Преемственность литературного процесса
МОДУЛЬ IV
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРИРОДА
ИСКУССТВА СЛОВА: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
Художественные реальности воображенных литературных миров пребывают вне исторической реальности жизни. Однако несущие их тексты, напротив, вполне принадлежат истории: «малому времени» эпохи своего возникновения, а подлинные шедевры – и «большому времени» национальной и общечеловеческой культуры.
Литература – при историческом взгляде на нее – это не хронологический ряд памятников словесности, не «книжная полка». Это особая областькультуры, носителями которой являются не только писатели, но и читатели. Это сфера специфического рода деятельности, именуемого художественное письмо и художественное восприятие.
Художественное письмо, как мы уже знаем, является коммуникативной (и вследствие этого семиотической, т.е. текстоформирующей) деятельностью эстетической (т.е. эмоционально-рефлективной) природы. Такова теоретическая сущность литературы.
Процесс изменений, преобразований в сфере данного рода деятельности (когда-то и писали, и читали не так, как пишут и читают сейчас) составляет историю литературы. Иначе это именуется литературный процесс – часть общеисторического процесса и нечто принципиально иное, нежели творческий процесс написания литературного текста.
Две крайности исторического подхода к литературе и вообще к социальной жизни: доктрина событийности (история – цепь уникальных событий) и доктрина процессуальности (история – глубоко закономерный процесс, не зависящий от единичных событий, которые составляют лишь «пену истории»).
Для понимания литературы как исторически изменяющейся, эволюционирующей области культуры не годится ни она их этих крайних доктрин.
Истинно творческий акт писателя уникален, т.е. событиен. Рожденное этим актом произведение самим своим появлением меняет литературу.
Однако ни в одной из самостоятельно развивавшихся национальных литератур не был нарушен привычный нам порядок следования литературных периодов классицизма – сентиментализма – романтизма – реализма… Здесь, несомненно, кроется определенная внутренняя, обязательная закономерность.
Сама историческая реальность внутренне противоречива. Предмет исторического знания – присутствие человека в мире(как рода, а не как единичного «я»). А человек в качестве ключевого феномена истории – феномен двойственный:
а) он закономерное явление природы, что является фактором процессуальности;
б) он свободное (самоопределяющееся в своей индивидуальности) явление духа (сознания) – фактор событийности.
Поэтому взаимодополнительность процессуальности и событийности (закономерного и беспрецедентного)составляет фундаментальное свойство исторической реальности, каждого наималейшего «кванта» исторического опыта, который в большей или меньшей степени событиен и одновременно в большей или меньшей степени процессуален. Эти аспекты исторического бытия находятся в динамическом равновесии, что означает следующее: всякая история – цепь событий, но не случайная, а процессуально закономерная. События, не отвечающие общей закономерности развития, остаются без последствий; соответствующие же ей – ускоряют, углубляют закономерный процесс.
Основные события литературной истории – художественные произведения: их возникновение и вхождение в культуру. Каждый творческий актписателя – это своего рода «проба эволюции» (иногда неудачная, тупиковая)литературы как рода деятельности и как области культуры. С каждым значительным творческим событиемлитература в большей или меньшей степени, но меняется.
Литературный процесс – это историческая связь между текстами (как грибница между грибами, являющаяся их подлинной, но скрытой от наблюдателя жизнью). История литературы представляет собой интертекстуальную – т.е.происходящую между текстами – эволюцию художественного письма.
Основными факторами (движущими силами) литературного процесса являются:
инновационность (новаторский поиск художника, оригинальность);
преемственность(отношение к традиции);
стадиальность(закономерная последовательность ступеней развития);
общественная ситуация (обстоятельства общеисторической жизни).
Такова природа литературы как исторической реальности. Она пронизана «грибницей» интертекстуальных связей, изучаемых уже не теорией литературы, а другой областью литературоведческой науки: ИСТОРИЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
История литературы
Как научная дисциплина
Рассмотрение литературных произведений в качестве замкнутых в себе целостностей (эстетически завершенных воображаемых миров) и манифестирующих эти целостности предельно упорядоченных шедевров художественного письма (текстов) представляет собой компетенцию теории литературы. Тогда как для истории литературы всякое произведение разомкнуто, оно являет собой неотъемлемое звенолитературного процесса, связанное со множеством других произведений и внелитературных факторов. Здесь в центре внимания оказывается биографическая фигура Писателя, а не теоретическая категория Автора.
