требования к их оформлению сообщается предполагаемым участникам конференции в специальном письме-приглашении.

Задание 8. Познакомьтесь с проблематикой студенческой научной конференции. Выберите проблему, близкую вашим научным интересам. Сформулируйте тему предполагаемого доклада. Напишите тезисный план (тезисы) вашего выступления.

Всероссийская молодежная научно-просветительская конференция « Ценностные ориентации современной студенческой молодежи»

НАПРИМЕР:

1. Общие проблемы ….

• Проблемы ….

• ………

2. История

• ………

• ………

5. История исследований социальной системы жизни.

• Ценностные ориентации современной студенческой молодежи.

• ………

И Т.Д.

Задание 9. Определите структуру тезисов. Найдите введение, основную часть, заключение. Разделите текст на абзацы.

Становление гражданского общества и

правового государства в России

Происходящие в российском обществе преобразования непосредственно связаны со становлением гражданского общества и правового государства. В связи с этим особый интерес представляет проблема конкретизации характерных признаков, черт гражданского общества и его соотношения и взаимодействия с государством. Прежде всего следует подчеркнуть, что гражданское общество — это неполитическое общество, это сфера частной жизни людей. Оно включает в себя все, что не входит в государство: классы, общественные организации, движения, партии, ассоциации, семью, школу, религию, искусство и т.д. Экономическую основу гражданского общества составляет частная собственность, многоукладная рыночная экономика, что обеспечивает независимость людей. Обязательным условием появления такого общества является наличие самостоятельного гражданина, обладающего всей полнотой прав и свобод. Самоуправление, развитые экономические, культурные, правовые, политические отношения, высокая политическая культура людей — важные признаки гражданского общества. Гражданское общество предполагает сбалансированный взаимоконтроль и взаимоограничение государственных и негосударственных институтов. Органы правового государства, их деятельность постоянно находятся в поле зрения негосударственных органов и движений. А негосударственные органы и движения, в свою очередь, сообразовывают свою деятельность с законом и учитывают объективные потребности государства. Следовательно, в условиях гражданского общества правового государства не происходит противопоставления государственных и негосударственных органов. Напротив, осуществляется конструктивное, взаимосвязанное сотрудничество, которое делает обе стороны сильнее, а их работу — эффективнее.

Задание 10. Придумайте несколько возможных вариантов начала тезисов доклада на тему «Использование Интернет-технологий в моей специальности». Проанализируйте «сильные» и «слабые» стороны предложенных Вами вариантов.

Задание 11. Придумайте несколько возможных вариантов завершения тезисов доклада на тему «Формирование профессиональной культуры специалиста психолога XXI века». Какие приемы Вы использовали?

Задание 12 (контрольно-обобщающее). Прочитайте текст. Составьте план. На основе плана напишите тезисы.

восточное и западное начало в русской культуре

Прежде чем начать разговор о своеобразии русской культуры, хочется задать себе один вопрос: как мог родиться известный стереотип — загадочная русская душа? Никто никогда не слышал и не говорил о загадочной французской, японской, американской душе. Эпиграфом к нашим рассуждениям могли бы служить известные стихи Ф.И. Тютчева, поэта и дипломата, долго жившего за границей и хорошо знакомого с западно-европейской ментальностью:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить.

В переводе с французского менталитет — мировосприятие, мироощущение, склад ума — понятие, призванное объединить многообразие смыслов и значений, так или иначе связанных с проблемой национального своеобразия.

Известный русский философ Н.А. Бердяев (1874-1948) постоянно отмечал противоречивость и поляризованность русского характера, в котором странным образом совмещаются противоположные черты: доброта и жестокость, душевная тонкость и грубость, крайнее свободолюбие, своеволие с деспотизмом и покорностью, самоуничижение с национальной гордостью. Эти антиномии Бердяев переносил и на противоречия русского бытия. В его анализе все исчерпывается тезисом и антитезисом: Россия — самая безгосударственная, самая анархическая и в то же время самая государственная и самая бюрократическая страна в мире. Россия — страна бесконечной свободы и духовных далей, страна странников, скитальцев, искателей, мятежная и жуткая в своей стихийности, но одновременно она страна неслыханного раболепия и покорности, страна, лишенная сознания прав личности и не защищающая достоинство человека. Перечень этих противоречий можно продолжить. Но самое принципиальное свойство российского бытия и русского духа — это отсутствие середины между полюсами государственности и анархизма, бунтарства и покорности, свободы духа и социального рабства.

