Правописание личных окончаний глаголов

Упражнение 71

Прочитайте, укажите глаголы, назовите не­определенную форму каждого, установите вид, спряжение. Пере­пишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. В глаго­лах настоящего и будущего времени обозначьте личные окончания. Объясните правописание.

1. В первое время печалилась Саша, вид…м: скучна ей компания наша... Книжки чита…т, украдкою плач...т. Видели: письма все пиш…т и пряч...т. 2. Вот уж сегодня семнадцатый день Саша тоску…т и брод…т как тень! 3. Люб…т он сильно, сильней (не) навид…т, а доведись - комара (не) обид…т! 4. Около леса, как в мягкой постели, выспа(т, ть)ся можно. 5. Саше (не)спи(т, ть)ся, - но весело ей. 6. Надо учи(т, ть)ся, мой милый. 7. Пестрые грезы сменя...(т, ть)ся живо. 8. Дорого-любо, кормилица нива, видеть, как ты колоси(ш, шь)ся красиво (Н.А. Некрасов).

Упражнение 72

Прочитайте. Определите, какие буквы пропу­щены. Сделайте морфологический разбор выделенных глаголов: на­зовите начальную форму (неопределенная форма), вид, переходный или непереходный (если глагол возвратный, отметьте это), в какой форме употреблен: наклонение, время (только для изъявительного наклонения), число, лицо или род.

1. Заунывный ветер гон…тстаю туч на край небес, ель надломленная стон…т,глухо шепч…т темный лес (Н.). 2. Почернел,искривился бревенчатый мост (Ахм.). 3. Бухты изрезалинизкий берег (Ахм.). 4. Вот бегает дворовый мальчик (П.). 5. По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит(П.). 6. Владимир и писал быоды, да Ольга не читала их (П.). 7. Не плачь,не морщь опухших губ, не собирай их в складки (Паст.). 8. Кто пряч…тпрошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу (Твард.).

Упражнение 73

От данных глаголов образуйте формы 3-го лица множественного числа настоящего (будущего простого) времени. Перепишите, поставьте ударение, подчеркните личные окончания, укажите вид и спряжение глаголов.

Решить - решат (сов. в., II); решать - решают (несов. в., I), встретить, встречаться, претворять, пре­творить, утешаться, утешиться, гнать, гонять, слышать, прослушать, обижать, обидеть, стучать, стукнуть, бояться, бороться, послать, постлать, бросать, бросить, молоть, колоть, клеить, сеять.

Упражнение 74

Прочитайте, назовите неопределенную форму выделенных глаголов, укажите их спряжение. Перепишите, встав­ляя пропущенные буквы, обозначьте личные окончания. Перед каж­дым выделенным глаголом поставьте в скобках неопределенную форму, укажите спряжение.

Образец: Ярко (...) све...т солнце. - Ярко (светить, II) светит солнце.

I. 1. Речка (...) надуваетсяи (...) темнее...т.Деревья голы, но уже (...) жив…ти (...) дыш...т(Ч.). 2. Правда глаза (...) кол…т(посл.). 3. За ветром в поле не (...) угон…шься(посл.). 4. Гость недолго (...) гост…т,да много (...) вид...т(посл.). 5. Ноги (...) нос…т, а руки (...) корм…т(посл.). 6. Без косы сена не (...) накос…шь(посл.). 7. С моря (...) ве…тветерок (Брюс). 8. Неволь­но к этим грустным берегам меня (...) влеч…тневедо­мая сила (П.).

II. 1.Кто как (...) уме…т, тот таки (...) бре…т(посл.). 2. (...) Та…тв небе журавлиный удаляющийся крик (Бл.). 3. Чуть (...) брезж…тбледная заря (Бл.). 4.Мы (...) въезжа…мв березовую рощу (Т.). 5. Марья Ива­новна отвечала, что вся будущая судьба ее (...) завис…тот этого путешествия, что она (...) ед...тискать покрови­тельства (П.). 6. Ветер (...) навод…тпечаль, по небу тучи угрюмые (...) гон…т(И.). 7. Точильщик (...) точ…тножи, злой, шипящий звук (...) реж…твоздух (М. Г.). 8. Сребристый (...) стел…тся ковыль (Л.).

Упражнение 75

Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Обозначьте спряжение глаголов, употребленных в форме настоящего (будущего) времени.

I.1. Пыш…т пламя в лицо. 2. И гуси длин…м карава­ном над лесом держ...т перелет. 3. В ущелья и провалы ни(з, с)ход...т ночь. 4. Лес зам…ра…т, мле…т в зное. 5. Чуть брезж…т полусвет заката. 6. Ветер вдаль меня влеч…т, звонко песнь мою разносит. 7. Зыбл…тся пепель­ный сумр…к над нивами. (И.А. Бунин).

