Городское и сельское население.
Городское население Московской области росло устойчивыми темпами. Если , еще в 40-х годах 20 века численность сельских жителей составляла 60 % , то позже доля горожан быстро увеличивалась.
Изменение численности городского и сельского населения
в Московской области ( в % )
Годы | Численность городского населения в % | Численность сельского населения в % |
39,2 | 60,8 | |
56,3 | 43,7 | |
1999 - 2006 |
Доля городского населения по мере удаления от Москвы изменяется от 84 % в зоне ближайшего Подмосковья, до 72% в периферийных районах.
Ближайшие пригороды Москвы – это сложившиеся урбанизированные территории , расположенные вдоль основных транспортных путей (автомобильных и железнодорожных) и между ними. В дальних пригородах сельские населенные пункты разделены лесами, сельскохозяйственными землями, теперь еще и значительными территориями , занятыми дачными участками и коттеджным строительством.
Средняя людность сельских поселений Московской области – 230- 240 человек. Чем ближе к Москве, тем средний размер сельских населенных пунктов больше. На территории Подмосковья выделяют несколько типов сельских поселений: сельскохозяйственные, несельскохозяйственные, смешанные, рекреационные. Сельскохозяйственные поселения связаны с сельскохозяйственным производством, они расположены в основном в удаленных районах области . Численность населения в них в результате миграций значительно сокращается. Некоторые такие сельскохозяйственные предприятия не имеют на своей территории сельских поселений и обслуживаются бывшими сельскими жителями , проживающими в городах, в результате включения сел в городскую черту. В последние годы растет миграция горожан в сельскую местность.
Более 85 % несельскохозяйственных поселений размещено вокруг городов и в зоне железнодорожного сообщения. Большинство жителей этих поселений работают в городах. Особый вид поселений в Московской области поселения смешанного типа, многие из них выполняют функцию рекреационных поселений ( дачные поселки, коттеджное строительство). Доля таких поселений и численность населения , постоянно проживающих в них, растет.
В Московской области более 1 млн. садовых участков, они занимают значительные территории области, образуя дачные поселки. В большинстве районов Московской области летом в выходные дни, число садоводов- огородников, дачников превышает численность местного сельского населения иногда в 5-6 раз.
Отток молодежи из села, сокращение естественного прироста , большое число молодых людей , совершающих трудовые поездки в города, приводит к тому, что во многих хозяйствах Московской области средний возраст работающих – более 50 лет, с преобладанием женского населения.
Многие поселки городского типа имеют население более 12 тыс. человек (больше , чем необходимо для присвоения статуса города). Среди них :
Томилино- 27, 5 тыс. человек ( Люберецкий район)
Малаховка – 25 тыс. человек. ( Люберецкий район)
Старая Купавна - 24 тыс. человек ( Ногинский район)
Самый маленький по численности населения - дачный поселок Абрамцево (Сергиев - Посадский район) насчитывает всего 0,2 тыс. , постоянно проживающих жителей. Всего в Московской области из 109 поселков городского типа более 40 считаются дачными.
Современную Московскую агломерацию образуют вместе Москва и, расположенные поблизости от неё, городские и сельские поселения Московской области в радиусе 70 км от Московской кольцевой автомобильной дороги ( МКАД). В этой пригородной зоне наблюдаются устойчивые взаимосвязи, здесь проживает 60% населения области, хотя территория пригородной зоны занимает всего 25% территории Московской области. В радиусе 90-100 км от Москвы такие взаимосвязи становятся менее регулярными. Контур Московской агломерации имеет звездообразную форму. От ядра ( Москвы) отходят лучи , протянувшиеся вдоль автомобильных и железных дорог. В процессе расширения Москвы к ней частично присоединялись территории Подмосковья ( в 1917, 1935, 1960, 1985гг.)
В состав Московской агломерации в настоящее время входят 42 города (включая Москву) .Города, входящие в состав Московской агломерации образуют спутниковые пояса:
1 пояс - 10-15 км от границ Москвы. Это зона наиболее активного взаимодействия ближних городов со столицей. Кольцо ближайших спутников составляют 11 городов: Химки, Долгопрудный, Мытищи, Королёв, Балашиха, Реутов, Люберцы, Видное, Одинцово, Красногорск, Зеленоградский округ Москвы. Ежедневно на работу в Москву выезжает 30% населения этого пояса.
2 пояс - представлен городами , удаленными от Москвы на 50-70 км , но тесно связанными с ней . В этом поясе находится 30 городов Московской области, в том числе: Подольск, Ногинск, Щелково, Жуковский.
По мере удаления от Москвы влияние ядра агломерации ( столицы) ослабевает.
