Модуль 1. история античной литературы

ЗАНЯТИЕ 1. Термин и понятие «античная литература»

1.Термин и понятие "античная литература", ее исторические, хронологические и локальные границы.

2. Цель и задачи курса.

3. Периодизация истории античной литературы.

4.Значение античной литературы для развития европейской и русской культуры.

Литература

1. Античная цивилизация. М., 1973.

2. Античность как тип культуры. М., 1988.

3. Боннар А. Греческая цивилизация. T.I - 3. М., 1992.

4. Егунов А.Н. Гомер в русских переводах XVIII - XIX вв. – М.-Л., 1964.

5. Иванов В. Дионис и прадионисийство //Архаический ритуал в фольклорных и

раннелитературных памятниках. – М., 1988.

6. Майофис М. "Рука времени", "божественный Платон" и гомеровская рифма в

русской литературе первой половины 19 века: Комментарий к непрочитанной

поэме Н.И. Гнедича // Новое литературное обозрение - 2003 - №2 .

7. Мальчукова Т.Г. Античность и мы. Книга для учителя. Петрозаводск, 1991.

8. Мальчукова Т.Г. Античные традиции в русской поэзии. Петрозаводск, 1990.

9. Преображенский П.Ф. В мире античных идей и образов. – М., 1977.

10. Савельева Л.И. Античность в русской поэзии конца XYIII – начала XIX века.

Казань, 1980.

11. Савельева Л.И. Античность в русской романтической поэзии (поэты пушкинского

круга). Казань, 1986.

ЗАНЯТИЕ 2. Миф как историко-культурная категория, развитие греческой мифологии

1. Понятие о мифе.

2. Классификация мифов. Примеры из различных мифологий.

3. Основные этапы развития древнегреческой мифологии. Хтонический период.

4. Олимпийская мифология: греческий пантеон. Примеры из произведений искусства

разных эпох, в которых используются образы олимпийских богов.

5. Греческие герои и их подвиги.

6. Древнегреческие мифы о превращениях как разновидность этиологических мифов.

Литература

1. Мифологический словарь. М., 1990.

2. Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2-х тт. М., 1980-1982.

3. Аполлодор. Мифологическая библиотека. Л., 1972.

4. Грейвс Р. Мифы древней Греции. М., 1992.

5. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М., 1975.

6. Легенды и сказания древней Греции и Рима. М., 1987.

7. Успенские В. и Л. Мифы древней Греции. М., 1977.

8. Публий Овидий Назон. Метаморфозы. М., 1977.

9. Андреев Ю.В. Поэзия мифа и проза истории. Л., 1990.

10. Грабарь-Пассек М.Е. Античные сюжеты и формы в западноевропейской

литературе. М., 1966.

11. Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания. М., 1990.

12. Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. АСТ,1997

13. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

14. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957.

15. Парандовский Я. Мифология. М., 1971.

16. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.

17. Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. М., 1989.

18. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

19. Тернер В. Символ и ритуал. М., 1983.

20. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978.

21. Фрэзер Д. Золотая ветвь. М., 1986.

22. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.

ЗАНЯТИЕ 3. Древний эпос

1. «Гомеровский вопрос».

2. Троянская война: миф и история.

3. Особенности композиции "Илиады". Характер развития сюжета.

4. Люди и боги в гомеровских поэмах.

5. Эпический стиль гомеровских поэм.

6. Развернутый комментарий первой песни «Илиады».

Литература

1. Виницкий И. Теодиссея Жуковского: гомеровский эпос и революция 1848-1849

годов // Новое литературное обозрение - 2003 - № 2.

2. Егунов А.Н. Гомер в русских переводах XVII-XIX вв. М.-Л., 1964.

3. Лосев А.Ф. Гомер. М., 1960.

4. Полонская К.П. Поэмы Гомера. М., 1961.

5. Портнов А. Был ли Гомер слепым // Техника-молодежи. 1991. № 1.

6. Сахарный Н.Л. Гомеровский эпос. М., 1976.

7. Шталь И.В. «Одиссея» – героическая поэма странствий. М., 1978.

8. Штоль Г. Генрих Шлиман: Мечта о Трое. М., 1991.

ЗАНЯТИЕ 4. Развитие архаической литературы в 7-6 вв. до н.э.: основные направления и жанры

1. Разновидности греческой лирики. Фольклорные корни лирики.

2. Греческая элегия

А). Идеал гражданина полиса в военных и политических элегиях (Каллин, Тиртей,

Солон);

Б). Нравоучение в элегии : дидактика или житейская мудрость (Феогнид);

В). "Юность почтенная" и "старость презренная" в элегиях Мимнерма.

3. Ямбография: творчество Архилоха. Семонид Аморгский о происхождении

женщин.

4. Сольная мелика.

А). Основные темы поэзии лесбосских меликов;

Б). Картины природы в стихах Алкея и Сапфо;

В). Анакреонт и "анакреонтика";

Г). Сравните Эроса Сапфо. Ивика, Анакреонта, Архилоха;

Д). Сопоставьте разработку "застольной темы" у Алкея, Анакреонта, Ксенофана.

5. Хоровая мелика.

А). Образный строй лирики Алкмана: "знаю все напевы птичьи";

Б). Композиция и герои пиндаровских од; "пиндарический стиль".

Литература

1. Античная лирика. М., 1968 (БВЛ).

