Урок 13. Повторяю и творю. Устное народное творчество

Цели:

♦ закрепление знаний о различных жанрах ус­тного народного творчества;

♦ развитие умения обоб­щать, делать выводы, доказательно отстаивать свою точку зрения;

♦ развитие творческих способностей учащихся;

♦ воспитание ответственности, коллективизма, умения работать в группе.

♦ снижение уровня тревожности на уроке.

Ход урока

1.Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Конечно, учитель не сможет за урок проверить подготовку каждого уча­щегося. Однако на этом уроке будут звучать основные виды устного народного творчества.

Из сказок, легенд и былин ребята могут переска­зать самый интересный эпизод. И тогда значительная часть учащихся поучаствуют в ответах.

3. Вторая часть урока посвящается творческой рабо­те — придумать продолжение предложенной в учебнике части былины «Добрыня».

Первоначально текст былины выразительно нарас­пев читает учитель, затем учащиеся «про себя». В про­цессе чтения учитель поясняет такие слова, как «гус­ли», «орлиное перо», «бойчее», «ухватка». Далее уча­щимся предлагается внимательно вчитаться в текст и определить былинные слова и выражения: повторы — «рос-подрастал», «скорым-скоро», «старина стародав­няя; устойчивые выражения — «добрым людям», «си­нему морю», «славный город», «верная жена», «брови чёрные», «глаза зоркие», «кудри русые», «с лица бел да румян», «ровно маков цвет».

Физкультминутка

4.Затем учащиеся читают план продолжения былины и им даётся время на подготовку. В каждом пункте пла­на желательно употребить былинные выражения (на­писать их на доске либо воспользоваться тетрадью по литературному чтению):

1 .«Добрый молодец», «доспехи богатырские», «тра­ва-мурава».

2.«Дело неладное», «по пятам летит», «тучи чёр­ные».

3.«В полон возьму», «во глубокие норы змеиные».

4.«На сыру землю», «плачем-плачет», «разрубил- разломал».

5.«Рад-радёшенек», «крепко обнимал», «пир-пировать».

5.Домашнее задание: подготовить (по желанию) са­мый интересный эпизод из сказки А. С. Пушкина, про­читать понравившееся стихотворение.

6.Подведение итогов.

7.Рефлексия.

Урок 14. Внеклассноечтение «Легенды, былины, сказания»

Урок 15. Великие сказочники мира.

А. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»

Цели:выявление представлений о литературной сказке; развитие умения внимательно слушать произведение; рас­ширение словарного запаса, развитие речи учащихся; раз­витие интереса к творчеству А. Пушкина.

♦ снижение уровня тревожности на уроке.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.

Урок начинается рассказами детейо творчестве А. С. Пушкина: чтениемего стихотворений, пересказомсамых ярких и интересных эпизодов из сказок.

3.Затем в беседу вступает учитель:

«В 1999 году весь мир отмечал 200-летие со дня рожде­ния А. С. Пушкина. Весь мир — потому что произведения

великого поэта переведены практически на все языки мира. Его произведения читают и взрослые и дети.

Русские народные сказки будущий поэт впервые услы­шал от няни Арины Родионовны. И даже взрослым А. Пушкин любил её слушать. В длинные зимние вечера она рассказы­вала свои истории, сказки, а поэт записывал их. В один из таких вечеров и родилось у него стихотворение «Няне»:

Буря мглою небо кроет.

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя.

В доме тепло, няня прядёт пряжу и рассказывает... Ска­зочный мир потихоньку наполняет комнату...

4.Пушкин говорил: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма». Создавая свои сказки, он использовал образы из народных сказок, однако преображал их, наполняя поэтич­ностью. Богатство, выразительность, меткость русского языка блестяще переданы в его сказках».

Затем можно вспомнить сказки А. С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке»; «Сказка о попе и о работнике его Балде»; «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем бога­тыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»; «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»; «Сказка о Золотом петушке».

