Тема 8. Хронология. Формы, приемы изучения хронологии

1. Выберите одну из тем современных учебников истории. Определите основные даты для запоминания учащимися.

2. Составьте задания для работы с хронологией по данной теме (запись в тетрадь, подбор фактов и событий, составление таблиц, тестов и сопоставление и синхронизация событий и т.д.).

3. Определите приемы, методы и формы работы с хронологией на уроке при изучении нового материала, опросе, повторении.

Литература

1. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе / Под ред. А.Г.Колоскова. — М. — 1984.

2. Гулыга А.В. Искусство истории. — М. — 1980.

3. Вагин А.А. Методика обучения истории в средней школе. — М. — 1972.

4. Дайри Н.Г. Основное усвоить на уроке. — М. — 1987.

5. Методика обучения истории в средней школе. / Под ред. Ф.П.Коровкина — М. — 1978. — Ч.1.

6. Методика преподавания истории в средней школе: учебное пособие для студентов пед. ин-ов. — М. — 1986.

Тема 9. Урок изучения нового материала

Урок изучения нового материала является одним из первых в освоении новой темы. Учителю важно познакомится с содержанием всей темы, определить ключевые моменты и последовательность изучения материала. Подготовка учителя к уроку изучения нового материала проводится по следующим этапам:

1. Выберите одну из тем современных школьных учебников. Ознакомьтесь с основным и дополнительным материалом по теме.

2. Определите место данной темы в изучаемом курсе, тип урока, специфику возрастных особенностей учащихся. Определите цель и мотивы своей деятельности и деятельности учащихся.

3. Определите приемы и средства изложения материала. Сформулируйте основные и дополнительные вопросы. Определите методы и приемы работы учащихся.

4. Составьте план-конспект по выбранной теме по образцу.

План-конспект урока (образец)

Тип урока

Средства обучения (оборудование)

Оформление доски (например)

Словарь терминов Тема Карта
  План 1. 2. 3. Д/З  

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Формы, методы, приемы со средствами обучения и учащимися Формы, методы, приемы со средствами обучения
I.Оргмомент  
II.Объяснение нового материала Мотивация План 1. 2. 3. Работа с тетрадью, учебником, картой, источником и т.д.
III.Закрепление изученного материала (обратная связь). Итог урока.  
IV.Комментирование домашнего задания.  

Литература

1. Историческое образование в современной России (Е.Е. Вяземский, О.Ю. Бигрелова и др.) — М — 1997 — С.78-109.

2. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. — М — 1988 — параграф 4.

3. Грицевский И.М. Работа учителя с учебником при подготовке к уроку истории — М — 1987 — С.16-26.

4. Озерский А.Ю. Учебники истории: сегодня и завтра // История: еженедельное приложение к газете «Первое сентября». — 1997. — № 7.

5. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе / Под ред. А.Г. Колоскова. — М — 1984.

6. Баранов П.А. Использование групповой формы работы учащихся при изучении истории (Х класс) //Преподавание истории в школе. — 1990 — № 6.

7. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. — М — 1968.

8. Бухвалов В.А. Технологии работы учителя-мастера. — М — 1995.

9. Виноградов В.Ф. Пути повышения эффективности урока на основе реализации межпредметных связей // Преподавание истории в школе. — 1988— № 5.

10. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении.

11. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. — М — 1995.

12. Лийметс Х.И. Групповая работа на уроке. — М — 1995.

13. Литвинов А.В. Иконические модели // Народное образование. — 1991.— № 7.

14. Троицкий Ю.Л. Дети пишут историю (инновационная технология исторического образования) // Преподавание истории в школе. — 1999. — № 1.

15. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. — М — 1984.

16. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. — М — 1989.

17. Шаталов В.Ф. Точка опоры. — М — 1987.

18. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого. — М — 1991.

19. Герцов Г.Г. Работа с книгой: рациональные приемы — Минск — 1989.

20. Грицевский И.М., Грицевская С.О. От учебника — к творческому замыслу урока — М — 1990.

21. Зуев Д.Д. Школьный учебник — М — 1983

22. Сохор А.М. Логическая структура учебного материала — М — 1974.

Наши рекомендации