Объяснение этим противоречиям можно искать в другом вопросе, который также давно стоит перед историками, философами, культурологами. Россия — это Восток или Запад? К какому типу культуры, восточному или западному, следует отнести Россию? Здесь следует сразу сказать, что единого мнения у философов, историков культуры нет.

Прежде чем ответить на этот вопрос, надо выяснить, что может служить общим основанием, на котором развиваются социокультурные процессы. Можно предположить, что фундаментом каждой национальной культуры является совокупность наиболее значимых условий внеисторического (или надысторического) характера: ландшафт, биосфера, ближайшее этническое окружение и иные показатели среды обитания в сочетании с многочисленными историческими факторами, постепенно вступающими в действие и наслаивающимися друг на друга.

Достаточно посмотреть на географическую карту, чтобы осознать своеобразие русского ландшафта. Вас сразу охватывает ощущение необъятности русской земли, безграничности русской равнины.

Н.А. Бердяев так писал о связи строя русской души с ландшафтом и характером русской природы: «В душе русского народа остался сильный природный элемент, связанный с необъятностью русской земли, с безграничностью русской равнины. Вспомним, что Новгородская земля простирается до Белого моря, а Украина по территории равна Франции. У русских «природа», стихийная сила сильнее, чем у западных людей, особенно людей самой оформленной латинской культуры». И далее: «Бесконечно трудная задача стояла перед русским человеком — задача оформления и организации своей необъятной земли. На Западе тесно, все ограничено, все оформлено и распределено по категориям, все благоприятствует возникновению и развитию цивилизации».

Итак, первое объяснение национальному своеобразию России — это огромные пространства, которые надо было освоить, оформить. Бердяев даже высказал такую мысль: «Можно сказать, что русский народ пал жертвой необъятности своей земли, своей природной стихийности. Ему нелегко давалось оформление. Дар формы у русских людей невелик».

Теперь обратим внимание на ближайшее этническое окружение России. Россия расположена на огромном пространстве, объединяющем различные народы многих типов. Первое большое историческое сочинение «Повесть временных лет» XI в. начинает свой рассказ о Руси с описания того, с кем соседствует Русь, какие реки куда текут, с какими народами соединяют: на севере скандинавские народы — варяги, на юге — греки, жившие по берегам Черного моря, затем болгары. Отдельный конгломерат народов — хазары, среди которых были и христиане, и иудеи, и магометане. Многонациональным было окружение России, и многонациональным с самого начала было само государство Русь, так как многие народы: чудь, меря, весь, ижора, мордва, черемисы, коми-зыряне и др. — жили общей политической и культурной жизнью с Русью, призывали, по летописи, князей, ходили вместе на Царьград.

Д.С. Лихачев утверждает: «Учитывая весь тысячелетний опыт русской истории, можно говорить об исторической миссии России. В этом понятии исторической миссии нет ничего мистического. Миссия России определяется ее положением среди других народов, тем, что в ее составе объединилось до трехсот народов — больших, великих и малочисленных, требовавших защиты. Культура России сложилась в условиях этой многонациональности. Россия служила гигантским мостом между народами, мостом, прежде всего, культурным. И это нам необходимо осознать, ибо мост этот облегчает общение».

Таким образом, вопрос о том, Востоку или Западу принадлежит русская культура, Д.С. Лихачев считает неправомерным. Культура России принадлежит десяткам народов Запада и Востока. Именно на этой основе, на многонациональной почве, она выросла и расцвела во всем своем своеобразии. Неслучайно именно в России, в Петербургской Академии наук, было создано замечательное востоковедение и кавказоведение. В этом внимании к Востоку и Югу выражается европейский характер русской культуры. Ибо именно европейская культура открыта к восприятию других культур, к их изучению, сохранению и отчасти усвоению. Такова точка зрения нашего современника.

Н.А. Бердяев в «Русской идее» (1946) писал: «Противоречивость и сложность русской души, может быть, связана с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории — Восток и Запад. Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира. И всегда в русской душе боролись два начала, восточное и западное».

В этом заключается двойственный характер русского менталитета, или, иначе, бинарное строение русской культуры. Эта двойственность никогда не стремилась к синтезу. Схемой или моделью противоположного, но и неразрывного единства является не круг, где одно начало налагается на другое и имеет один центр, а эллипс, имеющий два центра.