«Пушкин перенёс в свои сказки чудесные и живые обра­зы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Зо­лотого петушка, затейницу белку, прекрасных богатырей. И вместе с народом он высмеял и осудил злых царей, жадных попов, хитрых, завистливых, глупых людей. Каждый, кто про­чтёт пушкинские сказки впервые, будет счастлив, а кто ста­нет перечитывать их, будет счастлив вдвойне, так как смо­жет насладиться не только сказочными сюжетами, образа­ми, но и прелестью русского языка и очарованием истинной пушкинской поэзии».

Физкультминутка

5.Затем учитель выразительно читает всю «Сказку о попе и работнике его Балде». В процессе чтения кратко толкуются непонятные слова.

6.После чтения сказки учителем выявляется первичное её восприятие:

• Понравилась сказка? Чем? Кто особенно понравился?

• Когда вы переживали за Балду?

• Когда радовались?

7. Дети ещё раз вслух перечитывают сказку. Это можно сделать «цепочкой». Важно вместе с учащимися выяснить, как определить содержание сказки (грустная, смешная, весёлая, поучительная), а также её вид (бытовая).

8.К толкованию непонятных слов, размещённых после тек­ста, ученики обращаются самостоятельно. Учитель лишь в конце урока может спросить о значении слов из толкового словаря.

9. Домашнее задание: перечитать сказку, попытаться оп­ределить черты характера Балды.

10.Подведение итогов.

11.Рефлексия.

Урок 16. А. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»

Цели:развитие умения составлять характеристику ге­роев; закрепление умения выборочного чтения; развитие уме­ния характеризовать авторское отношение к героям; фор­мирование вдумчивого, осмысленного отношения к художе­ственному слову; воспитание трудолюбия, смекалки.

♦ снижение уровня тревожности на уроке.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

У четвероклассников, выполнивших домашнее задание, будут уже определённые «заготовки» по характеристике глав­ного героя сказки — Балды. Задача учителя — системати­зировать этот материал путём беседы, выборочного чтения и записать на доске определяющие слова для характеристики героя.

У.:Какого работника искал поп?

Д.: Повара, конюха, плотника (запись на доске).

У.: Балда сам говорит в начале сказки, что он будет попу служить как?

Д.:«Славно, усердно и очень исправно» — эти слова из текста свидетельствуют о том, что Балда был работником усердным, исправным, славным (запись на доске).

У.: На каких условиях поп берёт Балду на работу к себе?

Д.: «Ладно / Не будет нам обоим накладно, / Поживи-ка на моем подворье, / Окажи своё усердье и проворье».

У.: Какое слово из этого текста можно ещё добавить для характеристики Балды?

Д.: «Проворье» — проворный, всё быстро делает, всюду успевает (запись на доске).

У.: Как работает Балда в поповском доме? Прочитайте.

Выборочное чтение: «Живет Балда в поповском доме...».

У.: Какое выражение к «усердному работнику» можно до­бавить?

Д.: Работает за семерых (запись на доске).

У.: Как относятся в поповском доме к Балде? Найдите в тексте.

Д.: «Попадья Балдой не нахвалится...»

У.: Как может охарактеризовать Балду строчка «Спит себе на соломе»?

Это не простой вопрос, и, скорее всего, учителю придёт­ся помочь детям, добавить к характеристике Балды слово «непритязательный» — ничего не требующий, всем доволь­ный, неунывающий.

У.: Каким оказался Балда в разговоре с бесёнком?

Д.: Хитрым, умным (запись на доске).

У.: Что ответил Балда на предложение бесёнка? Прочитайте.

Д.: «Засмеялся Балда лукаво...»

У.: Как характеризуют Балду строки: «Где тебе тягаться со мною, / Со мною, с самим Балдою»?

Д.: Как человека, уверенного в себе (запись на доске).

У.: Прочитайте, какое своё условие поставил Балда бе­сёнку.

Выборочное чтение: «Нет, — говорит Балда, —- теперь моя череда».

У.: Этот пример ещё раз подчёркивает какую черту Балды?

Д.: Ум, находчивость.

У.: Как Балда проучил жадного попа? Прочитайте.

У.: Справедливо ли поступил Балда?

