Кресты: прямой, Андреевский, восьмиконечный, вилообразный

Крест - составляет одну из главнейших геральдических фигур. Основными типами для всех разновидностей крестов служат прямой, Андреевский,восьмиконечный и вилообразный. Прямой, или геральдический (классический), крест образуется из соединения столба и пояса. В земельных, а также в русских родовых гербах, разновидности крестов почти никогда не указываются, хотя эта фигура изображается весьма разнообразно.

Кресты: прямой, Андреевский, восьмиконечный, вилообразный - student2.ru

Стропило.

Стропило (шеврон) - состоит из двух перевязей восходящих из нижних углов щита и сходящихся вверху, образовывая вершину в середине верхней стороны щита. В некоторых источниках указывается, что перевязи не должны достигать верха щита. Стропило может быть опрокинуто. Эта фигура считается главной, наравне с крестом.

Иногда несколько почётных фигур соединяют вместе на одном щите, так получаются сложные почётные фигуры. Такие соединения чаще всего образуются из пояса, столбов и перевязи. Их известно около двухсот, но путём несложных подсчётов можно определить, что сложных почётных фигур может быть не менее 39000.

Простые фигуры.

Простые фигуры произошли из почётных путём их уменьшения, урезания, удвоения и т.д. Они могут располагаться по направлениям почётных фигур, то есть в столб, в пояс, в крест и так далее, и помещаться на (поверх) почётных фигурах. По своей форме они делятся в основном на треугольные ("остриё", "клин", "треугольник"), четырёхугольные ("квадрат", "брусок", "гонт", "ромб"), круглые ("монета" или "круг", "шар", "дуга") и условные ("титло" или "турнирный воротник").

Простые фигуры иногда изображаются не сплошными, а с отверстием посередине. Если внутренние контуры параллельны наружным, то фигура называется сквозной. А если внутренние контуры представляют собой окружность, то фигура называется просверленной.

Острие- треугольник, имеющий основанием одну из сторон щита или его основание.

Клин - прямоугольный треугольник, обычно расположенный в правом верхнем углу щита. Клин редко используется самостоятельно. Обычно щит бывает разделен на некоторое число клиньев, образующих, похожую на крылья ветряной мельницы.

Треугольник - в Российских земельных гербах не встречается.

Квадрат - равносторонний прямоугольник.

Брусок - прямоугольник, у которого основание равно половине высоты.

Гонт - прямоугольник, у которого высота равна половине основания; в Российских гербах не встречается. Многочисленные гонты часто рассыпаны по всему полю, в таком случае щит описывается как «усыпанный гонтами».

Ромб – это фигура в форме бриллианта. Как правило, изображается с острым верхним углом, имеет несколько вариантов. Сквозной ромб – ромбовидная фигура с вынутой сердцевиной, чтобы показать щит. Вытянутый ромб называют веретеном.

Монета (бизант), или золотой кружок - изображается металлическим кружком. Её ещё называют византийской, т.к. первые монеты, появившиеся на гербах, были византийскими золотыми монетами, привезёнными рыцарями в Европу.

Шар - финифтяный кружок.

Дуга - криволинейная полоса, образованная дугами двух концентрических окружностей. Обычно встречается в горизонтальном положении.

Кресты: прямой, Андреевский, восьмиконечный, вилообразный - student2.ru

Титло.

Титло - изображается в главе щита в виде трапеции имеющей два выреза снизу. Титло служит указанием того, что герб, в щите которого оно находится тот же, что и основной земельный герб территории. Эту фигуру иногда называют турнирным воротником или фигурой о трёх зубцах.

Кресты: прямой, Андреевский, восьмиконечный, вилообразный - student2.ru

Кайма.

Кайма - представляет собой прямоугольник, вписанный в щит. Площадь каймы равна одной третьей части от площади щита. Если кайма не касается сторон щита, то она называется внутренней каймой. Узкая кайма (занимающая менее 1/3 площади щита), называется опушкой. Встречаются зубчатые и волнообразные опушки.

Кресты: прямой, Андреевский, восьмиконечный, вилообразный - student2.ru
Вольная часть.

