IV. Эстетическое значение обрядового фольклора

Подводя итоги, отвечаем на 8-й вопрос учебника (с. 11): писателей, композиторов и художников народная обрядовая поэзия интересовала потому, что в ней наиболее сильно выразилась связь с природой, историей и душой русского народа.

V. Литературное краеведение

Выступают дети, которые готовили индивидуальное домашнее задание; ученики рассказывают, как в их семьях отмечают календарные праздники.

Домашнее задание

Подготовить ответы на вопросы и задания 1—8 учебника (с. 10—11).

Подготовить материал об обрядах и народной культуре своего края.

Индивидуальное задание

Учитель может дать индивидуальные задания рассказать о мужских и женских народных костюмах, о ремеслах и рукоделиях, о песнях, исполняемых во время сельскохозяйственных работ. Соответствующие материалы есть в библиотеках. Можно предложить расспросить бабушек и записать те песни, которые они помнят. Такая работа до сих пор актуальна во многих уголках нашей страны.

Урок 9

Календарно-обрядовые песни. Фольклор нашего края

Урок внеклассного чтения

I. Календарно-обрядовые песни

Проверка домашнего задания — беседа

Беседуем по 1—8 вопросам учебника (с. 10—11).

Проведем работу по развитию речи, обратив внимание учеников на значение слов жито, толокно, лапти, серп, жать (7-й вопрос учебника).

Жúто — всякий хлеб в зерне или на корню. На севере житом зовут ячмень, на юге — рожь, на востоке — всякий яровой хлеб.

Толокнó — мука из поджаренного (предварительно заваренного) очищенного овса.

Лáпти — плетеная обувь из лыка, охватывающая только ступню ноги.

Серп — ручное орудие в виде изогнутого, полукруглого, мелко зазубренного ножа для срезывания хлебных злаков.

Жать — срезать под корень стебли злаков. Раньше жали серпом, сейчас жнут машинами.

Выясним, какие еще слова непонятны детям, и объясним значение этих слов.

Важно связать изучение календарно-обрядовых песен с понятиями о мифах, полученными на предыдущих уроках. Спросим детей:

— Можно ли сказать, что мифы лежат в основе календарно-обрядового фольклора? Если да, то почему?

II. Фольклор нашего края

Далее урок строится в зависимости от материала, который подготовили школьники. Работа с обрядовым фольклором поможет понять многие произведения русской литературы.

Материалы для учителя: «Круглый год», «Обряд „Крещение и похороны кукушки“» (см. Приложения этой книги).

Домашнее задание

Прочитать статью учебника «Пословицы и поговорки» (с. 11—13, ч. 1).

Пословицы и поговорки

2 часа

Урок 10

Пословицы и поговорки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем

I. Пословицы и поговорки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность

Работа со статьей учебника «Пословицы и поговорки» (с. 11—13, ч. 1).

Читаем выразительно эпиграф к статье. Предлагаем подумать над значением слов смысл и толк: внутреннее содержание, значение чего-либо, постигаемое разумом. Обратим внимание, что каждая пословица и поговорка имеют «внешнее» (то есть смысл) и «внутреннее» (толк) содержание.

Статью учебника ребята читают вслух, затем отвечают на вопросы (1-й вопрос, с. 14). Выводы запишем в тетрадь.

* Пословицы легко запоминаются, потому что они кратки, в них есть ритм и зачастую рифма.

* И пословицы, и поговорки — это краткие меткие изречения. Пословица содержит законченную мысль, а поговорка — это часть суждения без вывода.

II. Многообразие тем

Самостоятельная работа

Дайте название каждой группе пословиц, приведенных в учебнике (с. 13—14, ч. 1). Названия запишите в тетради (см. 2-й вопрос, с. 14).

III. Беседа по вопросам

4-й вопрос. Пословицы, которые возникли из басен И. А. Крылова:

«Сильнее кошки зверя нет» — басня «Мышь и Крыса».

«А Васька слушает да ест» — басня «Кот и Повар».

«У сильного всегда бессильный виноват» — басня «Волк и Ягненок».

«Слона-то я и не приметил» — басня «Любопытный».

«А воз и ныне там» — басня «Лебедь, Щука и Рак».

Подготовка к сочинению

Предложим детям рассмотреть «внутреннее» и «внешнее» содержание пословиц, т. е. их прямой и переносный смысл, на нескольких примерах.

Лес рубят — щепки летят.

Прямой смысл — когда рубят деревья, действительно из-под топора летят щепки. Переносный смысл — нельзя сделать большое дело, не совершив маленьких погрешностей.

Не зная броду, не суйся в воду.

Прямой смысл — реку вброд переходить можно тогда, когда хорошо знаешь, где находится брод. Переносный смысл — если хочешь сделать серьезное дело, надо сначала изучить, как его делать, чтобы не навредить самому себе.

Цыплят по осени считают.

Прямой смысл — цыплят можно считать тогда, когда они вылупляются, но за лето некоторые могут умереть, кого-то из них унесет коршун или лиса. Поэтому говорят, что цыплят надо считать осенью, когда они уже выросли и научились прятаться от врагов. Переносный смысл — итоги надо подводить тогда, когда дело доведено до конца.

От яблони — яблочки, а от сосны — шишки.

Прямой смысл — на яблоне растут яблоки, а на сосне растут только шишки. Переносный — не надо ждать, что дело, в результате которого должен возникнуть один результат, принесет другой.

— В каких случаях употребляются перечисленные поговорки (с. 14)?

— В отношении к каким людям употребляются приведенные поговорки? (1-й вопрос рубрики учебника «Развивайте дар слова», с. 15.)

«Рвет и мечет» говорят о человеке, который возмущается чем-то и эмоционально выражает это возмущение.

«При царе Горохе» — так говорят о том, что было очень давно и неизвестно, было ли это вообще.

«Медведь на ухо наступил» — так говорят о человеке, у которого нет музыкального слуха.

Учитель показывает классу книгу В. И. Даля «Пословицы и поговорки русского народа» (можно показать словарь Даля), рассказывает, что Владимир Иванович Даль больше тридцати лет трудился над созданием «Толкового словаря живого великорусского языка» и собрал около 30 тысяч пословиц, поговорок и разного рода народных речений. В. И. Даль был врачом, дружил с А. С. Пушкиным. Именно Пушкин дал ему идею собирать русские пословицы. Слова поэта, приведенные в эпиграфе, Пушкин обращал к В. И. Далю.

Отвечая на 2-й вопрос учебника (с. 15), подведем итоги уроку.

— Почему В. И. Даль открывает свой труд «Пословицы и поговорки русского народа» таким изречением: «Пословица несудима»?

Смысл выражения «Пословица несудима» в том, что судить пословицу нельзя, потому что она сама есть суждение, выработанное мудростью народа.

Домашнее задание

Подобрать пять пословиц на одну тему. Выписать пословицы в тетрадь. Возможные темы: счастье, судьба, терпение и надежда, семья, дети, язык, речь (по выбору учителя или учеников; можно по вариантам).

Подготовить устный ответ на вопрос 3-й рубрики учебника «Развивайте дар речи» (с. 14).

Урок 11

Пословицы и поговорки: многообразие тем.

Наши рекомендации