Комедии
Оптимистичность и радостное восприятие жизни четко прослеживается в произведениях первого периода творчества Шекспира. Однако автор не отвергает описание мрачных и негативных жизненных реалий и социальных противоречий, но верит в то, что добро восторжествует. На протяжении 90-х годов XVI века Шекспиром были написаны десять веселых, светлых и искрометных комедий: «Комедия ошибок», «Укрощение строптивой», «Два веронца», «Бесплодные усилия любви», «Сон в летнюю ночь», «Венецианский купец», «Много шума из ничего», «Виндзорские насмешницы», «Как вам это понравится», «Двенадцатая ночь». Основу сюжета произведений этого периода можно найти в сочинениях античных авторов и современников Шекспира, среди которых Боккаччо, Ариосто, Плавт и другие выдающиеся деятели литературы. Комические пьесы Шекспира раннего периода написанные в наиболее оптимистичный период английского гуманизма наполнены бесконечным весельем и переливающейся через край радостью, характерным для эпохи Возрождения. Тематика комедий – любовь, дружба, музыка, поэзия, природа. В мире Шекспира природа рисуется как благое, мудрое начало, человек молод, жизнерадостен, добродетелен, готов на самопожертвование и подвиг во имя дружбы и любви. Недостатки и пороки персонажей пьес легко преодолимы. На пути к своему счастью герои комедий с честью встречают трудности, сталкиваются с жизненной несправедливостью, человеческой жестокостью и злобой, но решительно вступает в борьбу со злом и побеждают. Определяющей особенностью жанра Шекспировской комедии раннего периода является объединение в целостность фантастического и реального, серьезного и смешного. Действия произведений, как правило, разворачиваются в двух органично переплетающихся мирах –романтическом, высоком, реальном и бытовом. В своих комедиях Шекспир использует стих и прозу. Три комедии «Троил и Крессида», «Конец дело венчает», «Мера за меру» написаны во второй период творческой деятельности Шекспира, который совпал с углублением социально-политических противоречий в стране и соответственно несут отпечаток трагического мировосприятия. Однако сосредоточенность на трагических жизненных проблемах, описание непреодолимых противоречий и конфликтов действительности не означали отход Шекспира от гуманизма.
Поэмы
Поэмы Шекспира основываются не только на эпической и лиричной книжной традиции, но и полны богатого гуманистического содержания, живой реальности. Благодаря своему покровителю графу Саутгемптону, состоялась первая «официальная» публикация поэм - «Венера и Адонис» (1593) и позднее, через год - «Обесчещенная Лукреция» («Насилие над Лукрецией» , 1594), обе поэмы автор посвятил графу. Первенцем своей фантазии Шекспир назвал - «Венеру и Адониса» (1593). В качестве источника, Шекспир использовал произведение Овидия «Метамарфозы». Античный миф о любви богини Венеры к прекрасному юноше Адонису. Свою поэму Шекспир обогатил метафорическим противопоставлением чувственной страсти и разума. Вторая поэма Шекспира «Обесчещенная Лукреция» («Насилие над Лукрецией») – резко контрастирующая с первой его поэмой. Источниками поэмы, послужили ряд произведений предшественников Шекспира: Овидия «Месяцеслов», английский вариант рассказа Тита Ливия из сочинения «История Рима», а также рассказ Чосера в «Легенде о добрых женщинах». Сюжет поэмы: узнав о красоте и добродетели Лукреции, жены военачальника Коллатина, царский сын Тарквиний совершил над ней насилие. Не выдержав позора, она закололась на глазах у римлян, что послужило сигналом для восстания и впоследствии изгнанием Тарквиниев из Рима. Самоубийство Лукреции становится ее очищением и победой добра.
Исторические драмы (хроники)
Жанр исторической драмы (хроники) появился в условиях ряда политических и социальных событий – разгром испанской «Великой армады» в 1588 г., вызвавший всенародные патриотические чувства, ярый интерес к истории своей страны и сильное желание предугадать будущее. Придерживаясь исторической правды в отображении основных исторических тенденций, Шекспир в доступной, ясной форме трактовал отдельные факты, отдавая предпочтение их эмоциональному восприятию. Героями шекспировских исторических драм, как главными, так и второстепенными выступают исторические лица, показанные в сфере государственной жизни, а источником для написания хроник послужили сюжеты, заимствованные из истории Англии – «Хроники Англии, Шотландии и Ирландии» Рафаэла Холиншеда. В драме «Король Джон» отражены исторические события начала XIII ст.; в «Ричарде II», двух частях «Генриха IV» и «Генрихе V» отображаются события конца XIV - начала XV ст.; в трех частях «Генриха VI» и «Ричарде III» описываются военные действия Белой и Красной Роз в XV ст. Перед читателями предстают королевские дворцы, таверны, битвы, решающие судьбу государства, рыцари, разнообразные жанровые сцены, а сочетание трагического и комического находит свое развитие именно в хрониках. В своих произведениях Шекспир соединил и трагедии погибающего рыцарства, и драму неправедной власти, и духовные искания героев, историю и быт.