Вольная часть - это прямоугольник, занимающий площадь несколько меньшую, чем первая часть четверочастного деления. Он помещается в гербах городов и содержит в себе земельный герб территории (района, области или страны), к которой этот город принадлежит. Если помещённая в гербе фигура по своему виду не оставляет места в правом верхнем углу, то вольная часть размещается в левом верхнем углу щита. Вольная часть подразделяется на декстер (правая вольная часть) и синистер (левая вольная часть). И, наконец, щиток. Из названия видно, что это копия формы щита. Располагается он в центре, занимая треть площади щита.

Размещаясь в щите по несколько, геральдические фигуры могут покрывать его сплошь, образуя щит, разделённый поясами, столбами или перевязями. Отличие такого щита от щита, в котором произведено несколько рассечений, пересечений или скошений (даже если количество полей в них одинаково), состоит в том, что в первом щите только один металл и одна финифть.

Простые фигуры могут делить не только щит, но и почётные фигуры, которые в этом случае, называются составленными. Квадраты, сплошь покрывая щит или почётную фигуру, делают их шахматными. Если в щите квадраты нижнего ряда начинаются под серединой квадратов верхнего, то щит называется, сдвинуто шахматным. Гонты одного металла или финифти сплошь покрывая щит или фигуру образуют стену, при этом очертания гонтов называются швами. Щит, составленный или разделённый геральдическими фигурами, образует одно поле, в котором могут быть изображены гербовые фигуры.

Фигуры негеральдические.

Число негеральдических фигур бесконечно, но некоторые из них, употребляясь в геральдике наиболее часто в виде известного символа или эмблемы, вызвали особые правила для своего положения, вида, формы, цвета, позы, состояния (для естественных и воображаемых фигур) и сочетания между собой, получив, таким образом, особые свойства. Помещаясь в щите такие фигуры, всегда изображаются одинаково, в то время как другие могут иметь совершенно произвольный вид.

Таким образом, каждая фигура имеет в щите определённое положение. Это положение является лишь относительным по отношению ко всем остальным местам и фигурам, поэтому такое положение, т.е. место, занимаемое фигурой на щите, называется относительным положением фигуры. Но некоторые негеральдические фигуры имеют свои особые формы, вид, положение, совершенно не зависящие от того в каком месте на щите фигура находится. Это второе, постоянное положение, в котором находится фигура, или вид который она имеет, называется абсолютным положением фигуры.

Хотя разные фигуры имеют разные абсолютные положения, существуют некоторые общие положения для всех негеральдических фигур. Так все помещённые в щите фигуры должны быть обращены передней стороной в правую сторону щита. Если они повёрнуты влево, то они называются повёрнутыми или обращёнными. Исключения из этого правила составляют фигуры симметричные, круглые, плоские, помещённые в анфас и некоторые другие, для которых определены свои особые положения. Например, пешая человеческая фигура изображается почти в фас, лишь с небольшим поворотом вправо.

Две, или несколько фигур, могут помещаться в щите так, что передние их части иногда обращены одна к другой, а иногда и в противоположные стороны. В первом случае фигуры будут сходящиеся, а во втором расходящиеся. Часто фигура изображена так, что видна лишь её передняя половина. Такая фигура называется выходящей или возникающей. Если видна только голова, а у изображений животных и концы передних лап, то фигура будет считаться выглядывающей. Встречаются также не целые изображения фигур, а лишь каких-нибудь её частей. В этом случае, если линия, по которой эта часть отделена от целого, является неровной, а в изображениях животных - в виде клочьев кожи или шерсти, фигура называется оторванной.

Искусственные фигуры в щите часто изображаются пересекающимися или скрещивающимися; если они в этом случае образуют прямой крест, то они называются расположенными в кресте; если же пересечение образует андреевский крест, то фигуры помещены на крест.

Позы и положения фигур.

Бегущий (англ. сourant) – изображается с конечностями, вытянутыми вместе вперёд и назад, то есть оторвавшийся от поверхности.

Вздыбленный (англ. rampant) – изображается стоящим на задних конечностях, причём правая выставлена вперёд, с передними конечностями, выставленными перед собой. Правая конечность несколько поднята вверх, а левая – вниз. Эта поза считается нормальной только для льва, поэтому при его описании не уточняется, но при блазонировании всех остальных животных должно быть упомянуто (например, "вздыбленный грифон" и т.п.).