На территории Московской области в результате скопления крупных городов и населенных пунктов , объединенных тесными связями друг с другом, образуются агломерации 2 порядка . На базе этих крупных городов возникают и растут городские поселения и города. Крупнейшими агломерациями 2 порядка в Московской области являются:
1. Люберцы- Жуковский- Раменское
2. Мытищи- Королёв- Щелково
3. Химки- Долгопрудный- Зеленоград
4. Балашиха- Реутов- Железнодорожный
5. Подольск- Климовск
6. Ногинск- Электросталь
На территории Московской области находится 16 городов с населением более 100тыс. человек . Это самое большое число городов среди всех регионов России.
Города Московской области с населением более 100 тыс. челове ( в 2006г.)
№ п/п | Название города | Численность населения |
1. | Подольск | 179,5 тыс. |
2. | Мытищи | 161,8тыс |
Люберцы | 158,7 тыс | |
4.. | Коломна | 172,8 тыс. |
Балашиха | 191,0тыс. | |
6. | Электросталь | 146,2тыс |
7. | Королёв | 148,0 тыс. |
8. | Химки | 180,1 тыс |
9. | Одинцово | 131,8 тыс. |
10. | Серпухов | 125, 2 тыс. |
11. | Орехово- Зуево | 122,1 тыс. |
12. | Ногинск | 116,3 тыс. |
13. | Сергиев Посад | 112,7 тыс. |
Щелково | 112,9 тыс. | |
15. | Железнодорожный | 116,5 тыс. |
16. | Жуковский | 101,3тыс. |
Общей чертой населения всех агломераций является большая слитность городского и сельского поселений, их активное взаимодействие.
Средняя плотность населения Московского региона – 380 человек на 1 кв. км( с Москвой). В Московской области ( без Москвы) плотность населения составляет 141 чел на кв. км., она постоянно растет по мере приближения к Москве. В радиусе до 20 км она очень высока, до 60-70 км плотность составляет от 50 до 100 человек на 1 кв.км.( Подольск, Раменское). Плотность населения от 25 до 50 человек на 1 кв. м наблюдается в Орехово- Зуевском, Коломенском, Каширском, Ступинском, районах. Наименьшая плотность населения наблюдается в периферийных районах области: Шаховском, Лотошинском, Рузском, Шатурском, Серебряно - Прудском районах.
Трудовые ресурсы
Учитывая ситуацию с рождаемостью, увеличение людей старшего возраста, можно отметить снижение количества населения трудоспособного возраста (трудовых ресурсов). На протяжении многих лет трудовые ресурсы Московской области пополнялись как за счет вступления в трудоспособный возраст ( 15-16 лет) новых поколей жителей Московской области, так и путём привлечения сюда переселенцев из других регионов страны. В последние годы происходит сокращение численности населения, занятого на производстве по нескольким причинам:
- происходит снижение трудовой активности населения в возрасте от 16 до 29 лет;
- не все желающие могут найти себе работу из-за сокращения рабочих мест в результате закрытия предприятий;
- многих желающих найти работу, не устраивают условия работы, оплата труда, не соответствие имеющегося образования и квалификации и др.
В этой связи , для некоторых работников стала привычным безработица. Уровень безработицы в Московской области меньше, чем по всей стране, но больше , чем в Москве. Количество вакансий в Москве гораздо меньше суммарного количества безработных в Москве и Московской области. Темпы создания новых рабочих мест в Московской области ниже, чем в Москве, поэтому важным фактором получения рабочих мест является близость того или иного района Московской области к Москве. Жители пригородных районов совершают маятниковые миграции для работы в Москве. Сложнее жителям удаленных районов. Они могут ездить на работу в Москву и города ближнего Подмосковья или работать вахтовым способом ( 2-3 суток работа в Москве или другом крупном городе Подмосковья ; 2-3 суток отдых дома), но это связано с большими физическими нагрузками ( 4-5 часов тратится на поездки на работу и обратно), материальными затратами ( стоимость проезда, проживание в период работы и др.) Даже при условиях одинаковой зарплаты с москвичами, реальные доходы работников из дальних пригородов ниже.
Самая плохая ситуация в периферийных районах области, не имеющих своего производственного потенциала( промышленных и других предприятий). Не все безработные отсюда имеют возможности ездить на работу в крупные города из-за большого расстояния, материальных затрат, уровня квалификации и т.д. Среди различных категорий работников большему риску потерять работу подвергаются женщины.
Часть рабочих мест в области покрывается за счет приезжающих на заработки жителей государств СНГ, работающих в основном в строительстве , на транспорте. Они определенный отрезок времени ( в основном в летний период) работают в Москве и области, проживая в очень плохих жилищных условиях (часто в вагончиках, недостроенных домах, дачах или старых , определенных под снос, зданиях). После окончания сезона , они уезжают на свою родину: в Украину, Молдавию, Армению, Таджикистан и др. Зарплата таких работников при переводе в национальные валюты превышает те суммы, которые они получили бы дома, в том случае, если дома такая работа вообще есть.