Венец Шекспировских хроник раннего периода - «Ричард III». В произведении представлена психология злодея, безгранично преступного и мрачного, а личность и история главного героя играют важную роль для последующего понимания творческого наследия драматурга.
Драмы (Трагикомедии)
Поиски оптимистического решения социальных трагедий привели к созданию жанра романтических драм, носящих оттенок своеобразной поучительной притчи. Обилие приключений и чудесных случайностей, спасающих героев, соединяется в трагикомедиях с печальными событиями и безысходными ситуациями. Ярким примером тому, являются пьесы «Буря», «Зимняя сказка» и «Цимбелин», на протяжении которых разворачивается ряд трагических обстоятельств и вероятен трагичный исход, но чудесные узнавания и волшебная сила приводит к счастливому финалу. Этот прием «двойной развязки» призван своего рода маскировать трагические конфликты и занимать зрителей придворного театра увлекательными приключениями. Шекспир сберегает чувство реальности, твердо основываясь на нем, воплощая реальные конфликты реальной исторической действительности. Он оставался верен своим идеалам, как реалист не видел торжества гуманистических идей в современном обществе и переносил позитивное разрешение жизненных противоречий в мир мечтаний. Подчеркнутая театральность и фееричность трагикомедии-сказки «Буря» свидетельствует о принадлежности ее к барокко. Если в реальном мире царят зло и несправедливость, то в мире мечты Шекспир рисует победу добра. Сюжет «Бури» многогранен: он содержит глубокие раздумья, насчитывает много персонажей и символичных ситуаций и призывает к созданию нового света, без унижений, насилия и жестокости. Трагедии Второй период творчества Шекспира (1601-1608) характеризуется глубоким трагизмом. Трагедия, вызывая чувства сострадания и страха, приводит зрителей к нравственному очищению. Характеры в трагедии должны увлекать не только страстью, но и мыслью. В произведениях Шекспира изображена судьба человека в обществе, полном жестокости и эгоизма. Главный герой трагедий – человек высокой самооценки, который вступает в конфликт с миром, проходит через жестокие испытания, испытывает огромные мучения, тяжелые переживания и неизбежно гинет. Действия трагедий разворачиваются не в узкой сфере приватной жизни, а выводит на широкое пространство исторических, социальных конфликтов, охватывает разнообразные явления реалий. В основе конфликтов трагедий Шекспира лежит ренессансная концепция самодостаточность человека, рассматривается его способность отстаивать права. Постепенно углубляется анализ психологии человека, стимулов его поведения в жизни общества.
Художественный мир Шекспира. В основе построения художественного мира в произведениях Шекспира лежит получившая широкое признание в эпоху Возрождения концепция Единой цепи бытия, прообраз которой можно найти в индийской «Бхагават-гите», в трудах Псевдо-Дионисия и ряде других древних источников. Согласно этой концепции, весь мир представляется как некая цепь (или лестница), которая восходит от камня (материального и бездуховного начала) к Богу (духовному, нематериальному началу). В центре этой цепи находится человек, соединяющий в себе духовное и материальное. В каждом отдельном звене цепи по принципу Великой аналогии выстраивается своя иерархия. Так, камень не равен камню, есть «царь камней» — алмаз, как среди металлов — золото, среди растений — дуб, среди птиц — орел, среди зверей — лев, среди людей — король, в семье — отец, среди небесных тел — солнце. Если хотя бы в одном звене произойдет разрушение этого вечного порядка, вся цепь придет в движение, везде начнется хаос и всеобщая гармония не наступит до тех пор, пока не восстановится испорченное звено, не будет вправлен вывих, пользуясь образом одной из реплик шекспировского Гамлета. Именно этой концепцией, а не поэтическими эффектами объясняется, почему мертвые выходят из гробов в «Юлии Цезаре» после убийства правителя Рима; почему в «Гамлете» появляется призрак убитого короля, почему разражается буря в «Короле Лире», когда старого короля изгоняют родные дочери, в «Макбете», когда Макбет убивает законного короля Дункана, в «Буре», где разгул стихии — последствие несправедливости и т. д. Однако в зависимости от жанра шекспировской драматургии — исторической хроники, комедии, трагедии, трагикомедии — общая концепция предстает в принципиально различных модификациях. Жанр оказывается важнее, чем авторская позиция, и становится ясно: Шекспир — писатель далекой эпохи, которого нельзя оценивать (как это делал Л. Н. Толстой в своей знаменитой статье об английском драматурге), применяя к нему требования как к писателю нового времени.