Впрям (англ. affronty) – изображается повёрнутым передней своей частью к зрителю, анфас. Это относится как к целым животным, так и к отдельным их головам; человек в гербах почти всегда изображается впрям.

Впрям смотрящий (англ. guardant) – изображается с головой, повёрнутой к зрителю, так что видны оба глаза.

Всплывающий (англ. haurient) – применяется к рыбе, изображаемой вертикально, головой вверх; то же, что «в столб».

Завязанный узлом (англ. nowed) – применяется к змее, изображаемой с телом, изогнутым и переплетённым на подобие кренделя, а также к каким-либо частям животного (например, к хвосту).

Кровоточащий (англ. vulned или distilling drops of blood) – может применяться к геральдическому пеликану, кормящему птенцов кровью из своей расклёванной груди, или к отдельным частям тела человека или животного (голове, руке или лапы), изображаемых с капающей с них кровью.

Летящий (англ. volant) – применяется к птице или крылатому зверю, изображаемому с распростёртыми крыльями, оторвавшимся от поверхности.

Ныряющий (англ. urinant) - применяется к рыбе, изображаемой вертикально, головой вниз; то же, что «опрокинутый в столб» (ср. «всплывающий»).

Обернувшийся (англ. reguardant) – изображается оглядывающимся назад, то есть с головой, повёрнутой в противоположную сторону.

Обращённые (англ. contourne) – применяется к фигурам, изображаемым развёрнутыми передней своей стороной влево, то есть противоположно нормальному геральдическому расположению.

Отдыхающий (англ. couchan) – изображается лежащим, с вытянутыми вперёд передними конечностями и поднятой головой.

Плывущий (англ. naiaint) применяется к рыбе, изображаемой горизонтально, головой вправо. Однако такое положение рыбы есть нормальное, поэтому может вовсе не блазонироваться (ср. «всплывающий»).

Пожирающий (англ. vorant) – изображается заглатывающим кого-то или что-то, то есть с частью добычи, виднеющейся из разверстой пасти. Часто так изображается геральдический дельфин, пожирающий небольшую рыбу, но самый известный пример – герб Герцогства Миланского со змеем, пожирающим младенца (хотя в действительности – в соответствии с легендой, иллюстрацией к которой является герб – змей не заглатывает, а наоборот – изрыгает из себя младенца).

Пронзённый (англ. enfiled) – проткнутый насквозь каким-либо предметом горизонтально, вертикально, наискось справа или слева.

Противоидущие (англ. counter passant) – применяется к двум животным, расположенным рядом и идущим в противоположных направлениях, причём правое обращено головой вправо, а левое животное – головой влево. Или к двум животным, расположенным в столб, одно под другим, из коих верхнее повёрнуто, как и положено, вправо, а нижнее – влево.

Противопоставленные (англ. combattant) – применяется к фигурам, изображаемым рядом, повёрнутыми друг к другу передними сторонами (то же, что «борющиеся» применительно к двум вздыбленным животным в этой же позиции).

Противопоставленные обращённые (англ. addorsed) – применяется к фигурам, изображаемым рядом, повёрнутыми друг к другу задними сторонами, а к краям щита - передними сторонами.

Прыгающий (англ. salient) – изображается стоящим на сомкнутых задних конечностях, с передними конечностями, вытянутыми вперёд и вверх.

Раненый (англ. vulned) – изображается с пятном червлёной крови, причём указывается место, где находится рана (например, раненый в плечо, раненый в грудь и т.п.), также см. «кровоточащий».

Сидящий (англ. sejant) – изображается сидящим, опирающимся на прямые передние конечности; но имеется исключение из этого правила для белок и мышей, которые изображаются сидящими с передними лапками поднятыми перед собой, наподобие «вздыбленно-сидящего льва»

Согнутый (англ. embowed) – применяется к рыбе, изображаемой вертикально и согнутой в дугу вправо; также применяется к руке, согнутой в локте.

Соединённые (англ. conjoined) – применяется ко всем фигурам, расположенным так, что касаются друг друга.

