Средства выражения категории рода

ГРАММАТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. КАТЕГОРИЯ РОДА

Средства выражения категории рода

Категория рода существительного - это несловоизменительная синтагматически выявляемая морфологическая категория, выражающаяся в способности существительного в формах ед. ч. относиться избирательно к родовым формам согласуемой (в сказуемом – координируемой) с ним словоформы: письменный стол, большое дерево; Вечер наступил, Девочка гуляла бы; Окно открыто; Ночь холодная.

Все существительные в русском языке, кроме pluralia tantum, подводятся под один из трех родов, мужской, женский и средний. При характеристике рода существительных как морфологической категории в первую очередь возникает вопрос о том, можно ли приписать выражение рода окончанию существительных, так как только в этом случае род можно считать морфологической категорией существительных.

Этот вопрос возникает по ряду причин.

1) Род не всегда связан со словоизменением, он есть и у несклоняемых существительных: атташе – м. р., мадам – ж. р., фойе – ср. р.

2) Окончания существительных во множественном числе не обладают свойством дифференцировать родовую принадлежность слова.

3) Не всегда род изменяемого существительного в единственном числе можно определить по окончанию, например, лексема домишко в И. п. имеет окончание -о, а относится к мужскому роду; лексемы домина, юноша имеют в И. п. окончание -а, и тоже относятся к мужскому роду.

4) Собственно существительные (т. е. не субстантиваты типа столовая, больной, больная) по родам не изменяются.

5) Формы типа клавиш/клавиша, георгин/георгина образуют варианты одной лексемы.

Перечисленные причины свидетельствуют о том, что род существительного не всегда выражается окончанием. Однако это не означает, что окончание существительных вообще не связано с родом: существует определённая зависимость рода от типа субстантивного склонения.

Таким образом, род существительных образует грамматическую категорию без специфических морфологических средств выражения. Субстантивная флексия при выражении рода нуждается в поддержке другими признаками слова. Таким образом, в выражении категории рода оказываются втянутыми средства разных языковых уровней:

1) морфемные (морфологические) – окончания: пруд , река, озеро, портной, столовая, жаркое;

2) фонематические – конечная фонема основы (нулевая флексия является показателем мужского рода, если основа существительного заканчивается на парную твердую согласную или <j>: дом , стол , санаторий );

3) словообразовательные – субстантивные суффиксы, большинство которых имеет родовую принадлежность: подсвеч-ник, сахар-ниц-а, брат-ств-о;

4) лексические – род «предсказывается» лексической семантикой (дедушка, дядя, подмастерье, мадам, денди;,

5) синтаксические (согласование прилагательного и глагола с существительным: новое пальто, районная МТС, черный кофе, домишко виднел ся, пальто упало).

В связи с тем, что род выражается языковыми средствами разных уровней, родовая принадлежность слова может определяться по разным основаниям.

Есть слова, род которых определяется по одному признаку: в слове папа – по лексическому значению, а в слове столовая – по морфологическому (окончанию –ая). Но в большинстве случаев род предопределяется совокупностью признаков: в непроизводных словах типа пруд, река, озеро род определяется окончанием (после соответствующих согласных) в сочетании с неодушевленностью; в производных суффиксальных существительных род выражается суффиксами в сочетании с системой флексий: учи-тель, учитель-ниц-а, нежн-ость, кап-ель, благород-ств-о, пад-ениj-е, воронь-j-ё (за исключением существительных, образованных при помощи суффиксов субъективной оценки: дом-ишк-о, за-иньк-а, холод-ин-а) и т. д. Кроме этого, есть слова, род которых определяется по типу склонения, хотя сама отнесенность существительного к тому или иному типу склонения в языке никак не мотивирована. Такими являются, во-первых, непроизводные существительные мужского и женского рода с нулевым окончанием после мягких согласных и после шипящих (лень, день, бич, ночь, нож, рожь), во-вторых, слова среднего рода на -мя (знамя, племя, семя и др.). Можно сказать, что в современном русском языке род таких слов определяется на основе узуса, хотя и выражается совокупностью окончаний. Не случайно именно в словах подобного типа при словоупотреблении нередко наблюдается колебание в роде: шампунь мой, шампунь моя, тополь мой, тополь моя, вуаль мой, вуаль моя, тюль мой, тюль моя.