О сложном взаимодействии восточного и западного начал в русской культуре писал русский философ, классик русского марксизма Г.В. Плеханов в работе «История русской общественной мысли». Г.В. Плеханов отмечал, что во время петровских реформ в России развивались два процесса, параллельных один другому, но направленных в обратные стороны: с одной стороны, европеизация узкого, высшего слоя общества, с другой, усиление «восточной деспотии» государства и углубление «азиатского способа производства», сопровождаемое дальнейшим закрепощением крестьян, которое дошло в России до апогея в то самое время, когда исчезло на Западе. Таким образом, социальное положение «благородного» сословия менялось в сторону Запада в то самое время, когда социальное положение «подлых людей», т.е. крестьян, продолжало изменяться в сторону противоположную — в сторону Востока.

Именно в том, что два параллельных процесса идут в прямо противоположные стороны, Плеханов видел глубокую общественную причину разрыва между народом и более или менее просвещенным обществом.

Подобное столкновение социокультурных потоков, двух предельно различных типов человеческой цивилизации не могло не выражаться в конфликтах, взрывах и разрывах, или, по Н.А. Бердяеву, ломках, которые делали развитие России прерывистым.

В истории русской культуры Н. Бердяев видит пять разных Россий как пять разных цивилизаций и четыре ломки между ними: Россию Киевскую, Россию татарского периода, Россию Московскую (от Ивана Грозного до Петра I), Россию императорскую и Россию советскую.

Каждый из пяти перечисленных периодов обладает внутренним единством и своеобразием и резко отличается от предыдущего до последующего. Так как переход от одного замкнутого в себе социокультурного этапа к последующему невозможен эволюционным путем, каждый раз происходит резкая, внезапная «ломка» целостной системы, или революционная смена культурно-исторической парадигмы.

Кто первый задумался над проблемой развития России, над проблемой западно-восточного русского синтеза, над его значением? Это был П.Я. Чаадаев — великий русский мыслитель, которого объявили сумасшедшим: так необычно было то, что он писал более 150 лет назад в своем первом «Философском письме». «Мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежали ни к одному из известных семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку, и не имеем традиций ни того, ни другого. Мы стоим как бы вне времени, всемирное воспитание человеческого рода на нас не распространилось… Про нас можно сказать, что мы составляем как бы исключение среди народов. Мы принадлежим к тем из них, которые как бы не входят составной частью в человечество, а существуют лишь для того, чтобы преподать великий урок миру. И, конечно, не пройдет без следа то наставление, которое суждено нам дать…»

Составление аннотации

I. Аннотация (от лат. annotatio — замечание) — краткая характеристика содержания произведения печати (книги, статьи и т.п.) или рукописи, информирующая о содержании первичного текста. Аннотация не раскрывает содержания документа (произведения), а лишь информирует о его существовании и дает самое общее представление о его содержании. Аннотация дает читателю предварительное представление о незнакомой ему публикации и тем самым помогает ему в поиске и отборе необходимой информации. Она обязательно содержит библиографическое описание.

Основные требования, предъявляемые к составлению аннотации:

1. Композиция аннотации должна быть внутренне логична и может отличаться от композиции аннотируемого документа.

2. Отбор сведений для аннотации, их формирование и расположение зависят от содержания и характера аннотируемого произведения, назначения аннотации и потребителя, на которого она рассчитана.

3.Язык аннотации должен быть литературным, лаконичным, простым и ясным, без длинных и сложных предложений, без абзацев.

4. Аннотация — наиболее стандартизированный жанр научной речи, поэтому в тексте аннотации используются специальные конструкции (лексические клише).

Запомните их: анализировать проблему; рассматривать вопрос (о), вопросы; излагать сущность; обобщать материал (о); освещать вопросы; останавливаться на характеристике; отмечать сложность; подчеркивать значение; посвящать работу; заострять внимание (на); обращать снимание (на); уделять внимание; указывать на необходимость; приводить данные (о); касаться вопроса (о); делать вывод (о); показывать значение; давать оценку; раскрывать сущность; характеризовать способ …

Запомните слова, необходимые при составлении аннотации:

— для обозначения субъекта действия: автор, авторы, исследователь, ученый;

— для обозначения первоисточника: статья, сборник, глава, монография, работа, исследование, книга, труд;

— для обозначения связи фрагментов аннотации: прежде всего, вначале; затем; далее; кроме того; во-первых; во-вторых; наконец …

Обратите внимание, что при составлении аннотации используются не только активные, но и пассивные конструкции: автор рассматривает вопрос …, автором рассматривается вопрос …, автором рассмотрен вопрос …, в статье рассмотрен вопрос …, рассмотрен вопрос ….