Спящий (англ. dormant) – изображается лежащим, с вытянутыми вперёд передними конечностями и положенной на них головой.

Стоящий (англ. statant) – изображается, в отличие от «шествующего», стоящим на всех четырёх прямых конечностях.

Шествующий (англ. passant) – изображается ступающим на три конечности, причём правая передняя вытянута вперёд и немного вверх, левая передняя и правая задняя выставлены немного вперёд, а задняя левая несколько вытянута назад.

Негеральдические фигуры делятся на:

-Естественные: изображения предметов природного происхождения.

-Искусственные: изображения предметов созданных руками человека.

-Фантастические: изображения предметов или существ созданных человеческим воображением.

Естественные фигуры.

Эти фигуры образуют самую большую группу негеральдических фигур, которые делятся на изображения: бесплотных сил и святых; человека; животных; растений; планет; звёзд и стихий.

1. Бесплотные силы и святые.

Главнейшим из них является изображение Иисуса Христа на руках Пресвятой Девы и на образе Спаса Нерукотворного; Пресвятая Дева с Предвечным младенцем на руках, окружённая шестью ангелами. Из архангелов встречается лишь изображение Михаила и его крыльев. Ангелы, херувимы изображаются в образе прекрасных юношей в белых одеждах с двумя, четырьмя и шестью крыльями. Из изображений апостолов, в гербах встречаются изображения св. апостола Павла с мечом, и св. апостола Петра с ключами. Из изображений святых в гербах встречаются: Св. Победоносец Георгий - на коне, поражающий конём змея. Св. Великомученица Екатерина со своими атрибутами - колесом с остриями и чётками. Св. царевич Дмитрий Иоаннович. Нечистая сила - дьявол, изображён поражаемый св.Архистратигом Михаилом.

К мифологическим божествам относится Геркулес, его палица; Нептун, его трезубец; Жезл Меркурия, служащий символом торговли. Из эмблематических изображений, в гербах встречается река - в виде старика с длинными волосами и густой бородой, увенчанного венком из тростника, лежащего в камыше и облокотившегося на урну, из которой течёт вода. Исторические лица в российских гербах не встречаются, а из предметов, им принадлежащих, в некоторых гербах изображён щит Ермака.

2. Изображение человека.

Человек и части его тела часто появляются в геральдике, в основном указывая на врагов, что в целом характерно для средневекового периода. Изображения эти довольно разнообразны. Человек может быть изображён нагим, одетым, вооружённым и т.д. (трактуется в зависимости от прочих символов). Чаще других в гербах встречается Погон - всадник, скачущий с поднятым мечом, воин в латах, украинский казак, князь в епанче и с мечом, пандур, скачущий почтальон, русский ратник, вооружённый рыцарь, и даже старуха с костылём. Из частей человеческого тела: епископское лицо, глаз, сердце, сердце со стрелами, руки отрезанные, рука в латах с мечом. Довольно часто можно увидеть изображение руки выходящей из облака с различными предметами: с булавой, с мечом, с мечом и державой, с луком и стрелой, с камнем, держащей покров, с крестом, с ключом, со щитом. Некоторые из перечисленных изображений имеют особое символическое значение. Например: две перекрещенные руки означают верность дружбе; правая рука с вытянутыми указательным и средним пальцами называется десницей и означает верность присяге, клятве; рука с мечом - означает храбрость, мужество; две соединяющиеся руки служат символом верности.

Изображение королей и королев (царей и цариц) в геральдике считается высочайшей честью. В большинстве случаев запечатленный монарх имеет тенденцию быть анонимным. Нередко в гербах появляется и человеческое сердце. Иногда в Средние века на гербах могли появляться мужские и женские гениталии.

3. Изображения животных.

Хотя ранняя геральдика состояла в основном из простых геометрических узоров (для облегчения идентификации на расстоянии) – звери, птицы и чудовища начали появляться как эмблемы на щитах и флагах задолго до рождения геральдики как таковой. Известно, что в Древней Греции афиняне выбрали сову в качестве символа своего города.

