Б) «Он не очень умен; значит, он дурак».
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Объяснить, соблюдены ли правила деления понятий?.............................. 3
а) Источники бывают холодные, горячие, соляные, сернистые. б) Пословицы делятся на древние, новые, аллегорические, нравоучительные, бытовые, исторические. в) Город делится на улицы, площади, скверы............................................................... 3
2. Правильно ли произведено превращение суждения?............................... 4
(Пример: «Ни один лицемер не может быть предателем; значит, все лицемеры являются не предателями». Это суждение типа Е («Ни один S не есть Р»), которое можно превратить в суждение типа А («Все S есть не-Р»): «Все лицемеры являются не предателями». Правильно):......................................................................... 4
а) «Некоторые правонарушители совершеннолетние; значит, некоторые правонарушители несовершеннолетние». б) «Он не очень умен; значит, он дурак». в) «Он слушал рассказ не без интереса; значит, он заинтересованно слушал рассказ». 4
3. Определить фигуру и модус простого категорического силлогизма. Если силлогизм ошибочен, то указать, в чем ошибка (см. алгоритм анализа)....................... 6
Ни один глухонемой не может говорить.................................................... 6
Глухонемые суть душевно нормальные люди............................................... 6
Некоторые душевно нормальные люди не могут говорить....................... 6
4. Установите, является ли первое суждение достаточным основанием для второго? 8
а) У него плохое материальное положение. — Ему необходимо на экзамене поставить высокую оценку. б) Он хорошо учится. — Он достоин именной стипендии. в) Кит дышит легкими. — Кит – морское млекопитающее.................................. 8
Список использованной литературы........................................................... 10
Объяснить, соблюдены ли правила деления понятий?
А) Источники бывают холодные, горячие, соляные, сернистые. б) Пословицы делятся на древние, новые, аллегорические, нравоучительные, бытовые, исторические. в) Город делится на улицы, площади, скверы.
РЕШЕНИЕ:
А) Источники бывают холодные, горячие, соляные, сернистые.
Шаг 1. В данном примере проведена логическая операция деления понятия, так как раскрывается объем понятия.
Шаг 2. Структура деления:
Делимое понятие: «источники».
Члены деления: «холодные», «горячие», «соляные», «сернистые».
Шаг 3. Вид деления: по видообразующему признаку.
Шаг 4. Основание деления: 1. «температура», 2. «химический состав».
Шаг 5. Операция деления является не правильной, так как нарушено правило основания. Ошибка: «несколько оснований».
Б) Пословицы делятся на древние, новые, аллегорические, нравоучительные, бытовые, исторические.
Шаг 1. В данном примере проведена логическая операция деления понятия, так как раскрывается объем понятия.
Шаг 2. Структура деления:
Делимое понятие: «пословицы».
Члены деления: «древние», «новые», «аллегорические», «нравоучительные», «бытовые», «исторические».
Шаг 3. Вид деления: по видообразующему признаку.
Шаг 4. Основание деления: …
Шаг 5. Операция деления является не правильной, так как нарушено правило основания. Ошибка: «несколько оснований», что ведет за собой ошибку перекрещивания объемов.
В) Город делится на улицы, площади, скверы.
Шаг 1. В данном примере не проведена логическая операция деления (таксономическое деление) понятия, так как не раскрывается объем понятия, а осуществляется разделение целого на части (мереологическое деление).
2. Правильно ли произведено превращение суждения?
(Пример: «Ни один лицемер не может быть предателем; значит, все лицемеры являются не предателями». Это суждение типа Е («Ни один S не есть Р»), которое можно превратить в суждение типа А («Все S есть не-Р»): «Все лицемеры являются не предателями». Правильно):
А) «Некоторые правонарушители совершеннолетние; значит, некоторые правонарушители несовершеннолетние». б) «Он не очень умен; значит, он дурак». в) «Он слушал рассказ не без интереса; значит, он заинтересованно слушал рассказ».
РЕШЕНИЕ:
а) «Некоторые правонарушители совершеннолетние; значит, некоторые правонарушители несовершеннолетние».
Шаг 1. Определяем, к какому типу относится суждение (А, Е, I, О): «Некоторые правонарушители (S) совершеннолетние (Р)». Данное суждение – частноутвердительное, типа I: Некоторые S есть Р.
Шаг 2. Схема вывода превращения частноутвердительного суждения:
Некоторые S есть Р. (I)
Некоторые S не есть не-Р. (О)
Шаг 3. На естественном языке умозаключение должно быть следующим:
Посылка:
Некоторые правонарушители совершеннолетние.
Заключение:
Некоторые правонарушители не есть несовершеннолетние.
Шаг 4. Умозаключение «Некоторые правонарушители совершеннолетние; значит, некоторые правонарушители несовершеннолетние» неправильное, так как отсутствует отрицание в связке.
б) «Он не очень умен; значит, он дурак».
Шаг 1. Определяем, к какому типу относится суждение (А, Е, I, О): «Он (S) не есть очень умен (Р)». Данное суждение – общеотрицательное, типа Е: Ни один S не есть Р.
Шаг 2. Схема вывода превращения общеотрицательного суждения:
Ни один S не есть Р. (Е)
Все S есть не-Р. (А)
Шаг 3. На естественном языке умозаключение должно быть следующим:
Посылка:
Он не есть очень умен.
Заключение:
Он есть не очень умен.
Шаг 4. Умозаключение «Он не очень умен; значит, он дурак» неправильное, так как слово «дурак» не тождественно словам «не очень умный».