Различают следующие виды аннотаций:

Таблица 2

Вид аннотации Характеристика
  1. Справочная (также именуется описательной или информационной).   2. Рекомендательная: а) общая (характеризует произведение в целом, рассчитана на широкий круг читателей); б) специализированная (характеризует произведение в определенных аспектах, рассчитана на узкий круг специалистов).   3. Групповая: а) справочная (характерно объединение сведений о том, что является общим для нескольких источников на одну тему);   Характеризует тематику произведения и сообщает какие-либо сведения о нем, но не дает его критической оценки.     Характеризует произведение и дает его оценку в отношении его пригодности для определенной категории потребителей, с учетом уровня подготовки, возраста и других особенностей потребителей, которым эта аннотация предназначена.   Содержит обобщенную характеристику двух и более произведений
  б) рекомендательная (приводятся различия в трактовке темы, в степени   их доступности, подробности изложения и другие сведения рекомендательного характера).      
  При написании курсовых, дипломных и диссертационных работ из всех видов аннотаций наиболее важное значение имеют справочные аннотации как наиболее эффективные в представлении своевременной информации о новейших достижениях в различных областях науки и техники.  

II. Аннотация любого вида состоит из двух частей:

— библиографическое описание;

— текст аннотации.

Библиографическое описание дает исходную информацию о произведении, а текст аннотации дополняет эту информацию, включая сведения о содержании произведения, его авторе и достоинствах произведения.

Текст справочной аннотации включает следующие сведения:

а) тип и назначение произведения (сборник, статья, диссертация и т.п.);

б) задачи, поставленные автором аннотируемого произведения;

в) метод, которым пользовался автор (компиляция других источников, эксперимент и т.п.);

г) принадлежность автора к определенной научной школе или направлению;

д) структуру аннотируемого произведения;

е) предмет и тему произведения, основные положения и выводы автора;

ж) характеристику иллюстративных материалов, приложений, справочного аппарата и др., включая указатели и библиографию.

Если аннотируемый документ посвящен новым проблемам и в нем используется новая терминология, то в аннотацию в силу этого иногда включаются и краткие сведения по существу рассматриваемой проблемы, дается толкование терминов.

При необходимости приводятся сведения об авторе (авторах).

1. Русский народ: его обычаи, предания, суеверия и поэзия / Собр. М. Забелиным. — СПб: Брайт Лайт, 1994. — 464 с.

Описаны народные обряды, обычаи, наряды. Приведены заговоры, песни, легенды, собранные в конце XIX в. М. Забелиным и им записанные.

Для широкого круга читателей.

2. Ожегов С.И.

Словарь русского языка. Около 57000 слов. Изд. 10-е, стереотип. Под ред. д-ра филолог. наук проф. Н.Ю. Шведовой. — М.: Сов. Энциклопедия, 1973. — 840 с.

Однотомный толковый словарь современного русского литературного языка содержит 57000 слов, включая производные в гнездах. В словаре дается краткое толкование каждого значения слова, приводятся примеры употребления слова в речи, фразеологические сочетания. При всех словах даются основные грамматические формы, стилистические пометы, указывающие на сферу употребления слова.

Все слова снабжены ударением, а в необходимых случаях указывается также произношение. Кроме того в словарной статье приводятся производные слова. К словарю прилагается краткий список общепринятых сокращений.

Словарь рассчитан на самый широкий круг читателей.

3. Шейнов В.П.

Риторика. — Минск: Амалфея, 2000. — 592 с.

Риторика — наука убеждать. Умение убеждать необходимо всем — от студента до министра. В книге изложено все многообразие методов убеждения. Она помогает успешно проводить деловые встречи, побеждать в споре, блистательно выступать.

Книга адресована студентам, преподавателям, руководителям, менеджерам, деловым людям.

Она принесет пользу каждому, кто желает усовершенствовать технику общения, а студентам поможет успешно сдать экзамены.

4. Горбачевич К.С.

Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. — СПб: Норинт, 2000. — 304 с.