II. 1. Ветер, ласковый и сонный, едва колебл…т па­руса. 2. Поэтом мож…шь ты (не) быть, но гражданином быть обязан. 3. Гроза шумит и к бездне гон…т свободы шатк…ю ладью, поэт кл...нет или хоть стон…т, а гражда­нин молчит и клон…т под иго голову свою. 4. (Не) мож…т сын глядеть спокойно на горе матери родной,(не)буд…т гражданин достойный к отчизне холоден душой. 5. По­кажет Русь, что есть в ней люди, что есть гр…дущее у ней. 6. Морозно. Равнины беле…т под снегом. 7. ...На­плакавшись, кол…т ируб…т дрова молодая вд…ва (H.А. Некрасов).

Упражнение 76

Перепишие, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. После каждого выделенного глагола укажите его спряжение и наклонение.

Образец:Выскаж…те ваши пожелания. - Выскажите (I, повел.) ваши пожелания; Все что вы скаж…те, мы рассмотрим. - Все, что вы скажете (1, изъяв.), мы рассмотрим.

1.Выйд…теиз дому пораньше. Если встан…тевовре­мя и выйд…те без опозданий, мы по дороге все обсуд…м.2. Для подготовки к сочинению сначала выбер…тенеобходимый материал; когда его выбер…те,соста(в, вь)те план сочинения. 3. Прошу, вышл…темне учебную лите­ратуру. Как только вышл…те,позвон…те. 4. Поед…тели вы сегодня в лекторий? Если там буд…те, то потом нам обо всем подробно расскаж…те и выскаж…те ваше мне­ние. 5. Вынес…те из комнаты все лишнее. Когда вы­нес…те,хорошо ее вым…теи проветр…те.

Упражнение 77

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. В формах настоящего (будущего) времени обозначьте личные окончания, в формах прошедшего времени - суффиксы (-е-, -я-, -и-).

1. Можно было вид…ть, как ре…л горячий воздух над камнями (Арс.). 2. Буревестник с криком ре…т (М. Г.). 3. Сердце недоброе чу…т (Бун.), 4. Сердце чу…ло новую бурю (П.). 5. В окно увид…ла Татьяна поутру побелев­ший двор (П.). 6. Открытие большое вскоре ее утеш…ло совсем (П.). 7. Дерсу рассказывал, как его обид…ли (Арс.). 8. Успех работы завис…л от нас самих. 9. Сохран­ность малых рек завис…т от сохранности лесов (газ.). 10. Леле…ли мой слух суровые напевы (Н.). 11.Вид...шь, рассе…лась туча туманная, звездочки вышли, горят? (Н.) 12. Серое небо низко повисло и беспрерывно се...т на нас мелкий дождь (Гарш.). 13. Уйди же из сердца все лишнее, что так опостыл...ло мне (Ив.). 14. Дело у нас что-то плохо кле...тся. 15. Разговор не кле...лся.

Буква ь в глаголах

Упражнение 78

Перепишите, ставя в скобках перед возвратными глаголами, употребленными в неопределенной форме или в 3-м лиценастоящего (будущего) времени, вопрос что (с) д е л а т ь? или что (с)делает? и вставляя пропущенные буквы.

Образец: Он скоро (...) верне…ся. - Он скоро (что сде­лает?) вернется; Он должен скоро (...) верну…ся.— Он должен скоро (что сделать?) вернуться.

1. Надо было (...) торопи…ся. Километра через два д...лина вдруг стала (...) сужива…ся. Начали (...) попа­да…ся глинистые сланцы. 2. Ширина д...лины то (...) суживае…ся метров до ста, то (...) расширяе…ся более чем на километр. 3. Ответвления реки образуют такой лабиринт, в котором очень легко (...) заблуди...ся если (...) не держа…ся главного русла. 4. По хребту, поросш…му лесом, надо идти всегда осторожно, надо часто (...) останавлива…ся, (...) осматрива…ся, иначе легко (...) сби…ся с пути. 5. Р…внина (...) соприкасае…ся с го­рами. 6. Ночные тени стали (...) жа…ся в кусты и овраги. Они (...) вырву…ся оттуда, когда солнце скрое…ся за горизонт. 7. Среди камней и бурелома лошади должны были (...) оста…ся голодными. Зато завтра, если нам удас…ся (...) добра…ся до бивака, мы их накорм…м (В.К. Арсеньев).