► Проверь себя.
Ответь на вопросы и выполни задания.
1. Подготовьте сообщение об изменении численности населения Московского региона, своего края.
2. Составьте столбиковую диаграмму численности населения Москвы, Московской области, своего района, сделайте вывод .
3. Проанализируйте карты-атласа, определите плотность и размещения населения на территории Московской области. Ответьте на вопросы: Каков географический рисунок размещения населения Московской области. Чем это объяснить?
а) радиальное расположение Москвы;
б) наличие периферийного промышленного пояса;
в) преобладание городов в восточной и северо-восточной части.
4.Как будет решаться проблема трудовых ресурсов в Москве и Московской области, в Вашем районе, городе? Какие профессии особенно нужны Вашему городу? Какие из них приобретут особое значение в ХХ1 веке?
5. Составьте картосхему размещения населения.
6. По картам определите районы концентрации населения, и размещение крупных городов. Чем объяснить малую плотность населения, отсутствие, крупных городов на западе области? Сделайте выводы о возможной структуре населения .
7. Составьте диаграмму: “Соотношение городского и сельского населения в Московском регионе” и картосхему “Крупнейшие города Московской области”.
8. Подготовьте сообщения по интересующим Вас темам: “Города-спутники Москвы”, “Созвездие городов Московской области”, “Историко-архитектурные памятники Москвы и Московской области” , предложите свои темы выступления.
9. Мы готовимся к конкурсу на лучший проект социально-культурного развития “Мой город (село, район) в XXI веке”.
Соберите материал о социальном развитии города, поселка , в котором вы живете, побеседуйте с работниками краеведческих музеев, местными жителями . Для сбора информации и подготовке к диспуту можете работать в группах.
10. Проведите небольшое социологическое исследование, чтобы выявить тенденцию к росту или снижению численности населения района, села, города, выяснить причины такого явления, определить проблемы трудовых ресурсов и основные пути их решения.
Вопросы для социологического исследования с сельскими жителями:
- в чем вы видите преимущества жизни в городе и селе? в чем состоят недостатки и как, на ваш взгляд, их можно устранить;
- следует ли сельским жителям заниматься только сельскохозяйственной деятельностью или им необходимо развивать еще и разного рода подсобные производства, промыслы? обоснуйте свою позицию;
- какими путями должна решаться проблема развития села?
- как вы считаете, в будущем сохраняться поселки сельского типа или они станут городами? обоснуйте свою позицию;
- что бы вы предложили сделать, чтобы ваш город (село, поселок) был уютным, благоустроенным и красивым?
Вопросы для социологического исследования с городскими жителями, руководителями предприятий и администрации:
- отмечается ли в последние годы увеличение числа жителей Вашего города, района, села;
-испытывает ли ваш район, город, предприятие, недостаток (избыток) в специалистах? Каких именно? Почему?;
- каковы причины того, что люди уезжают из села( города) или приезжают в него? Уезжают на работу в другие населенные пункты или приезжают к вам из других населенных пунктов?
- Что способствует миграции? Что удерживает жителей в селе?
- В каком состоянии дороги, соединяющие населенные пункты вашего района?
- Каковы направления развития населенных пунктов вашего района, города, села, поселка?
Памятки учащимся.
Как изучать дополнительную литературу при подготовке к дискуссии:
1. Прочти предложенные учителем страницы книги.
2. Определи свою позицию по спорному вопросу.
3. Сопоставь свою оценку с точкой зрения автора.
4. Продумай, какую позицию и как ты будешь отстаивать
Как вести дискуссию:
1. Вступая в дискуссию, необходимо представлять предмет спора.
2. В споре не допускай тона превосходства.
3. Учись грамотно и четко ставить вопросы.
4. Вступая в дискуссию, сформулируй главные доводы.
5. Если тебе не хватает знаний, чтобы глубоко раскрыть вопрос, обращайся к книгам.
Законы диспута:
- Диспут - свободный обмен мнениями, все активны.
- В споре все равны, в споре рождается истина.
- Каждый выступает и критикует любое положение, с которым не согласен.
- Главное в диспуте: факты, логика, умение доказать.
- Говори ясно, точно, просто.
- В споре будьте готовы к тому, что Ваши мысли будут встречены не с восторгом, а с сопротивлением. Такое отношение не считайте ни глупостью, ни недобрым отношением. Оно может быть оправданным.
- Не спорь из удовольствия поспорить.
- Не бойтесь ошибиться.
- Вырабатывайте в себе культуру выступления, побеждает легкая манера, лишенная категоричности, агрессивности.
Памятка для учащихся
Как готовиться к семинару:
1. Изучи план, вопросы и задания к семинару, посмотри рекомендованную литературу.