Вопросы правильного произношения и верной постановки ударения часто вызывают ожесточенные споры, недоумения и колебания среди специалистов, учителей, студентов, школьников — фактически у всех «пользователей языка». Справиться с трудностями поможет этот Словарь. В него включены слова, которые в результате исторических изменений существуют в нашей речи в двух вариантах: в старом и новом, а также новые слова, произношение которых еще не устоялось. Издание рассчитано на самый широкий круг читателей.

5. Большой орфографический словарь русского языка. — М.: ЮНВЕС, 1999. — 768 с.

Настоящий «Орфографический словарь русского языка» составлен в полном соответствии с указанными «Правилами», орфографическая часть которых дается в приложении к словарю. «Орфографический словарь русского языка» дает одно, признанное правильным написание слова и не допускает собственно орфографических вариантов.

В «Орфографический словарь» включена в основном лексика современного русского литературного языка. Однако в него включаются многие слова, хотя и не бытующие широко в общем литературном языке, но встречающиеся в художественной литературе прошлого или в специальной литературе и нуждающиеся в орфографической нормализации, а именно: научные, научно-технические термины, просторечные и диалектные (местные) слова, некоторые устаревшие слова и т.п. Как правило, в словарь включаются производные, сложные и сложносокращенные слова, а также выражения-словосочетания, которые могут вызвать затруднения с точки зрения правильного их написания.

Задание 13. Проанализируйте приведенные выше аннотации с точки зрения их композиции. Укажите, какие композиционные части являются в аннотации обязательными. Сравните композиции справочной и рекомендательной аннотаций.

Задание 14. Подберите тексты аннотаций из книг по вашей специальности. Определите, соответствует ли их структура предложенной выше.

Задание 15. Прочитайте данную аннотацию. (Орфография и пунктуация даются «авторские»). Найдите ошибки. Отметьте в тексте черты, не свойственные научному стилю.

Аннотация статьи «Красная книга как сигнал опасности»

Данная статья является той неизбежной реакцией на сложившеюся ситуацию в коей прибывает весь мир. В начале статьи приводятся данные, из которых следует, что над нами нависла угроза — бомба замедленного действия, созданная постепенно активизирующиеся самими людьми. Результатом этого взрыва этой бомбы будет экологическая котострофа и затем тотальное вымирание человечества. Из статьи так же следует что, было найдено некое противоядие, название которому «Красная книга». — «Сигнал бедствия и программа практических мероприятей» по ликвидации этой серьезной угрозы.

Задание 16. Составьте аннотацию книги, прочитанной вами по дисциплине «РИТОРИКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ».

Написание реферата

Реферат (от лат. refrere — докладывать, сообщать) — краткое изложение содержания первоисточника (книги, научной статьи и т.п.).

Реферат дает ответ на вопрос, что именно, что нового, существенного содержится в первичном документе, и передает, излагает основное содержание документа, новую проблемную информацию, содержащуюся в нем.

Таблица 3

Виды рефератов

Виды реферата   Характеристика
1. Информативный (реферат-конспект)   Содержит в обобщенном виде все основные положения первичного документа.
2. Индикативный (указательный, или реферат-резюме)   Содержит лишь те основные положения, которые тесно связаны с темой рецензируемого документа, все второстепенное для данной темы опускается.  
По количеству реферируемых документов рефераты подразделяются на:
  1. Монографический — составленный по одному документу  
  2. Обзорный — составленный по нескольким документам на одну тему  

При написании курсовых, дипломных и диссертационных работ из всех видов рефератов особенно важны учебные информативные рефераты.

Таблица 4

Структура и содержание реферата

  I. Вводная часть (заголовочная).   Фамилия и инициалы автора (авторов); название работы (книги, статьи); выходные данные (год, место издания, название, номер журнала, страницы).  
  II. Собственно реферативная часть. 1. Вступление.   Формулировка темы (проблемы) первичного текста, которая, как правило, отражена в названии текста (статьи, книги); начало собственно реферативной части должно быть обобщающим и одновременно содержащим указания на новую информацию.  
  2. Основная часть.     3. Заключительная часть.   Компрессия научной информации, направленная на то, чтобы выявить и выбрать из содержания первичного документа наиболее существенную, новую информацию и представить ее в новой краткой форме в соответствии с поставленной целью по принципу «минимум знаков — максимум информации».   Выводы автора.  
  III. Итоговая часть (не является обязательной для информативного реферата).   Вывод, содержащий оценку работы автора (‑ов) с точки зрения новизны информации и рекомендации о возможности и сфере использования изложенных идей (положений).

Таблица 5

Наши рекомендации