Изображения животных по правилам геральдики должны быть обращены в правую (геральдическую) сторону, как исключение встречаются искривленные (обращенные влево). Изображение глаз, когтей и языка животного цветом, отличным от цвета фигуры меняет трактовку символа.

Эту группу негеральдических фигур можно разбить на три отдела: млекопитающие; птицы; пресмыкающиеся: рыбы, насекомые, ракообразные и позвоночные.

Млекопитающие.

Лев - Обычно символизирует власть, отважность, силу, храбрость, милость и великодушие. Наиболее распространенный геральдический зверь. Возможно, что лев был самой первой геральдической фигурой. Лев считался царем животных, был, естественно, любимым символом у воюющих людей средневековой Европы. Все позы и наклоны геральдической фигуры называются «позициями», и это особенно относится к живым существам. Неудивительно, что льву позволено иметь наибольшее количество таких геральдических позиций – не менее 60. Его абсолютное положение в щите должно быть в профиль, поднявшегося на задние лапы, с высунутым языком и концом хвоста, обращённым к спине. Но это классическое положение хвоста в русской геральдике не соблюдается, и хвост иногда делают двойным. Кроме своего обычного положения, иногда в русских гербах льва изображают обращённым, вооружённым мечом и щитом, коронованным. Трактуется по-разному, в зависимости от цвета, позы изображения и атрибутов. Это необходимо прежде всего для сохранения индивидуальности гербовой композиции.

Леопард - символизирует храбрость и отвагу. Леопардом называют льва, когда он изображён в щите идущим, с повёрнутой в анфас головой. Поэтому, если лев изображён в щите идущим, но с головой повёрнутой в профиль, то он называется леопардным львом. Если леопард изображён в положении льва, на задних лапах - он львиный леопард. Иногда в гербах можно встретить леопарда лежащим.

Медведь - символ предусмотрительности и силы, обычно изображается чернью и всегда в профиль, часто поднявшимся на задние лапы, реже идущим, лежащим, а также в берлоге.

Агнец, агнец стад Христовых - так называется изображение ягнёнка несущего в передней ноге хоругвь - символ доброты.

Бык - символ плодородия земли, труда, терпения и скотоводства; в гербах обычно изображается идущим, играющим, пасущимся и стоящим.

Волк - символ злости, прожорливости и алчности.

Кабан - символ мужества и неустрашимости.

Конь (лошадь) - символизирует храбрость, остроту зрения, силу, быстроту, ловкость, совмещая в себе свойства нескольких животных. Изображается всегда в профиль стоящим, бегущим, пасущимся, скачущим. А также в момент прыжка (с целью преодоления препятствия), вздыбленным.

Кошка - символ независимости.

Овца - символизирует кротость, сельскую жизнь.

Олень - символизирует победоносного воина, от которого бежит неприятель.

Собака - символизирует преданность и повиновение. На гербах изображают только борзых.

Кроме указанных в русских гербах можно встретить и других животных: барана; белку; бобра; верблюда; горностая; зайца; зубра; кита; козу; куницу; лису; лося; мышь; песца; рысь; соболя; тигра; хорька.

Из отдельных частей животных в гербах помещены головы барана, буйвола, коня, леопарда, льва и оленя; челюсти волчьи; шкуры звериные.

Птицы.

После зверей второй по важности геральдической фигурой, является птица. В русских гербах птицы представлены весьма широко.

Ворон - символ долголетия, предусмотрительности.

Голубь - символ чистоты и мирных намерений.

Журавль - с камнем в лапе, символизирует бдительность, он же летящий.

Орёл - символ власти, господства, великодушия и прозорливости. Абсолютное его положение - в анфас, показывая грудь и переднюю, часть тела, с широко распростёртыми крыльями, концы которых обращены к верху. Голова должна быть повёрнута вправо. Но он часто имеет и другие положения. Орёл часто изображается увенчанным короной, княжеской шапкой, держащим в лапах (в когтях) скипетр, державу, молнии (перуны) и лавровые ветви. Иногда его изображают летящим, парящим в воздухе, сидящим, распростёршим крылья, взлетевшим на башню. Если орёл изображён так, что видна лишь верхняя часть его туловища и концы крыльев, то он называется возникающим, если же видны одно крыло и бок орла, то орёл называется вылетающим.