Утвердительный ответ детей даёт учителю право запи­сать к характеристике Балды и слово справедливый.

Физкультминутка

3. Работа по тексту может продолжиться и для составле­ния характеристики попа и бесёнка.

Поп показан в сказке как герой жадный — ищет себе дешёвого работника, который был бы одновременно «поваром, конюхом и плотником», проворным да ещё и работал бы бесплатно; глупый

(«толоконный лоб», спрашивает у жены ответа, как ему поступить). Кроме того, последний эпизод показывает, что поп ещё и трусли­вый («и за попадью прячется,/ со страху корячится»). На доске можно сделать запись: жадный, глупый, трусливый.

Бесёнок в сказке также глупый и трусливый. Ученики под­тверждают это выборочным чтением эпизодов из текста.

4. Домашнее задание: перечитать сказку и поработать над лексическим значением слов: выписать в литератур­ную тетрадь устаревшие слова, которые в нашей речи не употребляются, и устно подобрать к ним слова — синонимы из современного языка; принести книгу или сборник сказок А. Пушкина, в котором есть «Сказка о попе и о работнике его Балде».

5. Подведение итогов.

6. Рефлексия.

Урок 17. А. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»

Цели:расширение словарного запаса; развитие умения выразительного чтения (ролевого чтения); соединение раз­личных видов искусства (литературы, музыка, изобразитель­ные искусства) для углубленного осмысления художествен­ного произведения; развитие творческих способностей уча­щихся; формирование эстетического вкуса.

♦ снижение уровня тревожности на уроке.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

В сказках А. С. Пушкина органически слились две ли­тературные культуры: народное творчество и русская клас­сическая поэзия. И неслучайно поэтому автор использует в описаниях и в речи героев слова и выражения, употреб­лявшиеся в народном творчестве и в народной речи в XIX веке. Учащиеся должны выписать в тетрадь по литера­турному чтению следующие устаревшие слова и вы­ражения:служитель, исправно, полба, рознь, авось, проворье, тятя, с дитятей, повадлив, бедство, оброк, недоим­ка, взяла унылость, экого, супостат, молодёнок, слабёнок, думу думать, море смутилось, полно, хлопочешь, вражёнок, полверсты, понапружился.

3.Работе по определению значений этих слов, а также синонимов к ним будет посвя­щена первая часть урока.

4. Вторая часть отводится на ролевое чтение.Вместе с учителем учащиеся выделяют в тексте слова автора, Балды, попа, попадьи, старого беса, бесёнка, определяют, какие чув­ства и настроения они должны передать, читают сказку по ролям. Роль Балды, поскольку она более сложная и много­словная, может взять на себя учитель.

Физкультминутка

5. В третьей части урока можно предложить учащимся про­слушать фрагменты из балета Р. Щедрина «Конёк-гор­бунок»«Ночь», «Золотые рыбки», «Шествие Царя Гороха» и определить, каким эпизодам из сказки подойдёт каждый из отрывков балета.

6. Кроме того, интересной формой работы на уроке может быть анализ иллюстраций к тексту сказки.Коллективно учащиеся рассматривают разные издания «Сказки о попе и о работнике его Балде» и сравнивают рисунки. Считается, что самым выразительным иллюстратором сказок А. Пушки­на был художник И. Билибин. Если книг с его иллюстрация­ми дети не принесут, можно проанализировать рисунки к сказке других иллюстраторов:

• Удалось ли художнику изобразить черты характера героев?

• Как он это сделал, на ваш взгляд?

• Что характерно для одежды Балды, попа, попадьи?

• Какими изображены старый бес и бесёнок?

Кроме того, четвероклассники могут предложить свои рисунки (устное рисование), которых, на их взгляд, не хвата­ет в книге.

Домашнее задание: подумать, как можно изменить сказ­ку, чтобы в ней был счастливый конец; прочитать «Крылатые слова и выражения», помещённые после сказки, и подумать, какие выражения можно использовать для характеристики попа, а какие — для характеристики Балды.

8. Подведение итогов.

9. Рефлексия.

Наши рекомендации