Еще меньше свойствами самого слова определяется род несклоняемых существительных. По общему правилу, слова, называющие лиц мужского пола, относятся к мужскому роду, слова, называющие женщин, - к женскому роду: мадам, леди, фрау, Кармен, Элен, рантье, идальго, конферансье, денди, кюре, атташе. Если несклоняемое существительное является одушевленным (но называет не лицо), то оно может употребляться и в мужском, и в женском роде (кенгуру мой и кенгуру моя). Род остальных неизменяемых слов, т. е. неодушевленных существительных, устанавливается на основе узуса, определяется по словарю. При этом можно отметить, что большинство неодушевленных несклоняемых слов относится к среднему роду (алиби, депо, пюре, фойе, метро, пальто, буриме, конфетти, такси), некоторые слова употребляется в двух родах: кофе м. и ср., пенальти м. и ср., виски м. и ср., рагу ср. и м. р. Когда существует слово с родовым значением по отношению к несклоняемому существительному, то род последнего чаще всего совпадает с родом первого: кольраби ж. р. (капуста), салями ж. р. (колбаса), цеце ж. р. (муха), авеню ж. р. (улица), хинди м. р. (язык), сирокко м. р. (ветер), названия городов, журналов обычно мужского рода, названия рек, газет, республик - женского рода.

В несклоняемых аббревиатурах род определяется по главному слову сочетания, свернутого в аббревиатуру: МГУ м. р. = Московский государственный университет, ООН ж. р. = Организация Объединенных Наций, ЦДРИ м. р. = Центральный дом работников искусств. Но это правило действует непоследовательно: аббревиатуры РОНО (районный отдел народного образования), РОЭ (реакция оседания эритроцитов) и некоторые другие – среднего рода.

При определении рода существительных особо выделяют слова с суффиксами субъективной оценки -онк-а, -оньк-а(-еньк-а), -ин-а, -ищ-е, -ишк-а/о, -ушк-а/о. Когда подобные суффиксы образуют слова с указанием на пол (мужской или женский), их род определяется по лексическому значению, например, папа → папенька, мужик → мужичонка м. р. В остальных случаях род производного слова определяется родом производящего слова: мысль ж. р. → мыслишка ж. р., заяц м. р. → зайчишка м. р., письмо ср. р. → письмишко ср. р., дом м. р. → домишко м. р., домина м. р., домище м. р., солдат м. р. → солдатушка м. р., холод м. р. → холодина м. р.

Синтаксически (с помощью согласования) можно выразить род любого существительного. Но определить род по согласованию можно далеко не всегда. В формах адъективно-субстантивных словосочетаний дифференцировать род возможно в И. п. ед. ч.: новый карандаш, новая ручка, новое перо, этот пенальти, это пенальти, эта кольраби. Что касается косвенных падежей (В. п. при этом не учитывается), то в них различают только женский и не-женский род: этой кольраби ж. р., этого пенальти м. р. и ср. р. Вне согласования, т. е. на основе других видов связи, синтаксическими средствами род существительных не определяется.

3.2. Классы существительных, выделяемые по признаку
родовой принадлежности слова

Род является классифицирующей грамматической категорией, он разделяет существительные на следующие классы:

1) существительные мужского рода. К ним относятся все слова, изменяющиеся по мужским парадигмам, типа дедушка. Михайло, денди, ЦДРИ, домишко, слово подмастерье, слово путь, а также все несклоняемые слова, с которыми сочетаются адъективные формы мужского рода;

2) существительные женского рода. К ним относятся все существительные, изменяющиеся по женским парадигмам (слова с окончанием -а /-я и нулевой флексией третьего склонения), исключая лексему путь, слова типа дедушка, зайчишка, задира и слова на -мя (знамя, племя, семя и др.) К женскому роду относятся также все несклоняемые слова, с которыми сочетаются адъективные формы женского рода;

3) существительные среднего рода. К среднему роду относятся слова, изменяющиеся по соответствующим парадигмам (т. е. с флексией -о /-е в И. п. ед. ч.), кроме слова подмастерье, слов типа Михайло, домишко, домище. К среднему роду относятся существительные бремя, время, вымя, знамя, пламя, племя, имя, семя, стремя, темя, а также все несклоняемые лексемы, с которыми сочетаются адъективные формы среднего рода;