Упражнение 79

Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Укажите спряжение глаголов, употребленных в форме настоящего (или будущего) времени.

1. Буря во…т в саду, буря лом…ся в дом. 2. Сп...ша известности доби…ся, боимся мы с дороги сби…ся и троп­кой торною идем. 3. Какие лица теперь приход…ся встречать! 4. Кто подтолкнуть (не) устраши…ся утес, го­товый обвали…ся? 5. Надрыва…ся сердце от муки, плохо вер…ся в силу добра. 6. Но бедной девочке (не) спи…ся! Ей чуд…ся: отец брани…ся, мать плач…т. 7. (Не)рыбац-кий парус малый, корабли мне сня…ся. 8. Он скоро вер­не…ся домой... Теперь ты бере…ся должна! Все конч…ся ладно, родная!.. 9. Нигде (не)дыш…ся вольней родных лугов, родных полей. 10. Нет! Где дело идет о народе, там я первый увле…ся готов (Н.А. Некрасов).

Упражнение 80

Перепишите, раскрывая скобки и ставя глаголы в повелительном наклонении в форме:

1) 2-го лица единственного числа: (ис­править) ошибки, (быть) вечером дома, (надеть) паль­то, не (спорить) понапрасну, (одеться) теплее, (отодви­нуться) от окна, (утешить) сестру;

2) 2-го лица множественного числа: (справиться) о расписании у диспетчера, (составить) тезисы статьи, (разрезать) бумагу, не (тревожиться) заранее, не (забыть) о консультации, (назначить) де­журных, (подготовиться) к докладу, (ознакомиться) с инструкцией, (взять) учебники, (отметить) нужные упражнения, (прилечь) отдохнуть.

Упражнение 81

Прочитайте, найдите обращения. Расскажите, как они выделяются на письме. Пере­пишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя недостающие знаки препинания.

1. Сергей Сергеич дорогой Кладите шляпу сде(н,нь)-те шпагу; вот вам софа раски(н, нь)тесь на покой (Гр.), 2. Поте(ш, шь) же миленький дружочек (Кр.). 3. При-гото(в, вь) же Дон заветный для наездников лихих сок кипучий искрометный виноградников твоих (П.). 4. То­варищ верь: взойдет она зв…зда пленительного счастья (П.). 5. Учитель Перед именем твоим позволь смиренно приклонить колени (Н.). 6. Красуйся и сла(в,вь)ся родная страна (Исак.). 7. Просла(в,вь) наша песня рабочие руки (Л.-К.). 8. Да ты ответь (не)серди(с,сь) (М. Г.). 9. Пожалуйста земляк во(з,зь)ми меня в сто­лицу (Кр.).

Упражнение 82

Прочитайте и укажите сложные предложения. Чем выражено сказуемое в простых предложениях, входящих в слож­ное? Перепишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

1. Солнце зак…тилось и ночь последовала за днем без промежутка (Л.). 2. Уже стемнело и лунный майский свет л…жился на полутемную гост...ную (Т. Куз.). 3. Вя­ло и терпко пахло картофельной ботвой горько тянуло откуда-то дымком (Бун.). 4. Солнце показывается из-за облаков и зал…вает лес поле и наших спутников грею­щим светом (Ч.). 5. С востока надвигались темные дож­девые тучи и оттуда потягивало влагой (Ч.). 6. Темнеет и кночи поднимае…ся вьюга (Бун.). 7. Уже смеркалось инадо было торопи…ся (Гайд.). 8. Мне хотелось об…ехать парк кругом и я поехал рысью вдоль ограды (Бл.). 9. Уже вечерело и среди спокойных серых облаков дл...ными грядами закрывавших небо появились оранже­вые оттенки (Бун.). 10. Приятели отыскали просеку и пошли по ней. Шли рядом молча и обоим чуд…лось будто навстречу им идут какие-то люди (Ч.).

Упражнение 83

Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания. Глаголы, данные в скобках, поставьте в форме 2-го лица множест­венного числа повелительного наклонения.

Утр...няя зарядка азбука здоровья. Она обязательна даже в режиме дня ведущих спортсменов.

Итак, вы проснулись. Не [нежиться] в постели. Ре­шительно [сбросить] с себя од…яло. Быстро [встать].

(Открыть) форточку. Не (бояться) свеж…го воздуха. Сквозняки страшны только тем кто их бои…ся и постоян­но кутае…ся.

Зарядку лучше всего начинать с ходьбы. Вам хоч…ся потянут…ся глубоко вздохнуть. Это так естественно после сна. (Поднять) руки (приподняться) на носках слегка (прогнуться) - полный вдох; (расслабиться) (уронить) руки - выдох.