Павлин - символ тщеславия (изображается с распущенным хвостом) включается в герб как знак победы над врагом тщеславным и гордым.

Петух - символ борьбы, боя.

Райская птица - символ тщеславия и суетности.

Сова - символизирует мудрость.

Сокол - символ красоты, храбрости и ума изображался отдельно и в короне, сидящим, летящим и парящим.

Феникс - символизирует бессмертие.

Цапля - символизирует бдительность, пугливость, трусость.

Помимо перечисленных в русских гербах можно встретить и других птиц.

Пресмыкающиеся, рыбы, насекомые, ракообразные и позвоночные.

Змей в русской геральдике представлен довольно широко. Изображение змея имеет целый ряд символических значений:

- Змей - символ предосторожности, мудрости и хитрости;

- Змей, поражаемый св. Георгием или Ар. Михаилом - символ зла.

- Змей, свернувшийся кольцом - символ здоровья;

- Змей, держащий во рту собственный хвост - символ вечности;

- Змей, ползущий - символ печали, зависти, раздора, неблагодарности;

- Змей, пьющий из чаши - символ медицины.

Рыба чаще всего изображается без определения породы. Дельфин - эмблема силы. Из конкретных пород рыб в гербах встречаются: вырезуб, карась, лосось, осётр, пеструшка, сельдь, сёмга, стерлядь.

Из насекомых в гербах встречаются:

Бабочка - символизирует ветреность, непостоянство;

Муравей - символизирует трудолюбие, покорность;

Пчела - символ трудолюбия, и пчеловодства;

Из ракообразных, представлен лишь рак. Из изображений беспозвоночных встречаются раковина улитки и жемчуг.

4. Изображения растений.

Изображения растений встречаются в гербах довольно часто, причём обычно указывается, какое именно растение в гербе помещено:

Роза - символ любви (как земная, так и Божественная). Геральдические авторы наделили розу множеством свойств. Ее рассматривают как эмблему загадки и тайны – будучи красивой, мягкой и сладко пахнущей, она якобы окружена дьяволом, который проявляется через ее шипы. В средневековой Англии роза была символом королевской семьи. Кроме того, роза имеет и геральдическую форму: в гербах она изображается в виде розетки, состоящей из четырёх или пяти лепестков и пяти шипов, с кружком (сердцевиной) в середине. Иногда сердцевина изображается другим металлом или финифтью.

Лилия - символ доброй надежды, непорочности. Лилия ассоциировалась с королевским домом Франции задолго до появления геральдики. Возможно, геральдическая лилия – это выраженная языком геральдики изображение касатика (ириса). В современной геральдике вариант усыпанного лилиями герба называется просто «старинный французский», а вариант с тремя лилиями – «новый французский».

Дуб - символ крепости и силы;

Оливковое дерево - символизирует мир;

Пальма - символ долговечности;

Сосна - символ жертвенности.

В геральдике используется изображение и других растений.

5. Изображения планет, звёзд и стихий.

Солнце - символ истины, правды, мудрости, провидения и плодородия. Изображается в виде диска, окружённого 8-ю прямыми и 8-ю извилистыми лучами или сплошным сиянием. Диск обычно изображает человеческое лицо. Если солнце помещено в верхнем углу щита, то оно называется восходящим. Иногда изображается только сияние или только лучи солнца.

Луна или полумесяц - изображается в виде серпа, рога которого направлены вверх, причём серп луны может иметь человеческий профиль. Если рога луны направлены вниз, то полумесяц считается опрокинутым. Важно отметить, что размещение полумесяца в местных Российских гербах означает, что на территориях, к которым принадлежат эти гербы, преобладает ислам (полумесяц - один из основных символов мусульманства).

Звезда - помещаясь в гербах, обычно имеет шесть лучей, но иногда в Российской геральдике встречаются пяти- и восьми лучевые звёзды. В наших гербах изображения звёзд и планет всегда металлические.

