Проблема содержания и преподавания регионального компонента в школьном курсе истории
Региональный компонент — один из важных компонентов формирования чувства патриотизма. Региональная образовательная политика представляет собой неотъемлемый компонент государственной политики в сфере образования. В 1993 г. впервые при разработке базисного учебного плана Министерством образования РФ созданы реальные предпосылки для создания учебного плана с учетом особенностей края, района, города, станицы (села). Министерством дано право и обязанность создания собственной программы развития образования в соответствии с региональными, социально-экономическими, географическими, культурно-демографическими и другими условиями.
Кубанский региональный компонент представляет совокупность трех составных:
1. региональное дополнение федеральных учебных курсов;
2. самостоятельные региональные предметы и курсы (за счет часов по выбору), например «История Кубани»;
3. региональные факультативные курсы (например, «Топонимия Кубани», «История кубанского казачества» и др.).
В 2000 г. в Краснодаре были выпущены учебники для учащихся 6-7 и 10-х классов общеобразовательной школы: «История Кубани с древнейших времен до конца ХVIII в.» (Трехбратов Б.А.) и «История Кубани с древнейших времен до конца ХIХ в. (Ратушняк В.Н.). Но разработка стратегии федерального и регионального развития еще не завершена.
Критерием для выбора программ и учебников являются базисный учебный план, утвержденный обязательный минимум содержания образовательных программ основной общеобразовательной школы от 18.07.1997. Базисный учебный план определяет минимальное количество часов на изучение образовательных областей, устанавливает максимальную учебную нагрузку обучающихся по классам.
Инвариативная часть базисного учебного плана реализует федеральный и частично региональный компоненты государственного образовательного стандарта.
Региональный компонент государственных стандартов реализуется в инвариативной и вариативной частях учебного плана, отражает национальные и региональные особенности конкретного субъекта РФ. На него выделяется от 10 до 15% времени.
Школьный компонент реализует содержание образования, определяемое образовательным учреждением самостоятельно.
Обязательная нагрузка учащихся по всем классам и ступеням обучения определяется региональными органами управления образования. При этом нагрузка не может быть выше предельно допустимой базисным планом.
Региональная образовательная политика, представляющая собой неотъемлемый компонент государственной политики в сфере образования, проводится органами государственной власти и управления субъектов федерации. Она направлена, как на реализацию общегосударственных задач в образовании на региональном уровне, так и на создание условий для всестороннего учета в образовательной сфере нестандартных, уникальных, неповторимых особенностей регионов, на превращение этой сферы в фактор регионального социокультурного развития.
«Базисный учебный план общеобразовательных учебных заведений России» разработан и принят Министерством Российской Федерации в 1993 г. Впервые созданы реальные предпосылки для органичного соединения в учебном процессе федерального и регионального компонента. Школа получила право самостоятельно реконструировать свой учебный план с учетом особенностей края, района, города, станицы (села), желаний и возможностей учителей, учащихся, запросов их родителей.
Регионализация образования предполагает учет социально-экономических, демографических особенностей края в проектировании содержания образования и воспитания в каждой школе, нахождение оптимального сочетания между базовым, региональным и школьным компонентами образования.
Регионализация образования – это отказ от унитарного образовательного пространства, скрепленного единым учебным комплексом: инструкциями, циркулярами, учебными программами, учебниками, учебно-методическими пособиями. Это наделение регионов правом и обязанностью выбора собственной образовательной стратегии, создания собственной программы развития образования в соответствии с региональными, социально-экономическими, географическими, культурно-демографическими и другими условиями.
Муниципальная (местная, локальная) образовательная политика — ключевой по сути элемент государственной политики в этой области. Именно на данном уровне эта политика обретает определенный характер (создание базовых площадок, краеведческих уголков, школьных музеев, разработка программ на краевом и городском уровне, авторских программ, утвержденных педсоветами учебных и факультативных курсов, кружковой работы).
В современной исторической науке существует несколько направлений по внедрению регионоведения в школьный курс. Одним из самых известных подходов в изучении краеведения является этнографический подход, основанный на целом ряде археологических, лингвистических и этнографических экспедиций. В этой концепции основное внимание уделяется систематизации и классификации народов, и развитие их на различных территориях на лингвистическом принципе языковой близости народов. Курсы регионоведения строятся на установлении исторического родства между народами и их современных связей и взаимоотношений.