4) существительные (преимущественно неодушевленные) с неустойчивым грамматическим родом. Это слова вроде рельс/рельса, калош/калоша, клавиш/клавиша, бакенбард/бакенбарда, заусенец/заусеница, чинар/чинара, мангуст/мангуста, вуаль (какая)/вуаль (какой) и т. п. В языке есть тенденция к закреплению за подобными существительными одного родового признака. Например, в современном языке лексема гравюра употребляется только в женском роде, а в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя встречается как существительное мужского рода: По стенам навешано было тесно и бестолково несколько картин: длинный пожелтевший гравюр какого-то сражения... Вышли из употребления такие дублетные родовые формы, как зало, облак, санатория, госпиталь (ж. р.), табель (ж. р.), юнош, сенокоса, бисквита, авантюр и многие другие;

5) одушевленные существительные общего рода (или двуродовы́е субстантивы). Ядром этого класса являются слова, называющие лицо по характерному действию или свойству, стилистически маркированные: грязнуля, неряха, чистюля, тупица, пройдоха, тихоня, стиляга, подлиза, проныра, заика, непоседа, пустомеля и т. п.

К словам общего рода относят также

· уменьшительные имена собственные лиц мужского и женского пола: Валя, Лера, Саша, Шура, Сима, Женя;

· иностранные несклоняемые фамилии (Жолио-Кюри, Россини, Верди, Дюма, Рабле, Гюго), украинские фамилии на -о (Шевченко), фамилии типа Долгих, Крученых,

· несклоняемые личные существительные вроде визави, протеже, саами.

Слова общего рода специфически характеризуются тремя обязательными свойствами. Во-первых, они должны обозначать лиц и мужского и женского пола, во-вторых, в словосочетании и предложении они должны соединяться с согласуемыми формами мужского и женского рода, в-третьих, вне согласования их род не может быть определён ни как мужской, ни как женский.

К общему роду не относятся слова, у которых обнаруживаются отдельные из перечисленных признаков. Например, в предложении Кто-то писал ему из Москвы, что известная особа скоро должна вступить в законный брак с молодой и прекрасной девушкой (Пушкин) слово особа обозначает лицо мужского пола, но к общему роду его отнести нельзя, так как у него фиксированный род, и к нему не присоединяется прилагательное в форме мужского рода.

Не следует относить к общему роду и существительные типа доктор, профессор, историк, знаток, борец, называющие лиц по профессии или какому-нибудь качеству. Хотя такие существительные похожи на слова общего рода по значению и по согласованию форм сказуемого (Доктор принимал/принимала больных с двух часов до семи), но полностью с ними не совпадают. Во-первых, у слов доктор, профессор, историк род определяется вне контекста. Во-вторых, в структуре словосочетания с ними не соединяются адъективные формы женского рода, т. е. невозможно употребление: *Иду к знакомой профессору/к новой доктору на консультацию.

Точно так же не являются словами общего рода одушевленные и неодушевленные конкретные существительные, употребляемые в переносных (отрицательно оценочных) значениях: осел, медведь, верблюд, лиса, свинья, ворона, змея, пила, нож, шляпа.

По наблюдению исследователей, слова общего рода неоднородны, они делятся на три группы. В первую группу входят слова, генетически относящиеся женскому роду, например, умница. Сочетаясь с прилагательным мужского рода, такие лексемы называют лиц мужского пола, а в сочетании с прилагательными женского рода могут называть как лиц женского, так и мужского пола: Он – большой умница (Юра – большой умница). Он – большая умница. Она – большая умница.

Вторую группу составляют слова общего рода, генетически восходящие к мужскому роду: староста, судья, запевала, кутила. Частотно они употребляются в значении мужского рода. Форма прилагательного мужского рода при них указывает на лицо мужского пола, а форма женского рода – на лицо женского пола (наш/наша староста).

В третью группу входят существительные с равной степенью проявления свойств женского и мужского рода. К ним относятся, прежде всего, уменьшительные имена собственные и несклоняемые фамилии. Разграничение полов этими существительными также достигается с помощью согласуемых словоформ: наш Саша сказал, наша Саша сказала;

6) шестой класс образуют pluralia tantum (духи, ножницы, сани), т. е. слова, не имеющие морфологического рода.

Наши рекомендации