После упражнений постепенно (переходить) на спо­койную ходьбу. Ваш организм успокоит(т,ть)ся, вер-не…ся к обычному ритму.

(Дышать) глубоко и ритмично. Не (задерживать) дыхания. Движения должны вызывать радость. Нельзя выполнять их кое-как с ленц…й. Упражнения должны выполняйся энергично в полн… силу.

Читатель слаб ты или силен молод или стар, - все р…вно пр…ступай к гигиенической гимнастике. Стре­ми(с, сь) к здоровью бодрости красоте!

Не с глаголами

Упражнение 84

Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания. Сформулируйте основные мысли этого текста.

...Мы скаж…м только что не в (шутка) назвал Гоголь свой роман поэмою и что не комическую поэму разумеет он под нею. Это нам сказал (не) автор а его книга. Мы (не)вид…м в ней (н...)чего шуточного и смешного; ни в одном слове автора (не)заметили мы намерения см…- шить читателя: все спокойно ист…но и глубоко... (Не) забудьте что книга эта есть только экспозиция введение в поэму что автор об…щает нам еще две такие же боль­шие книги в которых мы снова встретимся с Чичиков…м и увид…м новые лица в которых Русь выраз…ся с другой своей стороны (В.Г. Белинский).

Упражнение 85

Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Объясните правописание не с глаголами.

I. 1. Трудись, покамест служат руки, (не)сетуй,
(не)ленись, (не)пла(ч,чь) (И.). 2. Лодырю всегда
(не)здорови(т, ть)ся (посл.). 3. Не стыдно (не)спатъ,
стыдно (не)учи(т, ть)ся (посл.). 4. То сердце (не) на­
учи (т, ть)ся любить, которое устало (не) навид…ть (Н.).
5. (Н...)чего тому страши (т, ть)ся, который (н…)чего
(не)бои(т, ть)ся (посл.). 6. (Н...)(о)ком она [Арина
Петровна] (не)думала, (н…) (на)кото (не) (не) годова­ла, (н…)кого (не)обвиняла (С.-Щ.). 7. Мачеха с первых
же дней (не)взлюбила пасынка (М. Г.). 8. Мне было
тягостно и скучно, (не)хватало бабушки, товарищей,
(н...)(с)кем было говорить (М. Г.).

II. 1. Пермяков показал сталеварам, сколько тонн
стали (не)додал каждый (В. П.). 2. Миномет бил до тех
пор, пока до окопа (не)добежали краснофлотцы, ринув-шись в атаку (Соб.). 3. Завод (не)довыполнил план второго квартала по вине смежников (газ.). 4. Рождест­венский слишком верил в свои силы, но (не)дооценивал способностей своего противника (Н.-Пр.). 5. Днем мне (не)домогалось (Арс.). 6. Недопюскин бился как рыба о лед, (не)доедал, (не)досыпал, дрожал над каждой копейкой (Т.). 7. Штольц (не)дорос еще до идеала об­щественного русского деятеля (Добр.). 8. Ему (не до­ставало длинного летнего дня для того, чтобы переде­лать все, что нужно (Л. Т.). 9. Лошадь упала на бок, лежит, только бьется ногами, до земли (не)достает (Л. Т.).

Упражнение 86

Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя недостающие знаки препинания. Выделенные слова разберите по составу.

Имя Ивана Алексеевича Бунина вместе с им…нами Пушкина Гоголя Достоевского Чехова сост…вля…т славу и гордость нашей родной литературы. Стихи поэта пре­красны своей уд…вительной почти (не) правдоподобной точностью. Начне(ш, шь) читать Бунина и поп…де(ш, шь) в многоцветный радостно-яркий мир приро­ды. Зрение у поэта острое безошибочное. В треугольную цепь стро...тся птич...я стая и вот цепь уже плывет и раз­меренно кача…тся. Так это и есть на сам…м деле. Вот тополь. А леса на дальних кос…горах. Осен…ю они (ж…лто)красные и по­хожи на лис…й мех.

А как остер слух поэта. Он слыш…т все каждый малый ш…лест ш…рох треск. Намеренно подб…рает слова кото­рые созд…ют звуковой образ того о чем он пиш…т. Неза­метно неощ...тимо для нас поэт уч…т вид…ть всем сущест­вом вб…рать впитывать окружающий мир и ц…нить его кр…соту.

Познако(м.,мь)тесь глубже с творчеством писателя. Чтение произведений Бунина заставит вас поч…ствовать тепло его сердца об…яние живой природы и музыку род­ного слова (По В. Приходько).

Наши рекомендации