Некоторые особенности образования личных форм

В современном русском языке некоторые глаголы непродуктивных классов испытывают сильное влияние глаголов продуктивных классов: кудахчут (непродукт.) – кудахтают (продукт.), машут – махают, брызжут – брызгают. Поэтому у ряда глаголов есть две возможности образовать личные формы. Получается избыток, изобилие форм. Такие глаголы называются изобилующими. У этих глаголов возникают параллельные формы: указывает – указует, связывает – связует, испытывает – испытует, движет – двигает.

Наблюдается стилистическое расслоение этих форм. Продуктивные модели имеют конкретное значение и используются обычно в нейтральном стиле. Непродуктивные – имеют абстрактное и устаревшее значение и используются в книжном стиле.

В ряде случаев эти различия касаются не только стилистической окраски, но и смысла слова: спортсмен метает копье – рыба мечет икру.

У некоторых глаголов не образуется или не употребляется форма 1 лица ед. числа: пылесосить, учредить, убедить, побудить, колесить, ерундить, зиждиться, ощутить и др. Такие глаголы называются недостаточными.

В русском языке есть глаголы, которые не имеют форм лица. Они называют действия и состояния, которые происходят как бы сами по себе, без участия действующего лица. Такие глаголы называются безличными: светает, смеркается, знобит, не здоровится и др. Безличные глаголы не изменяются по лицам. В настоящем времени они употребляются в форме 3 лица ед. числа (смеркается, светает, знобит). В прошедшем времени – в форме среднего рода ед. числа (смеркалось, вечерело, знобило), В будущем времени – в форме 3 лица ед. числа: Когда рассветет, поедем.

Некоторые личные глаголы также могут использоваться в безличном значении: он не спит – ему не спится, буря повалила дерево – бурей повалило дерево.

Такие глаголы (безличные или личные в безличном значении) обычно используются для описания природы, физического и психического состояния человека.

Два спряжения глагола

Существует два основных типа личных окончаний глаголов. В зависимости от этого все глаголы распределяются по двум спряжениям.

К 1 спряжению относятся глаголы с окончаниями:

Единств. число Множ. число

1 лицо -у, -ю (веду, рисую) -ем (ведем, рисуем)

2 лицо -ешь (ведешь, рисуешь) -ете (ведете, рисуете)

З лицо -ет (ведет, рисует) -ут, -ют (ведут, рисуют).

Ко 2 спряжению относятся глаголы с окончаниями:

Единств. число Множ. число

-у, -ю (делю, прошу) -им (делим, просим)

-ишь (делишь, просишь) -ите (делите, просите)

-ит (делит, просит) -ат, -ят сушат, делят, просят).

Если глагол имеет ударяемое окончание, принадлежность его к тому или иному спряжению легко определяется по окончанию 3 л. мн. числа

(-ут, -ют; -ат, ят). Если окончание безударное, то спряжение определяется по инфинитиву.

Ко 2 спряжению относятся следующие глаголы:

1) с инфинитивом на –ить: хвалить, тушить. Искл: брить, стелить, зиждиться;

2) семь глаголов на –еть: видеть, ненавидеть, обидеть, зависеть, терпеть, смотреть, вертеть;

3) четыре глагола на –ать: держать, гнать, дышать, слышать.

Все остальные глаголы с безударными окончаниями относятся к 1 спряжению.

Три глагола (хотеть, бежать, чтить) являются разноспрягаемыми.

Глаголы есть, дать, создать (и производные от них) имеют личные формы, сохраняющие особенности их древнего спряжения.

Категория наклонения

Отношения действия к реальности выражает категория наклонения. Действие может мыслиться как вполне реальный факт, имевший место в прошлом, происходящее в настоящем или такое, которое осуществится в будущем. В этом случае глагол употребляется в изъявительном наклонении: Тает снег.

Повелительное наклонение выражает побуждение к действию, просьбу, приказ: Принеси воды.

Сослагательное наклонение глагола употребляется в тех случаях, когда действие представляется возможным, желательным, необходимым, но еще не осуществившимся: Я бы в летчики пошел.

Повелительное наклонение (образование и употребление)

Повелительное наклонение образуется от основы настоящего времени. Наиболее употребительна форма 2 лица ед. и множ. числа.

Форма ед. числа обычно представляет собой основу наст. времени: читаj, убираj, называj. Или она образуется путем присоединения к основе настоящего времени специального суффикса -и: приходи, свари.

Множ. число образуется путем присоединения к форме ед. числа суффикса -те: читайте, убирайте, называйте, приходите, сварите.

Формы повелительного наклонения, относимого к 3 лицу, образуются путем сочетания частиц пусть, пускай, да с формой настоящего или будущего времени изъявительного наклонения 3 лица ед. или множ. числа: Пусть сильнее грянет буря!; Да здравствует солнце, да скроется тьма!

Побуждение к действию, обращенное к 1 лицу, может быть выражено формами изъявительного наклонения 1 лица множ. числа: Поговорим об искусстве. Идемте с нами на концерт.

Не ко всякому глаголу можно присоединить суфф. -те. Поэтому часто употребляется частица давайте: Давайте помечтаем.

В ед. числе используется частица давай: Давай споем.

В повелительном наклонении глаголы по временам не изменяются.

Необходимо различать формы пов. накл. на -те и формы изъявительного накл. наст. вр.:

Примите меры предосторожности! Вы, конечно, примете все необходимые меры.

Сослагательное наклонение (образование и значение)

Формы сослагательного наклонения являются аналитическими: они состоят из формы прошедшего времени и частицы бы. В сослаг. накл. глаголы изменяются, как и в изъявительном накл., по родам и числам: сказал бы, сказала бы, сказало бы, сказали бы. А по временам и лицам не изменяются.

Сослаг. накл. имеет несколько оттенков значения. Основные из них условное, желательное и уступительное.

Условное значение состоит в том, что глагол в форме сослаг. накл. обозначает действие, возможное при определенном условии: Не будь на то господня воля, не отдали б Москвы (Лерм.).

Желательное значение состоит в выражении действия, желательного для говорящего: Я бы в летчики пошел, пусть меня научат.

Уступительное значение состоит в том, что глагол обозначает действие, которое происходит как бы вопреки ожиданию: Я отправлюсь за тобой, что бы путь мне ни пророчил.

Наши рекомендации