Стилистические ресурсы словообразования

Словообразование в русском языке имеет достаточно богатые стилистические ресурсы. Словообразование вызывает стилистический интерес в следующих случаях:

1)если аффиксация вызывает эмоционально-экспрессивную окраску слова (дочь – нейтральное, дочурка – уменьшительно-ласкательное; солдат – нейтральное, солдатня - пренебрежительное);

2)если аффиксация способствует функционально-стилевой закрепленности слова (потребовать – общеупотребительное, востребовать – официально-деловой);

3)если особенности словообразования того или иного слова ограничивают сферу его употребления: оно становится диалектным, профессиональным или получает жаргонный оттенок ( свистеть - общеупотребительное, свистать – профессиональное; мультфильм - общеупотребительное, мультяшка – жаргонное; покой - общеупотребительное, спокой – диалектное);

4)если особенности словообразования становятся причиной архаизации слова, на смену которому в современном русском языке приходит однокоренной синоним с другим аффиксом (рыбак - общеупотребительное, рыбарь - устаревшее);

5)если словообразование используется для создания индивидуально-авторских неологизмов (померсикать – Нагибин; окошкодохлиться – Чехов).

Остановимся более подробно на стилистических ресурсах словообразования в русском языке.

Создание оценочных значений средствами словообразования

У разных частей речи оценочность, создаваемая аффиксацией, проявляется по-разному. Наиболее сильной экспрессией обладают суффиксы существительных. Яркое оценочное значение имеют существительные, образованные с помощью размерно-оценочных суффиксов (уменьшительно-ласкательных и увеличительных). Уменьшительно-ласкательные придают слову положительную оценку (домик, деточка, рученька), увеличительные (домище, детина, ручища) включают и оттенок негативной оценки. Выделяются суффиксальные образования с устойчивой грубовато-шутливой окраской (бумаженция, книженция). Существуют в русском языке характерные суффиксы собирательных существительных, которые придают слову пренебрежительный оттенок (солдатня, пацанва, воронье); суффиксы отвлеченных существительных с негативной оценкой (спанье, суетня, кислятина, галдеж, скукота). Отрицательное оценочное значение ( пренебрежительное, уничижительное, насмешливое) выражают суффиксы, указывающие на категорию лица (воображала, гуляка, слабак, летун, ловкач, холуй, разгильдяй).

Стилистически окрашенных префиксов у существительных намного меньше, чем суффиксов. Можно привести лишь некоторые примеры (раскрасавица,супергерой, экстрасовершенство и т.п.). Эти слова выразительны и привлекают особое внимание за счет приставок.

Прилагательные также могут получить дополнительную эмоционально-экспрессивную окраску за счет ряда аффиксов. К ним относятся, например, разнообразные суффиксы субъективной оценки, положительной (малюсенький, махонький) и отрицательной ( высоченный, здоровенный); приставки, указывающие на степень проявления признака ( всесильный, предобрый, развеселый). Особой выразительностью обладают прилагательные, образованные повторением слов (иногда с добавлением приставки) и указывающие на сильное проявление признака (милый-милый, добрый-предобрый).

Эмоционально-экспрессивную окраску придают суффиксы местоимениям (нашенский, ничегошеньки, таковский). Достаточной экспрессией обладают и некоторые суффиксы наречий (рядком, вприкусочку, давненько, полегоньку, ранешенько.).

Ряд интересных словообразовательных моделей с яркой стилистической окраской можно выделить среди глаголов:

1) экспрессивны обычно глаголы, образованные от местоимений (якать, тыкать, выкать), от междометий ( охать, ахать, тявкать);

2)дополнительные смысловые оттенки (неодобрение, порицание) имеют глаголы на -ничать (активничать, ехидничать, насмешничать и др.);

3)сниженную окраску и разговорно-просторечный характер имеют глаголы типа тормознуть, спекульнуть;

4)усиливают экспрессивную окраску глагола некоторые приставки (прифрантиться, поистратиться, подзаработать, обхохотаться, прихватить, попридержать), которые тоже придают словам сниженную разговорную окраску.

Стилистическую активность в процессе словообразования проявляют также междометия и частицы. Некоторые из них получают яркую экспрессию благодаря суффиксам (баюшки, баюнюшки, охохонюшки, аиньки, агунюшки, нетушки, спасибочки).

Словообразовательные архаизмы и их стилистические функции

На фоне современных словообразователых аффиксов стилистически выделяются устаревшие, которые превращают слово в словообразовательный архаизм, вытесненный синонимом с современным суффиксом. Большинство словообразовательных архаизмов отличается от современных вариантов суффиксом ( ср. лодка – ладья, дерзкий - дерзостный, нервный – нервический). Некоторые слова имеют устаревшие приставки ( ср. свергнуть – низвергнуть, переступить, преступить, приготовить – уготовить). Особую группу словообразовательных архаизмов составляют сложные слова, созданные как кальки с греческого языка по устаревшим сейчас моделям: благовоние, достопамятный, злокозненный, всеславный. В современных словарях большинство словообразовательных архаизмов дается с пометой уст. Однако достаточная часть архаизмов выделяется пометой высок., указывающей на их торжественное, возвышенное звучание (преисполнить, собрат, владычествовать). Некоторые архаизмы имеют помету шутл., например, в определенном контексте шутливый оттенок приобретает слово одеяние. Единичные словообразовательные архаизмы закрепляются словарями за официальным стилем (предуведомить, предуказать).

В художественной литературе словообразовательные архаизмы выполняют следующие стилистические функции:

1)придают речи возвышенное звучание;

2)воссоздают колорит минувших эпох;

3)являются средством создания речевой характеристики героев, живших в определенное время;

4)используются для выражения иронически-шутливого отношения.

Наши рекомендации