Исторические хроники. Все хроники Шекспира представляют собой единый цикл, посвященный становлению современной для писателя английской государственности. Писатель своими хрониками охватывает все последовательно сменявшиеся царствования английских королей от Ричарда II (и его предка короля Джона) до воцарения современной ему династии. Главным действующим, развивающим и определяющим сюжет фактором в хрониках становится всесильное Время (а не те короли, именами которых называются хроники: эти имена обозначают лишь время их правления). Шекспир, руководствовавшийся концепцией Единой цепи бытия, преодолевает ее статичность, опрокидывая вектор вертикали (снизу вверх, к небу, к Богу) в горизонталь движения Времени. Но как представитель старого типа мышления (телеологического, а не причинно-следственного), он показывает, что течение времени определяется из будущего, выстраивая свои произведения по законам логической инверсии (подобно «Песни о Роланде» и другим памятникам средневековья). Комедии Шекспира. Магистральный сюжет шекспировской комедии (по Л. Е. Пинскому) — приоритет естественной жизни. Социальная жизнь, столь важная в хрониках, уступает место частной жизни, чувствам человека, среди которых главные — дружба и любовь. На смену закономерной поступи Времени, отмеченному в хрониках, в комедиях на внешнем уровне приходит торжество счастливой случайности, игра недоразумений, неожиданностей, которые щедро дарит природа. Полнота ощущения жизни рождает характерный для комедий Шекспира жизнерадостный смех (сатира почти отсутствует), формирует светлую лирическую линию в их сюжетах и обрисовке персонажей. В системе образов причудливая игра природы сказывается, например, в появлении среди персонажей близнецов, немыслимых ни в хрониках, ни тем более в трагедиях. Близнецы порождают множество комических недоразумений, веселую путаницу. Драматизм, грусть в комедиях мимолетны и только подчеркивают ощущение счастья, праздника жизни, неизбежно наступающего в финале. Развитие комического от «Комедии ошибок» и «Укрощения строптивой» до «Сна в летнюю ночь» и «Двенадцатой ночи» идет по пути отказа от внешних комических приемов. Так, в «Комедии ошибок» комическое основано на путанице, которую производят две пары близнецов (близнецы-хозяева и близнецы, находящиеся у них в услужении). В «Двенадцатой ночи» тоже есть близнецы, но недоразумения, порожденные их сходством, не определяют природы комического, а лишь дополняют ощущение жизни как праздника. Если в ранней комедии «Укрощение строптивой» унижения, которым подвергает Петруччио Катарину, оправданы концепцией Единой цепи бытия, требующей главенства в семье мужа, то в зрелой комедии «Много шуму из ничего» в дуэте Беатриче и Бенедикта лидирует женщина, а в дуэте Геро и Клавдио никто не лидирует, а все определяет чувство взаимной любви. Драматические повороты действия, сближающие комедию с трагедией, появляются в «Венецианском купце» (образ еврея Шейлока и связанная с ним сюжетная линия) и «Много шуму из ничего» (линия дона Хуана и связанная с ним интрига, едва не разрушившая любовь Геро и Клавдио). Тенденция драматизации приводит к появлению «мрачных комедий» третьего периода. Шекспир поразительно соединил в себе трагическое и комическое начала, и их союз проходит через многие его произведения: трагическое присутствует в комедиях, а комическое — в трагедиях, оба начала уравновешиваются в поздних драмах-утопиях.
Ранние трагедии. Трагическое как ужасное предстает в первой трагедии Шекспира — «Тите Андронике», где фигурируют 14 кровавых убийств, 34 трупа, изнасилование, две отрубленные головы, три отрубленных руки, отрезанный язык, человек, закопанный живым в землю, и даже эпизод, в котором злодейку царицу Тамору кормят пирогом из мяса ее сыновей. Все это вполне в традиции, идущей от Сенеки и возродившейся во времена Шекспира в жанре «трагедии ужаса». Хотя черты такого несколько примитивного понимания трагического сохранятся в последующих трагедиях Шекспира, уже в «Ромео и Джульетте» природа трагического принципиально меняется.
Лишь игра случайностей (несчастливых, в отличие от счастливых случайностей в комедиях) и избыток жизненных сил юных героев, заставляющий их торопиться жить и спешить чувствовать, приводит их к гибели. Однако было бы ошибкой видеть в смерти героев только случайность, она торжествует лишь на внешнем уровне, как и в комедиях. Итог трагедии закономерен: победа все равно за любовью, а не за ненавистью, и над телами Ромео и Джульетты их родители отказываются от своей вражды. Сочетание трагического и комического обнаруживается не только в концепции этой трагедии, но и непосредственно в комических сценах, связанных с колоритным образом Кормилицы и таким ярким персонажем, как друг Ромео Меркуцио. Язык трагедии, насыщенный метафорами, эвфуистическими оборотами, игрой слов, также подтверждает жизнерадостную, ренессансную основу этой ранней шекспировской трагедии.