Облака - обычно изображаются серебром. Вода - чаще всего изображается лазурью, иногда серебром. Море. Озеро. Река - изображается в виде геральдических столбов, поясов и перевязей. Огонь - изображается в виде костра или пламени. Земля - часто изображается поросшей цветами. Берег. Остров. Изображения земной поверхности в гербах обычно указывают на условия, присущие именно этой конкретной территории. Это скалы, луга, сопки, дороги, горные породы, камни, слитки серебра, соль и даже могилы.

Искусственные фигуры.

Искусственные фигуры подлежат простой трактовке (часто обозначают именно то, что изображают, исключая гербы тайных орденов и союзов).

Посох - символ духовной власти, святительства, встречается в гербах епископов и архиепископов.

Четки - принадлежность к командорам и рыцарям ордена Госпитальеров, а также аббатам и аббатисам.

Двуглавый Орёл чёрного цвета - символ императорскойвласти. Символ Российского государства.

Венцы - золотой, лавровый, дубовый, жемчужный, из роз.

Корона - императорская корона, княжеская, королевская, городская, царская, железная.

Руно золотое - изображается в виде перевязанного лентой, поперёк туловища, барана.

Цвета Империи - чёрный, жёлтый и белый.

Духовный быт внёс следующие фигуры: Евангелие, церковь, стена монастырская, кадило, колокол, подсвечник, митра архиерейская и т.д. Общественный и домашний быт тоже внесли в геральдику свои фигуры: бочка, весы, дрова, инструменты, тюки товаров, цепи и т.д.

Сельский быт дал много изображений земельным гербам: борона, грабли, житница, копна сена, лемех, мельницы водяные и ветряные, серп и т.д. Военный быт в геральдике выразился весьма разнообразно: башни, ворота крепостные, кинжал, клинок меча, копьё, лук со стрелами, меч, пушка, ружьё, сабля, шашка, шпага, щит с крестом и т. д.

Фабрично - заводская деятельность отразилась в геральдике следующими фигурами: клещи, ключ, кузница, лом, лопата, молот железный, наковальня, печь доменная, шахта и т. д.

Строительное искусство: башня, вал земляной, ворота, замок, колонна, курган, обелиск, памятник, постамент, стена городская и т.д.

Морской быт представляют следующие фигуры: барк, буй, вёсла, гавань, галера, корабль, мачта, маяк, плоты, пристань, уда, якорь и т.д.

§5.2.3. Фантастические фигуры.

Люди склонны бояться чего-то неизвестного или странного, поэтому неудивительно, что в средневековых гербовниках мы находим множество примеров мифологических существ, таких как грифоны, драконы, кентавры, единороги, русалки и других представителей фантастического животного мира. Подобные существа могли быть продуктом геральдического «преувеличения». Большинство же средневековых людей верило, что такие животные действительно существуют.

Гриф (Грифон)- символ могущества и власти, защитник золота и спрятанных сокровищ.Он изображается с передней частью орлиной, а задней - львиной.

Крылатый змей - символ смуты и зла. В описании некоторых гербов крылатый змей назван драконом.

Дракон - символ силы и могущества. Дракон изображается с головой и ногами грифа, туловищем крокодила, крыльями летучей мыши, языком змеи и рыбьим хвостом - символ невежества, язычества, нечистой силы. У него часто имелись рога на голове и хохолок (гребень), его хвост имел шипы и был заострен.

Единорог – символ чистоты. Это вид лошади, часть которой представляет античную антилопу с большим закручивающимся рогом, растущим изо лба. Также единорог изображается с хвостом льва, ногами козла и маленьким пучком волос под подбородком. Изображался белым, за исключением рога, пучков гривы, копыт, которые изображались золотыми. Единороги часто использовались в качестве щитодержателей.

Гарпия - фигура с лицом девушки и туловищем орла - символ порока и страстей.

Гидра - чудовище с семью головами, одна из которых, обязательно полуотрублена - символ подвига, высокой доблести и преодоления тяжёлых препятствий на пути к ним.

Русалка искушала моряков всеми возможными способами, имела женское тело с рыбьем хвостом. Вероятно, ее образ возник из видений морякам морских животных – дюгоня или ламантина.

Сирена – родная сестра русалки, женщина с двумя рыбьими хвостами - символ стремления к трем наслаждениям - любви, музыке и вину.

Наши рекомендации