Тема урока: Люди каменного века

Тип урока:Изучение нового материала

Цели:

Образовательная:
-Создать условия для усвоения учащимися четких представлений о начале трудовой деятельности человека, его первых изобретениях и открытиях, его выживания в условиях похолодания климата;

Развивающая:

- Развивать умения работы с учебником, картой, историческими понятиями, иллюстрациями; формировать умения анализировать информацию, выделять главное, делать выводы;

Воспитательная:

-Заложить основы восприятия роли труда в жизни человека как условия его развития.

Оборудование к уроку: учебник, параграф №4, иллюстрации к параграфу, наглядные пособия, вопросы в конце параграфа.

Оформление доски:

Дата Палки-копалки, дубины, ручные рубила, гарпуны, каменный век, мамонт, загонная охота Тема: Люди каменного века: 1.Изобретения и открытия 2.Похолодание   Д/з.: параграф № 4, вопросы в конце параграфа.

План урока:

Этап урока Приёмы и методы Время (мин )
1. Орг. момент Приветствие, проверка готовности к уроку. Концентрация внимания. 2мин.
2. Актуализация знаний Постановка вопросов по пройденному материалу 10 мин.
3. Изучение нового материала Рассказ повествование учителя 20мин.
4. Закрепление изученного материала Вопросы после §4 10 мин.
5. Д/з §4 3 мин.

Ход урока:

Содержание Деятельность учителя и учащихся
1. Учитель приветствует школьников и настраивает на работу. Здравствуйте! Садитесь. Кого сегодня нет в классе?   Учащиеся настраиваются на работу и отвечают на вопросы учителя.
2. На прошлом уроке вы изучали тему «Люди каменного века». Итак, давайте с вами вспомним: 1) Когда появился «Человек умелый»? Чем он отличался от человекообразной обезьяны? (>2 млн. лет; создавал первые орудия труда) 2) Когда появился человек прямоходящий? почему его так назвали? (1,5 млн. лет) 3) Как назывался коллектив древнейших людей? (первобытное человеческое стадо) 4) Когда появились неандертальцы и с чем связано их название? 5) Какие особенности были у неандертальцев по сравнению с предшественниками? Таким образом, в истории древнейших людей важным этапом было становление прямой походки и развитие человеческого мозга. Возникновение речи и мышления, умение изготовлять орудия труда стали важнейшими отличиями древнейшего человека от животных. Учащиеся отвечают на вопросы
3. Тема нашего сегодняшнего урока «Люди каменного века». Запишите себе ее в тетради. План: 1) Изобретения и открытия 2) Похолодание §54. С.11. Открывают учебник, записывают в тетрадь  
  Трудовая деятельность человечества началась очень давно. Но потребовались миллионы лет, чтобы усовершенствовать орудия труда. Сначала древние люди научились изготавливать палки-копалки и дубины, затем заостренные камни – ручные рубила. Постепенно люди овладели обработкой кости и рога, и смогли изготавливать новые орудия труда – скребки, копья и гарпуны. «Скажите, что такое гарпун?» (копье, которое бросают в животное при охоте). Чтобы уберечься от непогоды и хищников, первобытные люди стали создавать жилища. Зачастую это были пещеры. «Но везде ли были пещеры?». Поэтому люди сооружали землянки и шалаши из жердей, костей и шкур животных. Укрощение огня. Важным явлением жизни древних людей стало использование огня. Давайте вместе прочитаем об этом. В жилищах горел костер, который согревал ночами, защищал от зверей и позволял готовить пищу. Испеченное в углях мясо было полезнее и вкуснее. Человек стал получать больше энергии от пищи и он развивался, становился сильнее и умнее. Сразу ли умел человек самостоятельно добывать огонь?(нет, он собирал его на пожарищах) Спустя тысячи лет человек сам научился добывать огонь. Для этого он высекал искры из кремня и поджигал сухую траву. Таким образом, труд человека и овладение огнем выделило его из ряда животных. Все это происходило в каменном веке. Запишите в тетради - Длился каменный век более 2 миллионов лет. 2.Похолодание Около 100 тысяч лет назад на Земле наступило резкое похолодание. Зимы стали продолжительными и морозными. Северная часть Европы, Азии и Америки покрылась ледником – огромной многометровой толщей льда (Запишите это понятие в тетради). Теплолюбивые животные погибли или ушли далеко на юг. Но человек выжил, потому что к тому времени он овладел огнем, научился шить одежду и строить жилища. (Продолжает другой ученик)В холодном и суровом климате важнейшим занятием для людей стала охота на диких животных. Люди охотились на диких лошадей, оленей и бизонов, пещерных медведей. Особенно желанной добычей был мамонт – огромный слон, покрытый шерстью, с сильно изогнутыми бивнями(Запишите это понятие в тетради). Первобытные охотники придумали загонную охоту(Обратите внимание на иллюстрацию на стр. 12). С помощью огня они загоняли крупных и тяжелых животных в ямы-ловушки или в болото, овраг – любое место, откуда им было трудно выбраться. Основным орудием охоты было деревянное копье. Со временем его усовершенствовали, привязав к древку острый каменный наконечник. Часто в схватках со зверями люди погибали сами или погибали от голода в долгих поисках пищи.   Таким образом, чтобы выжить, уцелеть и оставить после себя потомство, первобытный человек преодолел огромные трудности. Его спасло то, что он не только приспосабливался к окружающей природе, но и взялся активно ее осваивать. Объяснение учителя. Ученики отвечают на вопросы.   Работа с учебником. Комментированное чтение первого пункта.     Учащиеся записывают в тетради   Комментированное чтение   Записывают в тетради   Объяснение учителя     Подведение выводов
4. 2)Сколько времени продолжался каменный век? Почему его так назвали? 3)Какое значение имело в жизни первобытного человека укрощение огня? 4)Когда на земле наступило резкое похолодание? 5) Объясните, как человеку удалось выжить в холодном и суровом климате. Учащиеся отвечают на вопросы
5. §4. Вопросы в конце параграфа, Отдельно – вопрос 6. понятия наизусть Записывают д/з в дневник

Наши рекомендации