Чаще всего этнография затрагивает комплекс этнографических явлений, которые принято называть «традиционной культурой». В ряде случаев учителя истории рассматривают курс регионоведения через изучение материального быта, формы хозяйственной деятельности, общественные и семейные отношения. Это чаще всего проявляется в курсе «Человек и общество», когда учитель говорит о социогенезе.
Другим подходом, позволяющим изучать региональный компонент, является историческая география. Основную задачу, которую решает учитель при данной концепции, можно сформулировать следующим образом — изучение специфики эволюции географических факторов в историческом развитии Кубани. Топонимия — особый раздел языкознания, является основой данного подхода, так как она неразрывно связана с историей, географией и этнологией. Историко-географические знания о своем крае, районе, городе, населенном пункте, где расположена школа, позволяют интегрировать знания.
В последнее время появился культурологический подход в изучении истории региона через художественную культуру: произведения литературы, изобразительного искусства, музыки. Данным подходом преследуется цель формирования целостного гуманистического мировоззрения, открытого идеям единства человечества, общности его судеб через интеграцию региональных историко-культурных процессов.
В школьной практике внедрения регионального компонента встречаются все три указанных подхода.
Краткий библиографический обзор затрагивает целый ряд публикаций, охватывающих различные аспекты региональной проблематики: Козлова К.И. и ряд других авторов разработали программу этнологического курса; Гадло А.В. рассматривает явление «традиционной культуры»; Авраменко А.М., Виноградов В.Б., («Историческая география Краснодарского края и Адыгеи») раскрывают историю региона через программу факультативного курса; Никонов В.А. рекомендует изучение родного края через введение в топонимику; Виноградов В.Б., Чернова Л.Н. разработали программу факультатива «История Кубани в отечественном и зарубежном изобразительном искусстве»; Путечева О.А. «Изучение региональной культуры в курсе «Мировая художественная культура».
Кубанский региональный компонент содержания образования представляет собой совокупность трех составных: региональное дополнение «традиционных предметов» инвариативной частью базисного учебного плана; самостоятельные региональные предметы и курсы, введение которых возможно за счет часов обязательных занятий по выбору; региональные факультативные курсы.
Схематично его содержание выглядит следующим образом:
1.Каждый предмет имеет свой региональный компонент: литература; музыка. В 1997 г. в Краснодаре вышел сборник «Программы регионального (кубанского содержания образовательной области под грифом Департамента образования и науки Администрации Краснодарского края, Управления общего образования);
2.Самостоятельные курсы, чаще всего факультативные: «Топонимия Кубани» (Виноградов В.Б.); «История Кубанского казачества» (Телепень С.В.); «Топонимия Приурупья» (В.В.Тер, Е.В. Тер) и др.
3.Интегрированные курсы (кружок, факультатив): «История Кубани в русской литературе» (Виноградов В.Б., Ларина О.М.); «История Кубанского казачества в музыке.
В 2000 г. в Краснодаре были выпущены учебники для учащихся 6-7 и 10 классов общеобразовательной школы: «История Кубани с древнейших времен до конца ХVIII в.» (Трехбратов Б.А.) и «История Кубани с древнейших времен до конца ХIХ в.» (Ратушняк В.Н.).
Издание учебников, учебных пособий, наглядных пособий, которое наблюдается в последнее время, способствует конкретизации фактов истории России, углублению знаний, повышению интереса к истории своего народа, развивает духовные потребности, воспитывает чувства любви и гордости за свою малую Родину.
Наличие программ — необходимое, но недостаточное условие для реализации региональных курсов в образовательных учреждениях края.
Вопросы для самоконтроля
1.Назовите направления в преподавании регионального компонента.
2.Какова структура регионального компонента?
3.Охарактеризуйте основные учебные пособия по регионоведению.
4. Какова стратегия развития исторического обществоведческого образования на современном этапе?
5. Перечислите изменения в историческом образовании конца 90-х гг. ХХ в.
6. Какие направления определяют федеральный и региональный компоненты?
7. Что служит критерием для выбора программ и учебников учителем?