  1. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 1987.
  2. Гринбаум Н.С. Язык древнегреческой хоровой лирики. Кишинев, 1973.
  3. Доватур А.И. Феогнид и его время. Л., 1989.
  4. Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная лирика. М., 1967.
  5. Гаспаров М.Л. Древнегреческая хоровая лирика // Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. М., 1980.
  6. Толстой И.И. Сапфо и тематика ее песен // Статьи и фольклоре. М.-Л., 1966.
  7. Тахо-Годи А.А. Античная гимнография // Античные гимны. М., 1988.
  8. Ярхо В.Н. Собрание трудов: Древнегреческая литература: Эпос. Ранняя Лирика. М., 2001.

ЗАНЯТИЕ 5.Классический период развития древнегреческой литературы. Расцвет древнегреческого театра

Ритуальные корни трагедии. Ф. Ницше о происхождении трагедии.

Аристотель о трагедии: определение трагедии; части трагедии; виды узнавания;

характеры; виды трагедии; категория катарсиса.

"Эдип-царь" Софокла как классический образец трагического жанра. Проблема рока в трагедии:

a)Образ Эдипа: Эдип как правитель государства; Эдип и Тиресий; Эдип и Креонт;

путь Эдипа от незнания к знанию – от пролога к эксоду; тема личной

ответственности за содеяное

b) Значение партий хора: хор как действующее лицо; тема соблюдения

божественных законов; тема изменчивости человеческого счастья

c)Композиция трагедии, развитие действия, искусство перипетии

Основной конфликт "Антигоны" Софокла.

a)Образ главной героини трагедии

b) Г. Гегель, В.Г. Белинский, В.С. Соловьев о характере конфликта "Антигоны"

c)Актуальность этической проблематики трагедии в ХХ веке.

Творчество Еврипида – новая стадия в эволюции древнегреческой трагедии:

индивидуализация и психологизация драмы.

Основной конфликт трагедии "Медея".

Любовная страсть как тема в "Ипполите".

Знаете ли Вы значение следующих терминов: агон, антистрофа, коммос, парод,

перипетия, пролог, протагонист, девтерагонист, эксод, эписодий, анагнорисис?

Фольклорные корни комедии.Своеобразие комического хора /"парабаса", "коматтион", "пнигос", "ода", эпиррема"/.

Комедиография Аристофана: основные направления творчества.

Эстетическое кредо Аристофана. Литературно-художественная дискуссия в

комедии "Лягушки":

a) Спор о задачах поэтического искусства: Эсхил – Еврипид

b) Идеал трагического героя

c) Тема почитания "старых" богов

d) Дискуссия о трагическом стиле

11.Традиционное и злободневное в комедии "Лягушки"

a) Элементы обрядовых празднеств плодородия; традиции народного балагана:

Дионис и Ксанфий

b) Исторические реалии в комедии

c) Функции хоров

Литература

1. Античная драма. М., 1970.

2. Аристотель. Поэтика /любое издание/.

3. Аристофан: Сб. статей. М., 1957.

4. Беляев Д.Ф. К вопросу о мировоззрении Еврипида. Казань, 1978.

5. Гончарова Т.В. Еврипид. М., 1984.

6. Головня В.В. История античного театра. М., 1972.

7. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 1987.

8. Гусейнов Г.Ч. «Орестея» Эсхила: образное моделирование действия. М., 1982.

9. Гусейнов Г. Аристофан. М., 1988.

10. Каллистов В. Античный театр. М., 1970.

11. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки //Ницше Ф. Собр. Соч. в 2-х т. Т. 1.

М., 1990.

12. Погосова В. Идея прощения в "Ипполите" Еврипида //Вестник древней истории –

2003 - №2 .

13. Соболевский Е.И. Аристофан и его время. М., 1957.

14. Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьев В.С. Соч. в

2-х т. М., 1988.

15. Толстой И.И. Инвективные песни аттического крестьянства в древней комедии

//Статьи о фольклоре. М. – Л., 1966.

16. Федоров Н.А. Греческая трагедия. М., 1960.

17. Фрейденберг О.М. "Эйрена" Аристофана //Архаический ритуал в фольклорных и

раннелитературных памятниках. М., 1988.

18. Чистякова Н.А. К вопросу об образах трагических героев в драмах Софокла //

Классическая филология. М., 1959.

19. Ярхо В.Н. Античная драма. Технология мастерства. М., 1990.

20. Ярхо В.Н. Древнегреческая литература: Трагедия: Собр. трудов. М., 2000.

21. Ярхо В.Н. Трагедия Софокла "Антигона. М., 1986.

22. Ярхо В.Н. Эсхил и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М., 1978.

23. Ярхо В.Н. Аристофан. М., 1954.

ЗАНЯТИЕ 6. Культура эллинизма. Греческая литература римского периода

  1. Сущность понятия «эллинизм». Новые культурные центры: эллинизация Востока и

ориентализация Запада.

Эллинистическая поэзия: основные жанры, тематика, поэтические приемы, поиски

новых литературных форм.

Идиллии Феокрита.

Античный роман и развитие повествовательных жанров в Греции и Риме.

М.М. Бахтин об античном романе:

a) Три типа античного романа

b) Особенности авантюрного романа: схема сюжета, авантюрный хронотоп

c) Взаимоотношения героя и бытовой обстановки в авантюрно-бытовом романе

Греческий эротический роман: "Дафнис и Хлоя" Лонга как прообраз пасторального

романа.

Литература

1. Античный роман. М., 1969

2. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе: Очерки по исторической

поэтике // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986.

3. Веселовский А.Н. Греческий роман // Избранные статьи. М. – Л., 1939.

4. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.

5. Греческий роман. М., 1988

6. Мелетинский Е.М. От мифа к литературе. М., 2001.

7. Протопопова И.А. Ксенофонт Эфесский и поэтика иносказания. М., 2001.

Наши рекомендации