Если деятельность профессионального читателя в качестве теоретика литературы состоит в анализеи типологии наиболее ярких литературных событий (шедевров), то в качестве историка литературы он призван заниматься фактографией(сбором и систематизацией отдельных фактов) и объяснениемвозникновения литературных текстов какзвеньев литературного процесса.
Историческое объяснение предполагает постановку фактов, в частности, литературных фактов – текстов – в определенные контексты.
Контексты «малого» исторического времени:
социополитический;
социоэкономический;
социокультурный;
биографический (социально-бытовые обстоятельства и психологические особенности писателя).
В школе биографическому контексту часто уделяется преувеличенное внимание.Между тем, это узкий, индивидуально-личностный круг в составе общеисторического контекста, по большей части наименее существенный для освещения литературного процесса.
Контексты «большого» исторического времени:
транс-исторический контекст традиции (диахронные, преемственные связи литературных текстов);
стадиально-исторический контекст эпохи как ступени литературной эволюции (синхронные связи литературных текстов, порожденных общей для них исторической ситуацией).
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ и СТАДИАЛЬНОСТЬ – основополагающие характеристики литературного процесса, составляющие ядро компаративистской проблематики.
Компаративистика – область сравнительно-исторического познания. Сопоставление траекторий развития двух и более национальных культур, разделенных во времени и/или пространстве, дает такое знание, которого хронологическое освещение дать не может.
Компаративизм – не познавательный «прием» сопоставления, а особый способ понимания Истории. Это особая научная стратегия гуманитарного (исторического) мышления – аналогичная синергетике в науках о природе, «избегающей драматической альтернативы между слепыми законами и произвольными событиями», прокладывающей средний путь «между двумя противоположными картинами – детерминистическим миром (законосообразных процессов – В.Т.) и произвольным миром чистых событий» (ИльяПригожин).
В России родоначальником компаративизма выступил Александр Николаевич Веселовский. Открывая в Петербургском университете в 1870 г. кафедру всеобщей литературы, во вступительной лекции «О методе и задачах истории литературы как науки» он предложил «сравнительный метод» как «развитие исторического, тот же исторический метод, только учащенный, повторенный в параллельных рядах в видах достижения возможно более полного обобщения». Сопоставительное выявление, с одной стороны, «параллельных исторических рядов», чей параллелизм заключается в стадиальности исторического процесса, а с другой – «границ предания в акте личного творчества» (то есть исторической преемственности) привело Веселовского к созданию чрезвычайно перспективного и актуального для современной филологии учения, именуемого «исторической поэтикой».
Преемственность литературного процесса
Творческий процесс писателя протекает в напряжении между необходимым для искусства импульсом личностной оригинальности и столь же необходимым общекультурным импульсом соответствия опыту, накопленному культурой художественного письма и чтения. Диалектика творческого акта такова, что произведение всякий раз возникает как равнодействующая инновационности и преемственности.
Искусство слова – коммуникативно-семиотическая деятельность, один из важнейших языков культуры. В развитии любого языка имеет место необходимое торможение развития, необходимая инерция, обеспечивающая сохранение языка в состоянии его коммуникативной пригодности.
В области литературы такого рода инерция именуется ТРАДИЦИЕЙ. Это интерсубъективный опыт художественного письма.
Литературная традиция представляет собой не только тормоз творческой инновационности, но одновременно и предпосылку творчества. По отношению к традиции возможно не только подражательное следование, но и реализация таящихся в ней потенциальных возможностей, трансформация сложившихся норм или пародийное отталкивание от них.
Культурная, в частности литературная, традиция аналогична биологической наследственности. И то, и другое – формы эволюционной преемственности.
«Генетический фонд» интертекстуальных связей литературной преемственности составляют:
жанры (инвариантные разновидности организации литературного текста как цельного высказывания) и устойчивые жанровые формы;
мифопоэтика(роль «мирового древа», кумулятивного, циклического, лиминального протосюжетов, мифологизированных светил, стихий, природных циклов и т.п.);
топика (традиционные сюжеты, мотивы, персонажные типы, темы);
патетика(эстетические модальности);
речевые формыхудожественного письма(композиция, стилистика, ритмика), в частности, стилизация.
Ведущим фактором литературной традиции является жанровая преемственность: «память жанра» (Бахтин)как исторически продуктивного способа организации текста.