2. Прочитай текст, периодическую печать, заполни таблицу:
Источники информации | факты, события | При рассмотрении какого вопроса могут быть использованы | что доказывают данные факты |
3. При чтении найди в словарях, справочниках объяснения значений новых или недостаточно известных тебе слов.
4. Подумай и выбери, в какой форме ты подготовишь ответ на вопрос (если это специально не оговорено в задании):- краткий, сложный план, тезисы, конспект, опорный конспект.
5. Проверь, по всем ли вопросам плана ты подготовил ответ? В тетради выпиши возникающие у тебя вопросы или подчеркни положения, которые кажутся тебе спорными для того, чтобы обсудить их на семинаре.
План работа над проектом:
- изучи различные источники информации по заданной теме;
- проведи социологический опрос населения по данной проблеме;
- проведи анализом полученных результатов, сделай выводы по теме,
Анкетирование как метод социологического опроса дает возможность целенаправленно и сравнительно быстро собрать разнообразную информацию, касающуюся исследуемой проблеме. При обработке результатов следует систематизировать собранную информацию по блокам. В каждом блоке обобщенной информации желательно подсчитать (в процентах) частоту разных ответов. Полученная путем анкетирования информация, ее анализ позволяет определить круг реальных проблем.
Для подготовки к диспуту, конференции по теме « Население», с целью выявления демографических проблем Московской области и своего города (поселка) можете провести социологическое исследование на примере своей семьи . С этой целью ответьте на вопросы анкеты:
1. Воспроизводство населения. Родословная семьи.
-Сколько детей было в семье бабушки?, прабабушки? (дедушки, прадедушки)
-Сколько детей было в семье твоей мамы? ( папы)
-Сколько детей в вашей семье?
-В каком возрасте вы хотели бы вступить в брак?
-В каком возрасте вы хотели бы иметь детей?
-Сколько бы вы хотели иметь детей?
2. На основе опроса членов своей семьи , составьте таблицу «Эти милые хлопоты о ребенке»( что нужно малышу первого года жизни)
Что нужно иметь малышу Кол-во Материальные затраты | ||||
Мин. | Средн. | Макс. | ||
Сделайте подсчеты и выводы?
3.Какова средняя продолжительность жизни ваших предков (по маминой и папиной линии)?
4. Факторы, влияющие на продолжительность жизни ваших предков? (социальные условия, войны, несчастные случаи, болезни и др.)
5.Миграции моей семьи.
-Место рождения членов семьи , включая предков по маминой и папиной линии;
-причины миграций после рождения;
-география городов и сел в жизни моей семьи ( сельское и городское население родословной моей семьи)
- были ли в вашей семье внешние миграции за границу, назовите причины;
-хотели ли бы вы уехать из страны ? Укажите причины.
6.Трудовые ресурсы моей семьи.
-каковы профессии и род деятельности в вашей семье;
-есть ли трудовые династии, сколько им лет;
-какое образование имеют члены вашей семьи. Назовите учебные заведения, в которых обучались члены вашей семьи ( место их нахождения);
-какую профессию и в каком учебном заведении вы хотели бы ее получить?
-хотели бы вы уехать из России для ( после) получения образования?
-уверены ли вы, что после получения профессии, вы найдете работу по специальности? Назовите возможные варианты вашего места работы.
7.Социальные проблемы населения.
-Считаете ли вы, что в стране имеются все необходимые условия для рождения здоровых детей?
-Курите ли вы? В каком возрасте начали?
-Пробовали ли вы спиртное? В каком возрасте и как часто употребляете сейчас? Пробовали ли вы наркотики? Как влияют эти факторы риска на Ваше здоровье, здоровье ваших родителей ,родственников, друзей?
8.Социальные условия жизни в нашем микрорайоне ( поселке, селе )
Для ответа на данный вопрос Вам предлагается провести исследование учреждений нематериальной сферы своего микрорайона: наличие школ, детского сада, аптек, поликлиник, стадионов, театров, концертных залов, магазинов, банков, служб быта ( мастерских, химчисток и ) и др. В ходе изучения этих учреждений составьте таблицу:
Виды услуг | Виды учреждений | Общее количество |
После подсчетов ответьте на вопросы:
Какие виды услуг и учреждений преобладают? На какой возрастной состав они ориентируются в большей степени (на молодежь, людей среднего или старшего возраста)? Укажите на план - схеме микрорайона размещение учреждений нематериальной сферы. Чем можно объяснить сложившуюся структуру и концентрацию учреждений сферы услуг?
9. Составьте проект дальнейшего развития учреждений сферы услуг, который бы учитывал потребности всех возрастных групп населения, позволил бы стать микрорайону более привлекательным для вас и ваших сверстников.
10.Ваши предложения по решению демографической проблемы в целом по стране.
Глава 5 « Формирование хозяйства Московской области»